Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2000
Архив
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И
ГАРМОНИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Гимнастика – это универсальное средство физического развития человека. Она способна дать ему гармоничное развитие, обеспечить здоровый образ жизни, а также эффективно влиять на физическое и двигательное совершенствование, способствовать коррекции формы тела, формировать культуру движений (осанка, походка, двигательный стиль в поведении) и др.

Гимнастические упражнения особенно эффективны для развивающегося организма, для детей и подростков, когда естественный ход психофизиологического развития на том или ином возрастном этапе должен иметь соответствующее внешнее подкрепление и сопровождение в виде занятий физическими упражнениями широкого спектра воздействия. И в этом случае гимнастические упражнения становятся незаменимыми.

Из всех возрастных периодов развития детского организма особое внимание должен привлекать младший школьный возраст. Этот этап отличается от других вступлением ребенка в «зону» интенсивного умственного, физического и двигательного развития, когда необходимо и адаптироваться к новым специфическим условиям деятельности в школе и подтягивать, а может быть, и исправлять отстающие качества и способности на фоне совершенствования целого комплекса других способностей. Иначе говоря, для данного периода развития важно создание соответствующей базы для адекватного ответа организма ребенка на сильные и акцентированные внешние воздействия.

Анализ состояния научно-методического обеспечения системы физического воспитания школьников позволяет заключить, что:

1) школьные программы недостаточно полно отражают возможности гимнастических упражнений (их разнообразие, доступность, регламентированность) в решении задач гармоничного развития школьников;

2) слабо используются элементы новых популярных видов оздоровительной гимнастики (ритмической, атлетической, стретчинга, аэробики и других), которые, в случае их адаптации к школьным занятиям физическими упражнениями, могут расширить круг частных задач, решаемых с помощью гимнастики, и повысить эффективность гимнастических упражнений;

3) дети младшего школьного возраста, что подтверждают и данные ВОЗ, отличаются низкими показателями развития скелетной мускулатуры, низким уровнем двигательного опыта, широким спектром отклонений и нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата (позвоночного столба, стоп, грудной клетки и т. п.).

В связи с этим для решения задач всестороннего физического и двигательного развития детей, для формирования основ двигательной культуры ребенка необходимо широко использовать гимнастические упражнения и различные формы их организации. При этом в основе подбора средств физического воспитания должен лежать комплексный подход, подразумевающий всестороннее воздействие, разнообразие упражнений, реализацию принципа индивидуализации занятий физическими упражнениями.

Предварительное тестирование отдельных качеств детей младшего школьного возраста (7–10 лет) свидетельствует о том, что:

а) ученики начальной школы по уровню аэробной выносливости относятся к низкой и средней категориям, и хотя развитие выносливости в данном возрасте проблема сложная, следует констатировать, что общая и специальная выносливость у детей слабые;

б) в период от семи до десяти лет механизмы функционального обеспечения организма совершенствуются (ударный объем сердца увеличивается на 25%, ЖЕЛ повышается на 41,5%, совершенствуется аппарат внешнего дыхания, увеличивается максимальная вентиляция легких), но при этом механизмы газообмена (диффузная способность) остаются без изменения, а низкие возможности в потреблении и утилизации кислорода являются лимитирующим фактором адаптации детей к длительной мышечной работе.

Поэтому важное значение в данный возрастной период приобретают упражнения циклического характера умеренной и переменной интенсивности с мышечной работой «локального» типа (1/3 общей мышечной массы) и «регионального» типа (2/3 общей мышечной массы), при этом упражнения динамического характера более целесообразны, чем статического, вызывающие быстрое утомление;

в) высокая возбудимость нервной системы, ее реактивность и пластичность, а также высокая эластичность связочного аппарата определяют данный возрастной период как благоприятный для развития быстроты, гибкости и ловкости.

Таким образом, несмотря на различные базовые возможности в развитии тех или иных физических качеств, физическое воспитание младших школьников должно быть всесторонним и широко охватывать двигательную сферу.

Поскольку в рамках одной статьи невозможно дать рекомендации по всем физическим качествам, то предлагаем остановить внимание на одном из важных и требующих особого подхода в развитии качеств – выносливости. Она определяет прежде всего работоспособность ребенка, его возможности совершать длительную физическую работу. Тем более что это качество остается в тени у преподавателей и тренеров, которые ждут более благоприятных возрастных условий для его развития. На наш взгляд, развитие данного качества в младшем школьном возрасте должно иметь место наряду с другими. А средства гимнастики могут в этом помочь при условии строгой регламентации упражнений по разнообразию, по характеру, по напряженности и степени воздействия (охвату мышечных групп).

