Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №21/2002

КОНКУРС

 

Продолжаем публикацию работ, присланных на конкурс (см. N№ 1/2002 г.).
Срок его продлен до 31 декабря 2002 г.

Этюды
знакомств со спортивными снарядами и спортинвентарем через предложенную жизненную задачу-ситуацию

Ситуационно-ролевые игры

Урок впрок

Несколько лет назад неожиданно получил ощутимую порцию негатива от уважаемого мною яркого, смелого пропагандиста здорового образа жизни, знаменитого хирурга, 85-летнего академика РАМН Н. Амосова.
В интервью популярнейшей газете «АиФ» он сечет, как скальпелем: «Бойтесь попасть в плен к врачам!..». Сочувствую медикам, но доверяюсь Амосову в пользу его оздоровительных систем. И как отголосок – «...физкультура у нас в загоне». Удручен такой гласностью, но что было не в загоне в то время? А далее, как обухом по голове, достал меня, учителя физкультуры, академик: «...школьная физкультура – одно безобразие!» Хотелось полемизировать – где видел, наблюдал, обобщал? Боль за себя и сотоварищей по труду долго не утихала, хотя понимал, что его краткое доказательное «половина призывников бракованные» – факт налицо. Следующее высказывание ученого принимал с пониманием… «разум управляет нашим телом, а самим разумом управляют чувства…», что подтверждает мои искания (эмоционально-чувственные воздействия на образовательный процесс). Это немного скрасило его нападки в адрес моей школьной физкультуры. Думаю, что этим он виртуально настраивал наш учительский разум, чтобы он был более разумным, т. е. наши чувства и интуиция, дополнительные источники энергетической силы помогали бы творить учителю более эффективно, закладывая основательный фундамент здоровья в подрастающее поколение.
Лично благодарен Николаю Михайловичу за миллионно тиражированный урок-встряску, урок впрок. Это заставило меня активизировать оформление методических наработок и вынести их на суд гласности:
«Этюды спортивных знакомств» – на российский конкурс методических разработок газеты Минпроса РФ «Спорт в школе», а проект оздоровительной работы с дошкольниками и родителями «"Нептун" – школа семейного плавания» – на соискание национальной премии Госкомспорта РФ «Здоровое поколение-XXI». Эта активность с моей стороны не стремление реабилитировать проблемы школьной физкультуры, это гласный обмен опытом работы с коллегами на предмет как исключить саму возможность возникновения негативов в школьной физкультуре.

Концептуальные подходы к этюдам

В двигательной деятельности мы многое запрещаем ребенку – лазить по деревьям, бегать сломя голову, толкаться... а у него, оказывается, неуемная возрастная потребность в движении, часто связанная с риском для жизни.
Дело взрослого профессионала (учителя, детского тренера) скорректировать потребности и «вооружить» (термин академика Симонова) ребенка знаниями, умениями и навыками, снижающими порог риска.
Традиционные занятия физкультурой для младших школьников неимоверно скучны. Я противник муштры, натаскивания, авторитарности. Считаю, что нужно строить педагогический процесс не от себя, а от личности ребенка, опираясь на закономерности его психического и физического развития и жизненный опыт. Моя методика обучения базируется на аксиомах физиологии восприятия, заложенных в работах академика РАМН П.В. Симонова.
Воспитание детей, согласно его потребностно-информационной теории, связано с удовлетворением насущных потребностей в биологическом (социальном, духовном) развитии. Задача учителя – без принуждения сформировать у детей эти потребности, основу которых составляют сложные безусловные рефлексы, такие, как игровой, имитационный, сопротивления принуждению (рефлекс свободы).
Эта физическая культура потребностей – игра в «вооруженность». По Симонову, «вооружить» ребенка – это научить его преодолевать усталость, страх, робость, закалять волю, самоутверждаться в коллективах в процессе развития и этим сводить риск к нулю.

Ситуативные компоненты этюдов

Основу двигательной активности физкультуры потребностей составляют подражательные (имитация) движения, этюды-задачи, мини-сюжеты, интерактивная деятельность, удовлетворяющая в вариантах двигательную потребность многообразием движений «как умею», «как могу» с посильной физической нагрузкой, с выходной информацией на детей в яркой, выразительной (наглядной, речевой) форме.
Это расширяет эмоциональный диапазон действий, и ребенок получает удовольствие от занятий. Он принимает такую физкультуру. Думаю, академика Амосова она бы удовлетворила, такую физкультуру он не называл бы «безобразием».
Средства для этого могут быть разными. Подходит все позитивное, что затрагивает душу ребенка и обладает колоссальной силой воздействия на развитие двигательной активности учащегося, стимулирует познавательную и мыслительную деятельность, воспитывает духовно и нравственно, готовит к преодолению трудностей – и все это в атмосфере свободы, в собственном темпе усвоения и в уважительной форме общения.
Приложение усилий делаю по знаменитой формуле Сухомлинского «через чувства ученика – знания ученика!», которые на эмоциях закладываются быстрее и надежнее. Не просто даю знания, а учу, наставляю подростка пополнять арсенал «вооруженности» физкультурой потребностей, что, по Симонову, позволит в будущем быть не просто исполнителем, а независимым творцом в своем деле (от потребления к созиданию).

