Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/1999
Архив

"Без коньков и Россия не Россия"

В.Муратов "Без коньков и Россия не Россия"

Заслуженный мастер спорта, экс-чемпион мира в спринтерском многоборье по конькам Валерий Муратов много лет кряду отвечал за подготовку спринтерской дружины в нашей сборной. С прошлой весны его назначили главным тренером главной команды России. Теперь он лично ответствен за каждую конькобежную дисциплину от пятисотки до 10-километрового марафона, за мужчин и женщин, за спринтеров и стайеров, за опытных асов ледовой дорожки и ближайший резерв.

В первые дни нового года мы встретились с Муратовым и попросили его рассказать о состоянии дел в наших коньках и причинах слабого выступления лидеров на международной арене.

– Валерий Алексеевич, после провального выступления всей нашей сборной команды на олимпийском турнире-98 в японском Нагано и на чемпионатах мира прошлого года в спринтерском и классическом многоборье не опустились ли руки у вас и других наставников, работающих со скороходами?

– Я, как и все поклонники коньков в нашей стране, пережил буквально шок после фиаско в Нагано. Среди российских олимпийцев были и мои ученики: лауреат зимних Игр-94 в Норвегии Александр Голубев из Костромы, двукратный абсолютный чемпион мира в спринтерской комбинации Сергей Клевченя из Барнаула, обладательница Кубка мира-96 на пятисотке и экс-чемпионка мира в этой же номинации Светлана Журова из Санкт-Петербурга. Но ни они, ни никто из остальных членов сборной олимпийской команды не сумели “зацепиться” ни за одну из тридцати разыгрываемых медалей. Позор! Да, в какой-то момент после этого злополучного проигрыша в Японии я даже хотел уйти с тренерской работы. Но президент Союза конькобежцев России Владимир Дмитриевич Комаров, тоже, как и я, в прошлом спринтер, уговорил меня остаться. Да еще настоял на том, чтобы я взвалил на свои плечи новую ношу – стал главным тренером. До этого в нашей сборной такого не было. Разные наставники отвечали за разные виды конькобежной программы. Комаров мне сказал: “Посмотри, как много детей и подростков по-прежнему увлечены катанием на коньках! Как фанатично работают тренеры на местах! В каких сложных условиях продолжают существовать наши специализированные и обычные конькобежные школы! Разве это не доказательство того, что мы имеем отличный резерв для новой сборной команды!

Беда заключалась в том, что мы долгое время надеялись на успехи наших опытных скороходов и не особенно заботились о подрастающей смене”.

Президент был абсолютно прав. Мы переоценили возможности наших опытных мастеров. А они во главе с олимпийской чемпионкой-94 Светланой Бажановой, по всей вероятности, уже успокоились на достигнутом и выступали в последние годы не в полную силу. У них в стране почти не было конкуренции... Вот и оказались в Нагано туристами на черном празднике, где голландские, американские, канадские, скандинавские и японские конькобежцы били одни мировые рекорды за другими, завоевывали одни олимпийские награды за другими.

– Но под самый занавес минувшего зимнего сезона, как яркий луч в темном царстве, сверкнул 19-летний юниор из Санкт-Петербурга Дмитрий Шепель, выигравший звание абсолютного чемпиона мира в классическом многоборье на молодежном первенстве за океаном. Как вы отнеслись к этому радостному событию?

– Победа юного и талантливого скорохода из города на Неве вселила в меня уверенность: возрождение былых добрых традиций в наших коньках принадлежит вчерашним и сегодняшним юниорам, воспитанникам детских спортшкол и секций, которых еще, слава Богу, достаточно в Челябинске и Иркутске, Нижнем Новгороде и Красноярске, Кирове и Екатеринбурге. Да, нет у нас в России на сегодняшний день ни одной искусственной дорожки или крытого катка. После развала СССР мы навсегда потеряли высокогорный чудо-каток на Медео. Туда лететь и тренироваться гораздо дороже, чем, скажем, в Германию или Швейцарию. А теперь мы вынуждены готовиться к каждому новому сезону именно на зарубежных катках. Туда только бы взрослых вывезти, человек двадцать. О юных уже и речи не могло быть. И молодежь продолжала тренироваться у себя дома на естественном льду, когда капризы погоды выбивают из седла то оттепелью, то сильными морозами, то дождем, то ветрами. Да и площадь заливаемых катков в нашей стране за последнее десятилетие сократилась в десятки раз. Мы уже стали забывать, что такое массовое катание. То самое, откуда тренеры всегда выискивали одаренных ребят. Хорошо еще, что в так называемых конькобежных городах России сохранились традиции с первых морозов заливать лед на оставшихся (от размещения барахолок) стадионах.

