Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2000
Архив
«Стандарт меня раздражает»

«Стандарт меня раздражает»

Авторская академическая средняя школа № 186, в совете которой два доктора наук – педагогических и философских... Может, и в самой Москве таких не сыщешь, а в Нижнем Новгороде вот она, есть. Прекрасное, нетиповое, как показалось, новое здание, отделанное самыми современными материалами, с красивой винтовой лестницей на хоры в библиотечном центре, с широкими светлыми окнами.

И внутри – все на особинку. Директор школы Александр Васильевич Буров так и говорит: «Стандарт меня раздражает». И в самом деле – ребятишки все такие разные, у каждого – своя неповторимая индивидуальность, своя маленькая биография. И всех их – под одну гребенку? В наше-то время, когда громогласно провозглашаются права личности, права детей!

Нет, Александру Васильевичу все это не по нутру. Он человек передовой, энергичный, творческий. И полон энтузиазма осуществлять новую парадигму образования. Она родилась лет пять назад, когда Александр Васильевич встретился с доктором философских наук Александром Михайловичем Пищиком, у которого целый кладезь был идей, новых подходов к образованию юного поколения. Бурову также их не занимать. Они встретились и поняли друг друга. И стали создавать новую школу. Александр Михайлович бросил преподавание в вузе, стал в этой школе работать.

«Таких людей вообще в мире нет, – говорит о нем директор, – только русская земля может родить подобных. Уникальное явление в науке, на любой жизненный вопрос может ответить».

Не возьмемся досконально осветить новую парадигму образования, осуществляемую в школе. В ней много аспектов – психологических, мировоззренческих, медицинских. И упрощая в известной степени вопрос, скажем в первую очередь о том, что сразу же обращает на себя внимание. В школе – ориентация на индивидуальную программу обучения каждого ребенка.

Нужна ему физика, кибернетика – он будет изучать ее столько, сколько ему надо, учась в обычном классе. Важно при этом, как, по выражению директора, смоделировать учебное пространство, как запустить процесс, решить структурные и организационные проблемы.

А проблем этих, конечно же, возникает масса. И с родителями в том числе. Психологи, педагоги, их опыт и интуиция с ними работают. У ученика же происходит как бы первая проба профессии. Потом уже в старших классах, когда школьники определяются в своих пристрастиях и устремлениях, случается и «смена курса». Но школа, ее коллектив ищут, пробуют – творят, одним словом.

«Доколе же, – восклицает Александр Васильевич, – учитель в школе будет отвечать за чью-то чужую, спущенную ему откуда-то сверху, навязанную, по сути, программу? Надо создать в школе такие условия, при которых педагог берет какую-то примерную программу и доводит ее до совершенства, вкладывая в нее свои идеи. Чтобы потом говорить с радостью и гордостью: это мое!»

Конечно, все это сложно, требует дополнительных усилий, хлопот. Усложняет жизнь руководству, но кого из новаторов когда это пугало?

...Ярким зимним днем мы стоим на заснеженном обширном школьном дворе и наблюдаем за уроком физкультуры во 2-м классе. Этот двор – наверное, с половину футбольного поля – был недавно отвоеван, вырван у городских властей. И теперь планы – устроить тут «модуль», крышу над всей площадкой, чтобы дождь не мочил и снег на голову не сыпался, а рядом – небольшой валеологический, или оздоровительный, центр. Сказать об этом просто, сделать куда труднее, но шаг за шагом... сегодня один, завтра другой.

А урок идет своим чередом. Малыши, рассыпавшись неровным строем, почти непрерывно выполняют слаженно и не очень различные упражнения, среди них много ритмических. Расписание составлено так, что урок физкультуры – всегда последний.

Занятия на воздухе! И в дождь, и в снег, образно говоря. Представьте, какой переполох поднялся среди родителей, бабушек, дедушек. Контингент учащихся в школе особый, немало отпрысков так называемых «крутых» родителей. «Кому дети небезразличны – так выразимся помягче», – сказал директор.

Он, ребенок, в семье часто один-разъединственный, вокруг него мамки, бабки, сопельки вытирают, а тут его – на улицу вместо чистого, светлого, теплого, уютного зала!

«Три года воюем, – признался Александр Васильевич, – но постепенно находим общий язык». Сейчас ситуация меняется. Уже не менее двух третей родителей стали горячими сторонниками занятий на воздухе. Потому что дети стали здоровее, радостнее, меньше болеют. И какие бы трудности это ни сулило, но, считают в школе, если все это во имя самого ценного, значимого – здоровья будущих поколений, то никаких усилий не жаль.

А началось со встречи Александра Васильевича с профессором, доктором наук Вадимом Тихоновичем Чичикиным.