Этюды освоения пространства
(сюжетные игры)

Чтобы первоклашки уверенно чувствовали себя в незнакомом пространстве спортивного зала, чтобы воспринимали спортзал своим, дарящим радость от движений и общения с друзьями по классу, на первых уроках предлагаю им сюжетные игры одного обстоятельства, знакомые из книг детства: «У медведя на бору», «Два упрямца», «Совушка»... Детям нравится подражать животным и птицам, свободно перемещаться во всех направлениях, выполнять действия предложенных сюжетов...
Одно из первых – «Проба крыла» (полетели, покружились, приземлились, приводнились, сели, присели). С удовольствием, раскинув руки-крылья в стороны, подлетая, паря и кружась, набирая высоту, «дети-орлята» учатся летать... Скворцы, ласточки собираются в стаи и делают прощальные облеты... Перестраиваясь в полете за ведущим, журавли готовятся к трудному перелету на зимовку. «До встречи в апреле!» «Прилетите, весну принесите!».
Опасность в виде «волка», «сетей», «клетки» будет подстерегать их позднее (игры «Волк во рву», «Птицы и клетка», «Невод»). А пока никто и ничто не омрачает радость увлекательной двигательной деятельности на нижнем уровне пространства спортивного зала (проигравших и выбывших нет).
Так закладывается на каждом занятии психологическая установка на хорошее настроение и на получение очередной порции здоровья, которую и уносят дети с урока. «Здоровье начинается с радости», – констатирует академик Н. Бехтерева.
На одном из подобных уроков предлагаю упражнения на верхнем уровне пространства – знакомство с гимнастической стенкой.

Этюд «Дарю подарок» – знакомство с гимнастической стенкой
(Сюжетная игра – путешествие в горах, переход над пропастью)

Заинтригованно сообщаю учащимся, что каждый, кто умеет трудиться, на прощание получит подарок.
Представляю им гимнастическую стенку. Выявляю, знакома ли подобная конструкция, с кем занимались, что делали, что развивает. Все в темпе, так как в глазах интерес: «А где же подарок?». Создаю образную картину путешествия в горах, об опасностях при переходе... Все согласны, что необходимо проверить готовность к походу-переходу. Участники (альпинисты) каждый на своем скальном участке (пролете стенки) демонстрируют умение передвигаться вверх, в стороны, закрепляют позицию «держать вис» и в конце задания спуск на руках (ноги условно травмированы), и так 2–3 подхода.
Согласно физической подготовленности и психологическому настрою перестраиваемся в походный строй, и в путь! Маршрут маркирован по всей длине цветной тесьмой (затяжной подъем, вершина, вертикальный спуск). Переход сопровождают слова песни Высоцкого «Парня в горы возьми рискни...», мое особое внимание замыкающим. Рефреном звучит поддержка – «Не бросай одного его», подхватываю – «Пусть он в связке одной с тобой... Там поймем, кто такой».
При анализе альпинисты-прагматики не сразу понимают и принимают, что мозоли (покраснение) на ладонях и есть трудовой подарок. Убеждаю, что все ценности мира созданы трудовыми руками – понимают и принимают. Поздравляю детей с успехом, прошу на прощание крепко-крепко пожать мою руку, чтобы учитель убедился, что их мозолистые руки будут добрыми и надежными, помощниками в труде и на занятиях физкультурой и спортом и, следуя народной мудрости, помнить: при трудностях – не опускать рук!
Этим подарком-приветом привлекаю родителей к совместной деятельности и ответственности за физическое развитие ребенка.