А три бывшие дорожки с искусственным льдом – в Москве, Коломне и Екатеринбурге – приказали долго жить. Одну превратили в стоянку для грузовиков, другую законсервировали из-за отсутствия денег, третья выработала срок эксплуатации. Вот и маемся в поисках льда целый год. Теперь весь конькобежный мир готовится к стартам уже с весны. В маленькой Голландии сегодня построено одиннадцать искусственных дорожек и великолепный крытый ледовый дворец “Тиалф” в Херенвене. В канадском Калгари, в американском Милуоки, в японском Нагано, в норвежском Хамаре воздвигнуты настоящие храмы – современные крытые катки с быстрым льдом и комфортом для зрителей. Ну да что плакаться и сетовать по поводу отсутствия нормальных условий в России для развития конькобежного спорта. Нам бы сейчас только выжить! Мы очень верим столичному мэру Юрию Михайловичу Лужкову, который пообещал в районе Крылатского построить крытый каток для скороходов. И если бы не этот злополучный кризис 17 августа, то мэр-строитель приступил бы к выполнению своего обещания.

– Я с вами, Валерий Алексеевич, абсолютно согласна. Мэр Москвы непременно постарается облегчить жизнь конькобежцев, как только позволят финансы. Но вернемся к главной теме нашего разговора – о ближайшем резерве. Итак, много ли проводится соревнований по конькам среди детей, подростков и молодежи?

– Надо отдать должное руководству нашего конькобежного Союза. Ежегодно в календаре всероссийских соревнований половина стартов – это юниорские по трем возрастным группам. Тот же Дмитрий Шепель, наш новый лидер мужской сборной, в свое время прошел через всю эту систему соревнований. В 12 лет он стал чемпионом Санкт-Петербурга по младшему возрасту. В 14 выиграл Спартакиаду школьников в Перми. В 16 был победителем всероссийских соревнований среди среднего возраста. И вот уже чемпион мира среди 19-летних. Наша главная надежда на будущем олимпийском турнире 2000 года в США!

– А кроме Шепеля кто еще из молодых занимает сейчас место в главной команде страны?

– На нынешнем чемпионате России в Челябинске среди мужчин-многоборцев выиграл конькобежный марафон 18-летний Артем Кетышев из Ангарска. Кстати, в этом сибирском городе несколько лет назад открыли школу-интернат спортивного профиля по зимним видам спорта. И среди воспитанников-конькобежцев там есть отличные спринтеры и стайеры. Это ребята из разных уголков как Красноярского края, так и из других регионов страны. В их распоряжении великолепный стадион, где заливают лед родниковой чистой водой. В Ангарске проводят немало краевых, региональных и всероссийских соревнований как среди взрослых, так и среди юниоров. Вот только дорога в этот конькобежный рай обходится недешево!

– И какой же выход найден для проведения детских и юношеских соревнований по конькам?

– Единственно правильный: мы проводим много региональных или зональных соревнований для молодых скороходов. Так, например, в уральской зоне – на катках Челябинска и Екатеринбурга, в сибирской – на катках Красноярска, Дивногорска, Иркутска и Читы, в центральной зоне – на катках Коломны, Кирова и Костромы.

Большой популярностью пользуются финальные соревнования “Серебряные коньки России”. Они ежегодно стартуют в дни весенних каникул на катке “Юность” в Екатеринбурге. Лучшие воспитанники всех спортшкол оспаривают призы как в личном, так в командном зачете. Никакие кризисы в экономике, никакие капризы погоды не помешают устроителям этого большого конькобежного праздника дать старт ребятам и в этом году!

Жаль, что многолетний детский конкурс “Лед надежды нашей”, который проходил во многих городах России тоже как яркий праздник под эгидой газеты “Советский спорт”, навсегда умер. Вместе с бывшим СССР. Но детские конькобежные соревнования в России на призы наших прославленных чемпионов продолжают жить. К примеру, 6-кратная олимпийская чемпионка Лидия Скобликова приезжала в Челябинск и возглавляла судейскую коллегию на детских соревнованиях уральской зоны. Более четырехсот ребят участвовали в этом турнире. А в январе этого года в Коломне прошли юношеские соревнования на призы олимпийских чемпионов Виктора Косичкина, Людмилы Титовой и Николая Гуляева!

Такие соревнования помогут нам найти юные таланты, подобные Диме Шепелю.

 

Валентина ТРАВЬЯНСКАЯ,
мастер спорта

Рейтинг@Mail.ru