«Был такой счастливый случай в моей жизни – наша встреча, – говорит директор Буров. – Когда Вадим Тихонович рассказал мне о своей программе физического воспитания в начальной школе, я сразу же его полюбил. Всю жизнь мечтал вывести физкультуру из зала на свежий воздух, и вдруг такой человек на моем пути. Мы сразу же сделались единомышленниками и начали воплощать его и мои идеи в жизнь. Взяли в физкультуре высокую планку, вернее, поставили ее высоко. Чтобы реализовать это, надо вкалывать. Не сразу город строится, но впереди должна быть – звезда. Тот, кто не задает себе высокой планки, не движется вперед».

В чем же суть программы Чичикина? Послушаем его самого:

– Начальная школа – это поистине начало начал. Если в это время не заложить ребенку определенных навыков, привычек, физических качеств, то впоследствии нередко придется лишь констатировать, что поезд уже ушел.

В начальных классах осуществляется разработанная мною авторская программа. Она включает в себя несколько элементов: физкультпаузы, активные перемены, дни здоровья – все это есть. Второй элемент: урок 3 раза в неделю с 1-го по 11-й класс. Третий элемент – внеклассная работа. Обычно к ней, как правило, привлекаются лучшие из лучших для занятий в секциях. У нас другой принцип. Наша внеклассная работа включает всех. Прежде всего всей системой соревнований внутри школы – дни здоровья, различные первенства школы. Во «внешних» состязаниях мы участвуем редко, выборочно. Дело в том, что эти состязания «на выезде» отнимают много сил и, по сути, не нужны нам. 20 человек сборной отлучаются из школы, с ними, как правило, два преподавателя... Теряется шесть уроков, остальные ученики обделены. А мы стремимся, чтобы всем было хорошо.

Кроме внутришкольных соревнований школьники посещают различного рода секции. Как удается их создать? Мы бесплатно пускаем тренеров ДЮСШ в свой зал, а они бесплатно занимаются с нашими детьми бадминтоном, флорболом, аэробикой, атлетизмом, баскетболом, волейболом, восточными единоборствами и другими видами спорта. Так реализуются интересы детей в пределах самой школы.

Теперь что касается содержательной наполняемости урока. Большинство программ (не наших) строится на принципе спортизации, то есть на основе тех или иных видов спорта. Мы считаем такой принцип нерациональным. Ведь не все станут спортсменами, и мы должны готовить людей в первую очередь к двигательной жизнедеятельности. Мы даем ребенку двигательный базис, который позволит ему в будущем оздоравливаться со знанием дела, имея определенный набор двигательных навыков.

Поэтому мы выбираем принцип не спортизации, а социализации. На занятиях нет как таковых видов спорта, а есть разделы: 1) ортодинамика – перемещения, вращения, падения, переходы из одного положения в другое; 2) монодинамика, и т. д.*...

Выявляются десять базовых двигательных способов. И идея в том, что они должны использоваться на каждом уроке. На протяжении всех лет обучения с 1-го по 4-й класс. Меняются только их варианты, последовательность, нагрузочная составляющая.

Еще одна особенность программы. Уроки проводятся не по классам, а по группам различной физической подготовленности. Скажем, урок в трех первых классах включается в расписание в одно и то же время. И дети занимаются в одной из четырех групп: первая – самая сильная, последняя – спецмедгруппа. То есть у каждого преподавателя на уроке ребятишки из разных классов.

Дети, как правило, заинтересованы в переходе в более высокую группу, жалуются родителям: «Я не хочу быть в этой слабой группе». Родитель – к преподавателю. А тот объяснит, как подтянуться, что нужно для этого сделать...

Конечно, дело идет не без трудностей. Хотя бы с теми же учителями, а они у нас далеко не из самых худших. В чем-то их можно понять. В вузе учили их одному стандарту – спортизации учебного процесса. А здесь им предлагается нечто совсем иное. От усвоенных стандартов они отходили с трудом, на первых порах хихикали даже: что это, мол, за программа такая – дети много вращаются, какую-то ритмику выстукивают ногами, руками, что это дает?

Но вот довелось выступать на внешних соревнованиях, районных, городских, областных, без специальной к ним подготовки – а во всех школах детей натаскивают на результат – и выигрывали! Педагогов это поразило. Только тогда они прониклись пониманием того, что программа работает!

К сожалению, большая загруженность работой (деньги-то надо зарабатывать) мало оставляет учителю возможностей для учебы, освоения нового. Вот я разработал систему ритмических упражнений. Она имеет набор нескольких десятков ритмических рисунков. А пока что учителя освоили два-три. Часто, вместо того чтобы самим вникнуть в дело, просят: вы нам напишите. А мы всегда настаиваем на творческом подходе к делу.

* Редакция предполагает в будущем опубликовать оригинальную программу профессора В.Т. Чичикина.

Рейтинг@Mail.ru