Этюды «Игрушку на линию!», «Канатоходцы»
(знакомство с линиями разметки спортивного зала)

Для знакомства с линиями дети приносят на урок любимую яркую игрушку. Усаживаемся в центральном кругу (ЦК), сообщаю детям, что линия этого круга не простая, как и соседняя большого круга, а обе волшебные. Пребывание на этих линиях (стоя, сидя, лежа) восстанавливает силы и придает бодрость. Дети весело принимают условия игры вкусных знакомств. На линии (ЦК) «дегустируем» молочно-шоколадный коктейль, а на соседней – витаминно-фруктовый.
Игрой «Игрушку на линию!» продолжаем знакомство с прямыми линиями – боковыми, лицевыми и центральной разделительной. По команде (называется линия) необходимо броском добежать до линии, поставить игрушку и, рассредоточившись по залу, стать на условную точку, лицом к игрушке и выполнить упражнения (домашние заготовки) на гибкость, силу и танцевальные комбинации. Все это последовательно – от линии к линии, от задания к заданию.
Не помешает дополнительное упражнение – игра на сноровку и ориентацию. По сигналу дети с точки бегут и обегают свою игрушку на линии, возвращаются на свое место – «Кто быстрее?» Чувствую, ждут вкусного отдыха.
Уставших от перебежек детей приглашаю подкрепиться напитками на линиях кругов. На отдыхе уместно познакомить учащихся и с углами спортивного зала – правым, левым (верхними и нижними).
Заканчиваем урок ролевой игрой «Канатоходцы». Ребята проходят по линиям-канатам, подражая цирковым канатоходцам. Дух без высоты не захватывает, старательности хватает, но пропадает улыбка. Прошу походить на артистов: двигаться красиво и дарить улыбку.

Этюд «Поиски клада»
(знакомство с вертикальным канатом,
канат крепится к настенной перекладине гимнастической стенки, высота – 1,5 до 3,0 м)

Сюжет – открытие тайны пещеры острова сокровищ, в которой знаменитые пираты спрятали свой клад.
Ребят ждет знакомый маршрут перехода по скалам (гимнастическая стенка) и спуск по канату в пещеру.
Спускаться соскальзыванием невозможно, так как канат-лиана имеет острые шипы. Перехватами рук, применяя различные захваты ногами, опускаются по лиане кладоискатели на дно пещеры, где их ждут замысловатые пиратские карты-ребусы спрятанного клада. Всегда находятся дети, которые захватом ног скрестно удерживают себя на канате при спуске. Обращаю внимание на удобный захват. Несколько тренировок со спуском, разгадкой ребуса, и кладоискатели готовы к поднятию сокровищ (объемный рюкзак) и переходу по маршруту в обратном направлении. Делают они это с успехом и задором. Канат помогает усвоить верхние уровни высоты спортивного зала. Переход на большой канат (лазанье) проходит без комплексов высоты, но это уже другая игра – «Сбор кокосов».

Этюд «Переход по-суворовски»
(знакомство с гимнастическими брусьями)

Задача – переправиться через горное ущелье-пропасть по «Чертову мосту». Пример Суворова – переход русской армии в зимних Альпах по «Чертову мосту» подогревает интерес ребят к переходу. Весь арсенал движений-передвижений на полу, гимнастической скамейке – имитация животных, бойцов-разведчиков – будет применен при переходе по мосту-брусьям. Не будут забыты передвижения под брусьями – в висе, сверху – в упоре на руках. Соскоки прыжками, соскальзыванием по наклонной гимнастической скамейке...
Усложненные условия – поднятие жердей как параллельно, так и разновысоко, разнонаклонно – все это проверка на выживаемость по-суворовски, где проверяются не только физические качества, но и волевые. Дети на «ура» принимают этот этюд.

Этюд «Цирковые наездники-джигиты»
(знакомство с гимнастическим бревном, конем, козлом)

Разыгрываем ситуацию «подъем в седло на лошадь» (бревно) в парах.
Стоя лицом с боку лошади, делаем вскок в упор и перемахом ноги оказываемся в седле ноги врозь, лицом к товарищу-джигиту (имитируем джигитовку – скачки сидя, стоя, переход под лошадь, опускание в положении завесом двумя ногами под бревно, с подъемом в седло силой или махом одной), отрабатываем с помощью учителя, товарища опускания и подъемы в обе стороны:
– проводим контрольные соревнования в парах, командах. «По коням!» – кто быстрее окажется в седле:
– в парах – «бой с пикой» – сбивание с лошади пикой (гимнастической палкой с боксерской перчаткой на конце) товарища-наездника;
–  «Все по коням!» – всей группой в седло на бревне;
– гимнастическое бревно – одно из веселых снарядов забав молодецких!
Знакомство с гимнастическим конем и гимнастическим козлом используем как станции в круговой тренировке.

Этюд «Штурм высоты».
Девиз – «За други своя и товарищей!»
(знакомство с гимнастическими матами)

Из гимнастических матов складываем горку-высоту, делимся на группы-команды и при поддержке своих товарищей-болельщиков начинаем игру.
Задача – захватить высоту, овладеть флагом, и все это впервые в противоборстве, в контакте, в азарте с условным противником. Проверяются не только физические качества (ловкость, сила, борцовские приемы), но и мужество и отвага, умение постоять за себя и товарищей, оказать помощь, и все прилюдно, при активных болельщиках... не сдаваться, давать отпор. Штурм – это настоящая школа мужества!

