Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №8/2001
Газета в газете "Спорт в школе"

В детском спорте, а также в средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности юных спортсменов и школьников на занятиях физической культурой и в спортивных секциях. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.
В детско-юношеском спорте вся система подготовки должна отвечать следующим методическим положениям:

1) целевой направленности по отношению к высшему спортивному мастерству;
2) установке на соразмерность в воспитании двигательных качеств, т. е. обеспечение их должного соотношения по этапам многолетней тренировки.

Основными задачами педагогического контроля (диагностики подготовленности занимающихся) является учет тренировочных и соревновательных нагрузок, определение различных сторон подготовленности спортсменов (физическая, техническая, тактическая).
Выделяют следующие формы контроля:

1) поэтапный контроль, отражающий состояние занимающихся на различных этапах многолетней подготовки (в мезоцикле, в полугодичном цикле);
2) текущий контроль, с помощью которого выявляется срочный тренировочный эффект после одного или нескольких занятий.

Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.
Чаще всего педагогу необходимо осуществлять контроль через 1–2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.
Для получения достоверной информации педагогу необходимо знать:

– что и когда измерять;
– какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.

Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля к оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям спортсменов, а сами тесты были надежны, информативны.
Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.
Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.
Педагогические контрольные тесты должны отвечать требованию надежности, информативности. Информативность теста определяется как степень точности, с какой он измеряет свойство (качество, способность и т.д.), для оценки которого используется.
В педологическом контроле информативность тестов определяется на основе результатов в тестах со следующими критериями:

1) с результатом в основном упражнении;
2) с результатами информативных тестов;
3) с показателями выполняемой тренировочной нагрузки.

Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для тренера и необременительности для спортсменов. Измерение различных сторон подготовленности спортсменов должно проводиться систематически, что дает возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.
В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность спортсменов различного возраста, квалификации, специализации. Мы предлагаем вам распространенные тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом.

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

1. Тест Купера (бег в течение 12 мин. на стадионе).
2. Шестиминутный тест.
В табл. 1 предлагаются тесты – контрольные упражнения для оценки общей выносливости в возрастной динамике от 6 до 18 лет и старше.

3. Также бег на 600; 800; 1000 м; 10 000 м (в 18 лет и старше).
4. Марш-бросок – 3000–5000 м.
5. Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.
Для определения скоростной выносливости.
Бег на 200; 300; 400 м.

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЫСТРОТЫ

1. Время простой реакции на свет и звук.
2. Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.
3. Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.
4. Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.
5. Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.
6. Эстафетный бег: 8ґ50 м; 5ґ80 м; 4ґ100 м.

С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Веселые старты») для воспитания быстроты.

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Динамометрия (определение силы кисти, туловища, спины, разгибателей бедра, голени).
2. Подтягивание на перекладине.
3. Отжимание от пола.
4. Из положения в висе поднимание прямых ног.
5. Из и.п. лежа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.
6. Лазанье по канату.
7. Подъем штанги на грудь (50–95% от максимума).
8. Рывок штанги (50–90% от максимального веса).
9. Приседание со штангой (50–90% от максимального веса на время).

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Прыжок вверх с места.
2. Прыжок в длину с места.
3. Тройной прыжок с места.
4. Пятерной прыжок с места.
5. Десятерной прыжок с места.
6. Пятый, десятый прыжок с шести шагов разбега.
7. Прыжок в глубину.
8. Метание набивного мяча, ядра из различных исходных положений двумя руками:
а) из-за головы;
б) из-за спины;
в) снизу-вверх.
9. Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.
10. Толкание ядра.
11. Метание гранаты с разбега.
12. Прыжки на двух ногах через скакалку на время (в течение одной минуты).

ТЕСТЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИБКОСТИ

1. Наклон туловища вперед из положения в седе, ноги вместе.
2. Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.
3. Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.
4. Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.

ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

1. Челночный бег 3Х30 м; 5Х10 м.
2. Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.
3. Бег по зигзагу.
4. Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).
5. Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).
6. Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержания времени на равновесие.
7. Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).

И. БОГДАНОВА,
кандидат педагогических наук

Рейтинг@Mail.ru