Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/1999
Архив

Творческий семинар школьных преподавателей

Творческий семинар школьных преподавателей

Творческим семинар был назван в программе. Если таковые бывают у писателей, почему бы им не быть и у учителей физкультуры. Интересно другое: на нем был установлен своеобразный рекорд: из 131 школы одного Западного округа Москвы прибыло 97 человек. Действительно, потрясающий процент явки, особенно для творческого семинара.

Хочется сразу задать вопрос, чем объясняется такая активность учителей, хотя спрашивать об этом вроде и неудобно. Но коротко отвечу сразу: очень соскучились учителя по общению, по возможности поговорить об истинно любимом деле, посмотреть других, себя показать, словом, хоть на пару часов выйти в свет, забыть о тяжести лежащих на их плечах и домашних, и школьных дел.

Организатор семинара детско-юношеский клуб физической подготовки “Арена” Западного округа. И это интереснее вдвойне. Мы немало писали в газете “Спорт в школе” об этих клубах, организованных несколько лет назад Московским городским физкультурно-спортивным объединением в каждом из округов и даже районов города. Рассказывали о их большой пропагандистской и, главное, практической работе: организации секций для детей по месту жительства, проведению соревнований и т.д.

Здесь открылась новая грань клуба – работа с учителями, хотя и обозначенная в уставе, однако в таком масштабе малоосвоенная. Директор клуба “Арена” Л.Ф. Кабанов и практический организатор этого семинара Л.А. Киселева признались, что давно не видели подобного собрания, впрочем, не их вина, в клубе начинается своего рода обновление, и этот семинар первый старт к этому. Может быть, потому и следует рассматривать его именно так.

Тема семинара дословно по плану: “Совершенствование методов и способов обучения и организации урока по физической культуре”. Чисто школьная и, вообще, рядовая тема. Некоторый праздничный антураж вокруг нее с приглашением почетных гостей, съемкой телевидения и т. д., видимо, для придания значимости все того же первого старта. И выбранная стартовая площадка в школе-новостройке № 1741 с ультрасовременными спортивными залами, большим количеством качественного инвентаря впечатляла.

Сидели на стульях и скамеечках вокруг игрового поля – на следующий раз пообещали без спортивной обуви и костюма не пускать на семинар, – и правильно сделают: по рассказам директора школы П.П. Панкина, столько сил и средств было потрачено школой на перестилку полов в зале. Это-то после сдачи новостройки! Потихоньку переговаривались между собой. О чем? Конечно же, о желании хоть когда-то поработать в таких же условиях, а то ведь у моей соседки справа в школе всего один баскетбольный мяч, у другой, слева – два. Вот и перенимай опыт, обменивайся творческими планами... А на площадке между тем происходило показательное действие. Преподаватель школы № 1255 микрорайона “Никулино-Тропарево” Любовь Владимировна Козырева обучала девятиклассников технике игры в волейбол. Тема звучала так: “Совершенствование техники нападающего удара”. Это был замечательный урок, точнее, фрагмент из него, рассчитанный по регламенту всего на 20 минут. Но как много успели за это время ребята, потому что не было ни минуты простоя, ни одного ученика вне игры. А изюминкой методики стало рациональное обучение кистевому удару, что редко увидишь и в спортивных школах. Впрочем, объяснение этому – на поверхности: урок вела известная волейболистка, олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта Любовь Козырева. Я спросила ее после семинара: не поздно ли в девятом классе обучать ребят этой популярной игре? Она ответила, что у нее начинают играть в волейбол уже с младших классов, участвуют в соревнованиях, в старших же классах идет совершенствование. К общей радости, волейбол начинает обретать снова популярность. Но Любовь Владимировна не делает этот вид спорта профилирующим в школе, ведет уроки по всем разделам государственной программы – для школьников разносторонность прежде всего. Спросила олимпийскую чемпионку, многие ли из ее бывших товарищей по команде пошли в школу. Нет, конечно, не многие, но несколько человек, как и она, полюбили школу. Беда, что из нынешних спортсменов никого нет рядом – выпускники институтов не идут в учителя, да просто совестно и звать их на существующую ныне мизерную оплату – по низшему разряду. Что делать? Л.В. Козыревой приходится самой нести громадную нагрузку.