Презентация инвентаря «Волшебный показ»

Как выиграет процесс обучения, если мяч, обруч, гимнастическая палка будут достойно представлены детям! Дети обожают, когда с предметом искусно манипулируют (жонглируют) и инвентарь (скучный термин) будет показан во всем блеске в основных базовых упражнениях данного вида спорта. Если двухминутное представление баскетбольного мяча (обводки, ведение, перемещение) завершится броском – попаданием в кольцо, в награду аплодисменты возникнут обязательно. Дети никогда этот мяч не спутают с другими мячами!

Этюды – ускорители

Отодвигая на второй план программные задачи по обучению бегу, прыжкам, метанию, висам, упорам, отдавая предпочтение развлекательным этюдам физкультуры потребностей, мы на самом деле придаем ускорение образовательному процессу физического воспитания.

Развивающий потенциал. Ожидаемые результаты

Развитие человека можно сравнить с построением треугольника, основание которого – это начало жизни. Именно в детстве наибольшая восприимчивость, которая определяет океан его способностей. Чем старше ребенок становится, тем больше треугольник сужается и от океана остается лужица, утрачивается при этом восприимчивость и гибкость. Чтобы этого не случилось, необходимо с раннего возраста развивать разносторонние потребности ребенка.
Мышечная радость движений – это фундамент для всех человеческих способностей. Ученые установили, что физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта. Существует прямая связь между моторной функцией мозга (движение, речь, письмо) и развитием интеллекта (в этом смысле процесс ничем не отличается от развития мышечной массы).
Задача для специалистов-практиков физического развития ребенка понятна. Сложность лишь в том, чтобы ребенок захотел понять и принять «пилюлю» обучающего процесса. Вопреки взрослым, младшие школьники, к счастью, думают, что обучение – это и есть веселая игра, а не наоборот, как у многих взрослых – «без мучения – нет учения».
Небезынтересны по этому поводу искренние письма из Англии (обмен учащимися) семиклассницы элитной московской школы своему отцу про общение с учителями. Интересны для нас и комментарии отца – Ю. Азарова, доктора педагогических наук, профессора: «В школе, о которой рассказывает дочь, преобладают игра и смех. В нашей – труд и строгость. Там глаза детей и педагогов искрятся весельем, игра пересыпана шутками, а методы связаны с разносторонними движениями, спортивными упражнениями. У нас – титанический труд, прикованность к парте, авторитарно-командный стиль общения, нередко деспотизм и страх, затрудняющий легкость освоения школьной программы». (Журнал «Воспитание школьников» № 4, 2002 г.)
Какой потенциал заложен в доверительно открытых взаимоотношениях педагогов с детьми! Оказывается, здесь не нужны дорогие технологии, важно уметь сравняться с детьми на основе интересов и увлечений, демонстрируя умение слышать слушая, видеть глядя.
Только такие открытые, доверительные взаимоотношения педагога-актера с детьми я имел в виду, создавая этюды физических потребностей.
Рекламно представленные этюды привлекают и увлекают детей возможностью испытать себя в той мере, в которой позволяют их способности, не доходя до границ страха. (Удивительно, как много романтиков взрослых желают испытать подобное в телеигре «Последний герой».)
Я не сдерживаю их двигательный голод на объект – снаряд этюда. Фантазиями «хочушек» он будет облазан, изучен всеми немыслимыми обезьяньими положениями. Задача учителя – ненавязчиво консультировать, благими советами предупреждать об опасности, робких провоцировать на подвиг, а в результате – восторг от «хеппинга»*.
Это предполагает выработку в ребенке субъективной позиции и способности к реальным действиям в реальной жизненной ситуации.
Живительными этюдами мы закладываем основы физического фундамента для подпитки ростков способностей ребенка. Этюдами радости мы не только формируем интерес к физическим упражнениям, повышаем уровень общефизической и волевой подготовки с оздоровительным эффектом, но и побуждаем стремление ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию, развитию положительной Я-концепции.
Мои поиски, находки, работа над собой – все это во имя счастливого Детства.

Ким БОЙКО,
учитель-методист,
заслуженный учитель РФ,
детский тренер-преподаватель
муниципальной детско-юношеской
спортивной школы департамента образования
г. БРАТСК,
Иркутская область

____

* «Хеппинг» – одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. (Инсценировка, всеобщая ролевая игра.)

 

Рейтинг@Mail.ru