Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2001
Газета в газете "Спорт в школе"

Авторская программа А.Б. Лагутина,
кандидата педагогических наук,
старшего преподавателя кафедры гимнастики РГАФК

Традиционный урок гимнастики в школе с характерными для него строгой регламентацией учебного процесса, относительно низкими показателями моторной плотности, повышенной травмоопасностью, связанной с выполнением упражнений на снарядах, сохраняющих свой неизменный вид уже многие десятилетия, ограниченными возможностями для проявления творческих способностей учащихся, в последнее время начал уступать свои позиции более динамичным и эмоциональным видам физкультурно-спортивной деятельности – игровым и спортивным единоборствам.

Эти тенденции обусловливают необходимость поиска новых образовательных видов гимнастики, которые, сохраняя ее главные достоинства – многообразие упражнений, разносторонность и гармоничность их влияния на формирование физических кондиций занимающихся, воспитание социально приемлемых форм межличностных отношений, построенных на стратегии партнерства и сотрудничества, были бы доступны и привлекательны для мальчиков и девочек с обычным уровнем физического развития, находящих интерес в занятиях гимнастическими упражнениями в школьном возрасте.

К таким видам гимнастики наряду с уже получившими распространение спортивной аэробикой и многочисленными разновидностями фитнес-гимнастики относится общая гимнастика, включающая в себя наиболее интересные (в первую очередь для мальчиков) виды гимнастических упражнений: групповые вольные упражнения, акробатические и гимнастические прыжки, которые на первых стадиях обучения выполняются с опорой руками о снаряд, а затем – с мини-батута. При этом все названные виды гимнастического троеборья выполняются с музыкальным сопровождением.

Важной отличительной особенностью общей гимнастики является то, что участники соревнуются только в составе команды, а их мастерство оценивается не только по уровню техники исполнения упражнения каждым участником в отдельности (что традиционно для гимнастики вообще), но и по уровню согласованности и артистизма действий всех членов гимнастической команды.

Общей гимнастике присуща динамичность, музыкальность, выраженная двигательно-образовательная направленность, низкий уровень травмоопасности, обусловленный оптимальной сложностью упражнений и повышенными требованиями к обеспечению безопасности при их выполнении. Доступность общей гимнастики для широкого контингента занимающихся обусловлена возможностью для каждого занимающегося тренироваться и выступать по выбору в одном, двух или трех видах гимнастического многоборья.

Занятия общей гимнастикой позволяют на основе обогащения индивидуального двигательного опыта разнообразными гимнастическими упражнениями комплексно воздействовать на формирование основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости при приоритете развития двигательно-координационных способностей, что особенно ценно в младшем школьном возрасте.

Методика проведения занятий позволяет активно и разносторонне влиять на формирование личности занимающихся в ее интеллектуальной и социально-культурной сферах, оставляя место для развития творческих начал в двигательном самообразовании.

Соответствие двигательного содержания занятий требованиям программы по предмету физическая культура для учащихся общеобразовательных школ, использование в учебном процессе типового гимнастического оборудования повышенной пропускной способности, высокая моторная плотность занятий позволяют рассматривать общую гимнастику как один из базовых видов двигательной активности в урочных и секционных формах занятий с учащимися начальной и средней школы.

Настоящий сборник инструктивных материалов ориентирован на учителей физической культуры, знающих гимнастику и понимающих ее значение для полноценного физкультурного образования школьников. Он дает возможность организовать подготовку и проведение соревнований как в своей школе, так и принимать участие в соревнованиях школьников более высокого уровня. В сборнике собраны положение о проведении соревнований, программа и регламент их проведения, основные положения правил судейства соревнований по общей гимнастике среди учащихся общеобразовательных школ.

Программа соревнований разделена на 4 уровня сложности – «А», «В», «С» и «D», соответствующих содержанию раздела гимнастики программы по физической культуре для учащихся начальных и средних классов.

Программы категории сложности «А», «В» и «С» имеют строго обязательный характер. Они рассчитаны на учащихся соответственно 1–2-х, 3–4-х и 5–6-х классов, включая обязательные комплексы групповых вольных упражнений общеразвивающего характера, серии акробатических элементов и опорные прыжки.

Групповые вольные упражнения, составленные из разнообразных движений общеразвивающего характера на 40, 48 и 64 счета, являются эффективным средством воспитания двигательно-ритмических способностей, тренировки вестибулярного анализатора, развития общей гибкости. Незаменимы вольные упражнения и как средство развития памяти на движения, помогающей в дальнейшем быстро и прочно осваивать более сложные двигательные действия.

Акробатические и гимнастические прыжки выполняются из исходного положения в колонне по одному индивидуально-поточным способом, при котором очередной участник начинает выполнение упражнения сразу же после того, как предыдущий освободил акробатическую дорожку или площадку приземления в опорных прыжках. Переход от выполнения первого упражнения ко второму, четкость выполнения которого также оценивается судьями, совершается участниками в колонне по одному под фоновое музыкальное сопровождение. Тренировка прыжковых упражнений формирует у занимающихся жизненно важные двигательные навыки, активно развивает скоростно-силовые и координационные способности.

Программа категории сложности «D» рассчитана на учащихся 7–8-х классов, последовательно освоивших программный материал первых трех уровней, или на школьников, занимающихся гимнастикой в системе дополнительного физкультурного образования. Отличительной особенностью программы является произвольность составления композиции групповых вольных упражнений, в которую могут включаться движения танцевального характера как без предмета, так и с предметом, одинаковым у всех участников, элементы ритмической гимнастики и спортивной аэробики, простейшие акробатические соединения.

«Регламент соревнований по общей гимнастике» дает представление об общем порядке деятельности участников, тренеров и судей, обеспечивающих четкость и организованность проведения соревнований.

«Основные положения правил судейства соревнований по общей гимнастике» ориентируют учителя физкультуры на требования, предъявляемые к качеству и стилю выполнения гимнастических элементов и соединений, демонстрируемых участниками на соревнованиях.

Рейтинг@Mail.ru