Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/1999
Архив

От Афин до Сиднея

От Афин до Сиднея

Олимпийское движение набирало темпы, вовлекало в свою орбиту все новые и новые страны. А как обстояли дела в России?

Спорт в старые времена, при царизме, считался привилегией богатых, уделом господствующих сословий. Для вступления в спортивное общество необходимо было не только заручиться солидной рекомендацией, но и внести значительный денежный взнос.

Да и вообще занятия спортом не поощрялись, высшим обществом рассматривались как пустая забава. Победитель лыжного чемпионата России 1912 г. Александр Немухин рассказывал, что никто из его начальства не ведал, что он, скромный учитель рисования, – один из лучших мастеров лыжни.

О положении дел со спортом красноречиво свидетельствует газета "Русское слово". В декабре 1911 г. в ней можно было прочесть следующее: "За последнее время в состязаниях по лыжному спорту, фигурному катанию, бегу на коньках, случается, рядом с господами студентами, служащими государственных учреждений и людьми из общества прорываются к участию личности, в коих мы узнаем дворников, извозчиков, мастеровых. Правильно ли это? Конечно же, нет. Занятые физическим трудом в силу своей профессиональной принадлежности, эти личности, следовательно, имеют преимущества перед благородными господами, как имеет преимущество профессионал перед спортсменом-любителем. А поэтому мы призываем навести порядок в этом деле...".

Видный общественный деятель, выдающийся ученый П.Ф. Лесгафт, чье имя после революции было присвоено Ленинградскому институту физической культуры, разработал учение о роли физического воспитания в гармоническом развитии личности. В то же время он с горечью и негодованием отмечал, что физическая подготовка подростков поручается совершенно невежественным лицам, а то и вовсе остается без внимания.

 

Достояние народа

На фронтах гражданской войны еще кипели ожесточенные сражения, а молодая Советская республика уже была устремлена в будущее, заботилась об укреплении здоровья трудящихся и подрастающего поколения. В принятом 22 апреля 1918 г. Декрете "Об обязательном обучении военному искусству" (Всевобуче) указывалось, что рабочее и крестьянское правительство республики ставит своей непосредственной задачей привлечение всех граждан к всеобщей трудовой и воинской повинности.

Всевобуч заложил основы отечественного физкультурного движения. Николай Подвойский, возглавивший Главное управление Всеобщего военного обучения, с присущей ему кипучей энергией взялся за пропаганду спорта. По его предложению при Всевобуче был создан Высший совет физической культуры. "Рабочему нужен отдых настоящий, полный, чтобы отдохнуть телом и нервами, чтобы подышать полной грудью, набраться свежих сил, чтобы эти силы переливать в производство", – убежденно говорил Подвойский. И свои слова он подкреплял конкретными делами.

Москва, к примеру, не имела ни одного приличного стадиона, где могли бы заниматься массы физкультурников. Тогда по инициативе Подвойского на Воробьевых горах стали проводиться рабочие гулянья. Там же организовывались спортивные праздники и всякого рода соревнования.

Каждый год в биографии страны – это и новая глава из волнующей летописи нашего спорта, в удивительно сжатые сроки прошедшего путь от первых кружков Всевобуча до убедительных побед на Олимпийских играх!

О всех этапах большого пути отечественного спорта, понятно, не поведать. Поэтому, коль речь в данной подборке идет об Олимпийских играх в период от Антверпена-20 до Лондона-48, вспомним о наиболее значительных событиях, когда молодому советскому спорту, изолированному от мирового, пришлось держать экзамен на прочность.

 

Так и надо – крой, Спартакиада!

Москва, 12 августа 1928 г. Все дороги в тот день вели на празднично украшенную, ликующую, помолодевшую от звучных голосов Красную площадь. Тридцать тысяч физкультурников, крепких, подтянутых, бронзовых от загара участников I Всесоюзной спартакиады, прошагали по брусчатке главной площади страны.

В праздничных колоннах были дальневосточники, сибиряки, уральцы, волжане. В национальных костюмах шли украинцы и белорусы, узбеки и горцы... А рядом зарубежные гости – рабочие-спортсмены Австрии, Англии, Германии, Швейцарии, Франции, Финляндии, Чехословакии, Швеции и ряда других стран. Участие их в московской Спартакиаде имело особо важное, международное значение. Нельзя забывать, в какой блокаде находилась тогда наша страна. И вот в торжественном шествии по Красной площади идут 612 зарубежных спортсменов из 14 стран!

Более семи тысяч атлетов приняли участие в финальных спартакиадных стартах. Такого размаха спортивный мир в ту пору не знал. Сравните: IX Олимпийские игры в Амстердаме привлекли лишь 3092 участника. Показательно и другое. В ходе соревнований было установлено около 80 всесоюзных рекордов. А сколько талантливых имен открыла Спартакиада!

Москвичку Марию Шаманову зарубежные журналисты назвали "звездою Востока". Ей не было равных ни в беге на 60 и 100 м, ни в прыжках в длину, ни в троеборье. Причем стометровку Шаманова преодолела за 12,6. Если бы наша чемпионка приняла участие на Играх в Амстердаме, то наверняка оказала американке Элизабет Робинсон достойную конкуренцию в борьбе за олимпийское "золото".