В связи с этим основными средствами воспитания выносливости общего и локального характера могут быть следующие гимнастические упражнения:

I – отдельные упражнения для конкретного звена тела (2–3) значительной продолжительности в режиме многократного повторения; например, «группа наклонов туловища» в различных вариантах исполнения с учетом таких показателей разнообразия, как:

а) исходное положение: руки на коленях, руки за головой, руки вверх и т. п.;
б) условия выполнения: сидя на стуле, сидя на гимнастической скамейке, сидя на полу, стоя у опоры, лежа на опоре и т. п.;
в) характер движений: короткие движения, с максимальной амплитудой, круговые движения, с отягощением, с сопротивлением партнера и т. п.;
г) направления движений: вперед-назад, влево-вправо, со сменой направления и т. п.

Выбрав 2–3 вида наклонов, можно использовать их в повторном цикле, в режиме: 1-й подход – до отказа, после отдыха – 60–80 сек., 2-й подход со снижением количества повторений на 10 – 15% от 1-го, затем 3-й и 4-й подходы со снижением повторений по тому же принципу.

II – комплекс упражнений различной степени сложности и напряженности (8–10 упражнений) с регламентацией количества повторений и подходов, например:

1) из положения лежа на спине поднимание туловища
2) из упора присев переход в упор лежа с опорой на руки
3) лежа на животе поднимание прямых ног назад
4) перепрыгивание гимнастической скамейки влево и вправо
5) из наклонного положения у стенки отталкивание руками
6) сидя на гимнастической скамейке продольно, в руках набивной мяч (0,5 кг) – повороты туловища влево и вправо с наклоном
7) лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз в быстром темпе
8) стоя лицом к гимнастической стенке, держась руками на уровне плеч, наскоки и спрыгивания ногами на третью рейку снизу

Выполнение комплекса возможно: каждое задание отдельно с перерывами между подходами по 40–60 сек., либо в форме круговой тренировки, т. е. смена упражнений после одного подхода с повторением станций в следующем цикле.

III – полоса препятствий – последовательное выполнение двигательных заданий без остановок, разных по характеру и напряженности, например:

1) преодоление гимнастической скамейки – лежа на животе, подтягиваясь на руках;
2) с нескольких шагов разбега напрыгивание на горку матов (50 см) и спрыгивание с нее;
3) проползание по-пластунски (3 м) или несколько кувырков вперед;
4) быстрое передвижение на четвереньках вперед или назад (3 м);
5) прыжки с продвижением вперед в приседе (3 м);
6) быстро пройти по наклонной скамейке (угол 30–40°) и спрыгнуть вниз;
7) залезть по гимнастической стенке, повернуться на 360° и спуститься вниз;
8) выполнить челночный бег между набивными мячами (булавами) на площадке 12ґ3 м с пятью точками (предметами).

Все задания выполняются без остановок, с регистрацией времени от старта до финиша и правильностью выполнения заданий, с возможностью варьирования количества повторений.

IV – комбинации – повторяющиеся связки элементов на гимнастических снарядах, составленные из простых и смешанных упоров и висов или других простейших элементов (по В.М. Смолевскому, 1990), например: на низкой перекладине (жерди брусьев) – из виса стоя наскок в упор, медленное опускание вперед в вис лежа, подтягивание (5 раз), вис присев и исходное положение.

Такую связку можно повторить 3–4 раза без остановок или с паузой в 10–15 сек., самостоятельно или с помощью преподавателя.

V – комплекс прыжковых упражнений, состоящий из разновидностей подскоков, прыжков, передвижений: а) с чередованием разных двигательных действий (на разной опоре, с разной высотой, с опорными и безопорными фазами); б) с повторением конкретного вида прыжка с регламентацией по времени или количеству повторений, например:

1) прыжки на двух по разметкам (по пять вперед и назад);
2) наскок на горку матов с мостика, с места и спрыгивание назад;
3) перепрыгивание на месте через качающуюся длинную скакалку;
4) с двух-трех шагов разбега прыжки вверх с мини-батута (подкидного мостика) и возвращение бегом в и.п.;
5) прыжки через скакалку с продвижением вперед.

Возможен поточный способ выполнения прыжков с переходом от одного к другому или повторный для каждого задания с паузой между подходами.

VI – любая комбинация танцевально-ритмических движений доступной сложности с музыкальным сопровождением или с сопровождающими звуковыми сигналами (хлопки, удары, свистки и т. п.).
VII – традиционные подвижные игры и эстафеты для детей с включением гимнастических элементов и движений.

Использование полного арсенала приведенных групп гимнастических упражнений является важным условием развития выносливости в младшем школьном возрасте и может позволить добиться ощутимого эффекта за относительно короткий срок.

Л.А. НОВИКОВА,
преподаватель физкультуры, аспирантка РГАФК,

А.В. МЕНХИН,
доцент, кандидат педагогических наук,

Рейтинг@Mail.ru