На этот вопрос пытались ответить и некоторые участники семинара. К примеру, преподаватели школы № 72 микрорайона “Филевский парк” – заслуженный учитель России Наталья Николаевна Назарова и ее коллега Татьяна Николаевна Казакова. Они взялись показать с объявленной темой “Мотивация самостоятельной деятельности...” свою совместную работу с девятиклассниками. Поначалу возникло вроде даже недоумение – почему два учителя работают с одним классом, не стремясь применить метод раздельного обучения? Легкая атлетика не такой безобидный для нагрузок предмет. Потом разъяснилось: оказывается, в один зал были приглашены два класса, что нередко и происходит в обычных школах из-за нехватки залов и учителей. Попробуйте занять ребят все сорок пять минут урока. Эти два педагога сумели – при точнейшей, просто, можно сказать, филигранной организации обучения различным упражнениям и, конечно, безукоризненной дисциплине. Они сами признали после демонстрации, что хотели показать главным образом не фрагменты обучения самостоятельной деятельности учащихся, как значилось в программе, а возможность продуктивно работать в нынешних трудных условиях школ. При этом еще одно условие – сами учителя понимают друг друга с полуслова, обе увлечены и своим предметом, и своей школой. Впрочем, это всегдашнее отличие хорошего учителя.

Слышала вокруг похвалы этому уроку, слышала и несогласие с показанным методом – все это по ходу демонстрации, поспорить в открытую и основательно не удалось. Программа семинара, на мой взгляд, оказалась несколько перенасыщенной. Было еще выступление известного Алексея Дмитриевича Головина – школа № 1018 микрорайона “Ново-Переделкино” – с темой “Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча. Индивидуальные действия в нападении и защите”. С первых минут занятий трудно было представить, что это урок. Тренировка – да, причем классной команды. Конечно, как зрелище великолепное, учитель – он же классный тренер – кудесник. Но при чем же здесь урок? Это, можно сказать, картинки, иллюстрации, конкурсное показательное выступление. Так и оказалось: ребята – известные баскетболисты, не раз становившиеся победителями. Но это уже к вопросу – может ли быть в школе спорт?

Открытием семинара заслуженный учитель России Геннадий Анатольевич Баландин назвал выступление Татьяны Викторовны Гоцуляк из школы № 1741, той самой, где и проходил семинар. Кандидат в мастера спорта по баскетболу, она вышла с темой “Опережающий метод обучения баскетболу в начальных классах”. В самой теме нет ничего необычного. Известно, что в некоторых детских садах умели обучать детишек мини-баскетболу, но не без намерения дать им путевку в большой спорт. Здесь же должен был быть урок, а дети явно не из одного класса. Но так приятно было видеть в игре с ними, видимо, еще действующую спортсменку, что все залюбовались ими, хотя и вздыхали: сколько же труда надо вложить в этих ребятишек, чтобы каждый из них был как напоказ. Хватит ли урочного времени для этого или все-таки это результат внеклассных или дополнительных занятий? Впрочем, в конечном итоге преуспели ребята: все они прекрасно координированные, веселые, сильные.

И под занавес, видимо уже по складывающейся традиции, – аэробика. Одиннадцатый, разношерстный, явно обычный класс из школы № 816 микрорайона “Очаково-Матвеевское” под руководством Галины Сергеевны Гладыревой – кстати, тоже мастера спорта и с темой явно академической: “Совершенствование координационных способностей у девушек старшего школьного возраста”.

Мастера спорта, заслуженные учителя, учителя высшей категории, как говорится, сливки учительского сообщества, наверное, так и надо подбирать наставников семинара, тем более для стартового занятия, начала цикла. Но не слишком ли много “сладкого” на первый раз. Почему-то было жаль сидевших в зале и очень хотелось увидеть их в работе или хотя бы услышать от них слово, узнать, что не у всех все ладится и бывают ошибки и сбои, услышать совет и подсказку. Право, семинар, даже если он называется творческим, ведь не демонстрация мод, это рабочий и во многом непредсказуемый ход занятий. Здесь же заранее были расписаны и выступающие, и “критики”. Обмен мнений в результате вылился в похвальную оду – и организаторам, и выступающим.

Действительно, слова благодарности, даже восхищения просто необходимы, особенно сейчас, но вместе с ними и раздумья над тем, как отойти от старых трафаретов, открыть пошире окна для свежего воздуха времени, ведь на пороге не только новый век, но и новое тысячелетие.

Тем более что в округе такие возможности есть, к тому же первые шаги уже сделаны. И еще одно: семинар-то проводит клуб, а в клубе, наверное, должна быть и клубная обстановка, не только для детей, но и для взрослых. Почему бы после спортивного зала не пообщаться и за чашкой чая – такие доверительные разговоры, право, не могут помешать творчеству, а дружеские связи учителей станут крепче. Настроение учителя создает настроение ученика, а это, как известно, лучший стимул для учения. Все это не в обиду организаторам семинара – работникам клуба “Арена”, а с надеждой, что именно им удастся стать новаторами-организаторами.

 

Маргарита ШАРГИНА

Рейтинг@Mail.ru