Молодой дальневосточник Тимофей Корниенко показал на спринтерских дистанциях соответственно 10,8 и 22,0. Насколько высоки были эти достижения, показывает такое сопоставление: чемпиону Амстердамских Игр канадцу Перси Уильямсу две золотые медали принесли такие результаты – 10,8 (100 м) и 21,8 (200 м).

Сенсационного успеха добился ленинградский стайер Алексей Максунов. В забеге на 10 000 м лидировал будущий двукратный олимпийский чемпион Волмари Исохолло. Перед последним кругом гость из Финляндии выигрывал у Максунова примерно тридцать метров. Но за полкруга до финиша бегун с берегов Невы увеличил темп и обошел лидера.

Названы только три героя. Но их было намного больше, ведь в программу Спартакиады входил 21 вид спорта. Вне всякого сомнения, на равных с чемпионами IX Олимпийских игр могли бы выступать победители Спартакиады копьеметатель Анатолий Решетников, десятиборец Александр Демин, пловец Александр Шумин, штангист Ян Спарре и многие другие.

Особенно весомо и авторитетно для нас мнение заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР, в 30-х годах превысившего официальный рекорд Европы в прыжках с шестом, Николая Озолина: "Мы, пионеры советского спорта, всем сердцем радуемся достигнутым успехам. Значит, и мы в известной мере способствовали нынешним победам отечественного спорта. И мы от всей души горячо желаем нашей замечательной молодежи беречь и хранить славные спортивные традиции, заложенные еще в далеком и незабываемом 1928-м".

Да, это несомненно так. Более семидесяти лет минуло со времени I Всесоюзной спартакиады. Неизмеримо выросли рекорды, с большим размахом проходили ее наследницы – Спартакиады народов СССР. Но именно в той первой, точно в зеркале, отразился стремительный темп роста совсем молодого советского спорта.

 

Догнать и перегнать

Легендарные 30-е годы... Вся страна была охвачена невиданным пафосом созидания. Молодежь по зову сердца отправлялась поднимать новые города, возводила гигантские плотины и заводы. Страна рукоплескала подвигам Валерия Чкалова, Михаила Громова, челюскинцев, папанинцев. Отважные романтики, готовые догнать и перегнать признанных олимпийцев, имелись, естественно, и среди наших замечательных мастеров. Серьезным экзаменом для них стала III Международная рабочая олимпиада.

Место действия – бельгийский город Антверпен. Родной город великого фламандца Рубенса, принимавший Олимпиаду-20, советских спортсменов встретил радушно. Следует отметить, что никогда раньше за рубеж не выезжала столь представительная делегация (54 человека). Поскольку к нашим достижениям многие относились, мягко говоря, с недоверием, теперь представилась возможность доказать полнейший вздор всех недоброжелателей.

Соревнования рабочих-олимпийцев начались 29 июля 1937 г. И сразу же сенсация! Советский пловец Семен Бойченко в заплыве на 100 м опередил ближайшего соперника почти на полминуты. Затем москвич выступил на побитие официального мирового рекорда, принадлежавшего американцу Хиггинсу, и превысил его сразу на 2,1 секунды! Французская пресса назвала Бойченко феноменальным пловцом.

Целое созвездие чемпионов оказалось в рядах наших легкоатлетов. Роберт Люлько победил в беге на 200 м, Серафим Знаменский – на дистанции 5000 м, Николай Озолин – в прыжках с шестом, Сергей Ляхов – в метании диска. Три победы на счету Зои Синицкой – в метании диска, толкании ядра и троеборье. В прыжках в длину и в высоту лучшей была Елена Карпович.

Отличились наши мастера ринга. Вся боевая четверка – Лев Темурян, Евгений Огуренков, Виктор Михайлов и Николай Королев – поднялась на вершину пьедестала почета. Многие поединки наши боксеры завершали досрочно – нокаутом. Исключительный класс продемонстрировали наши гимнасты – и мужчины и женщины.

В последний день Антверпенской Олимпиады определился победитель футбольного турнира. Им стал московский "Спартак"! Решающий матч с норвежцами наши мастера выиграли со счетом 2:0.

Прогрессивная зарубежная печать высоко оценила успехи полпредов советского спорта на Международной рабочей олимпиаде. "Замечательная команда СССР была гвоздем Олимпиады, – писала парижская газета "Спорт". – И действительно, некоторые результаты превысили те, которые были показаны на Берлинской Олимпиаде". "Спорту" вторила "Юманите": "Сегодня большой день, и герои его – советские спортсмены". А вот что передал в свою газету один из финских журналистов: "Заслуживает внимания команда советских легкоатлетов, составленная из людей хорошего международного класса".

Старты в Антверпене вылились в грандиозный смотр мирового пролетарского спорта. В противовес Берлинской Олимпиаде, носившей явно профашистский характер, они проходили под знаком интернациональной солидарности и единства рабочего спорта против фашизма и войны.

Рейтинг@Mail.ru