Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №3/2003

МАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА

 

Когда бывают счастливы дети

Заметки с VI смотра-конкурса «Мастер педагогического труда» по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в Северо-Западном регионе России

Из школы в школу по неровной дороге

Вологда встречала участников конкурса таким желанным всегда для северян солнцем, кружевными морозными узорами и горячими пирогами. Было тепло, дружески уютно, но, как и на всяком конкурсе, волнительно и даже несколько тревожно.

Одним из последних по времени смотр-конкурс «Мастер педагогического труда» прошел в 2002 г. в Северо-Западном регионе страны. За двухлетний перерыв с предыдущего конкурса спортивные педагоги, наверное, успели соскучиться по столь масштабному общению, а главное, по желанию показать все новое, что появилось в школе, точнее, в спортивном зале, в их арсенале педагогических средств. И в который раз хочется выразить от имени спортивных педагогов большую благодарность физкультурно-спортивному объединению «Юность России», вот уже 10 лет уверенно ведущему этот конкурс, несмотря на все препоны и подводные камни, встречающиеся на его пути. В конце прошлого года (2002-го) объединение обрело новый статус, преобразовавшись из общественного в государственно-общественное объединение, а значит, обрело новые права и возможности. Но одной из первых обязанностей и забот стала организация очередного, VI смотра-конкурса «Мастер педагогического труда».

В Вологду съехались представители почти всех северо-западных регионов: Мурманской, Архангельской, Вологодской областей, республик: Карелии, Коми, Ненецкого автономного округа, города Санкт-Петербурга – городских и сельских образовательных учреждений этих территорий. Словом, это был праздник педагогов Севера. И, конечно, прежде всего детей Севера, делегирующих на конкурс своих самых любимых учителей.

Начну с Крайнего Севера, а точнее, с тех, кто появился в истории этого смотра-конкурса впервые – делегации из Ненецкого автономного округа. Дети Севера – это ставшее почти идиомой словосочетание обросло уже и легендами, и небылицами, и устрашающей статистикой, свидетельствующей о неблагополучии со здоровьем детей. Не буду приводить ее, на слуху у всех показатели нездоровья и слабой физической подготовленности подростков во всех регионах страны. Но вот такой факт. Директор муниципальной начальной школы-сада Ольга Дмитриевна Ганичко, бывшая в делегации, с упоением рассказывала об успехах своих экологических программ и о выигранном гранте, направленном на оздоровление детей. Выбирая сувениры, неожиданно для меня остановилась перед искусственной елкой. «У вас не хватает своих, натуральных?» – ответ был строг и неумолим: «С первых лет мы воспитываем детей в любви к природе, к охране ее». Приехавшие с ней в Вологду педагоги не пропустили, наверное, ни одного выступления на конкурсе, собирая все ценное в свою копилку педагогических идей. В том числе и экологических. Об одном из участников этой делегации – Викторе Павловиче Булгакове хочется сказать особо. Он, наверное, мог бы стать одним из патриархов конкурса, после пятидесяти лет учителя физкультуры редко бывают уже способны соревноваться с молодыми. Здесь энтузиазм и страстное желание – не обязательно победить, а именно обратить внимание на маленький мужественный народ, на его сопротивляемость всем невзгодам, на его мужество и стойкость – двигало Виктором Павловичем. Не месяцы – годы он убеждает всех, что народные, национальные игры, национальные виды спорта это лучшее средство физического, да и вообще общего воспитания и развития детей и подростков.

Крайний Север, говорит он, имеет богатейшую историю национальных игр, до сих пор их сохранилось сотни. Еще много веков назад люди воспитывали в норах детей, и особенно мальчиков, для жизни в сложных климатических условиях. И использовать опыт предков он считает своей обязанностью. Его выступление в антураже северного сияния с главными героями – охотниками и рыбаками в национальных костюмах, с появлением почти всамделишных оленей, на рога которых так хорошо набрасывать кольца, с тюленями и гагарами – помните в «Буревестнике» картину: чайки мечутся над морем? – произвело впечатление открывшей занавес сказки. По форме это и был праздник оленевода с играми, состязаниями, появлением шамана-кудесника, мчавшимися наперегонки санками. И награждением победителей – нет, не медалями, а по охотничьим обычаям – шкурками. А приоткрыв завесу, во всем этом можно было видеть отработку у детей самых обыкновенных физических качеств – силы, скорости, ловкости. Виктор Павлович более 30 лет живет на Севере (хотя он южанин), сам охотник и рыболов. Угощал пойманной дома рыбой. А после узнали, что эта рыба чуть не стоила ему жизни – захлестывали волны, запутав вокруг тела рыболовные сети, приближался, как говорят, уже девятый вал, и спастись можно было лишь мгновенной реакцией на него. Впрочем, зачем пересказывать перипетии борьбы… Мне сразу вспомнился хемингуэевский «Старик и море» – пусть не обидится Виктор Павлович: вот уж стариком его никак не назовешь.

Еще одно дополнение: «болеть» за него в Вологду приехал его друг Константин Николаевич Казацкий, допускаю, что и подвигнувший Булгакова на участие в конкурсе. Казацкий – дважды чемпион этого конкурса, взялся помочь другу. Но не успели, к сожалению, они довести все номера до кондиции. Мчались вдвоем на машине, загруженной самодельным инвентарем, к месту старта. Мерзли, ломались. Успели. Но победителями не стали. Но разве в этом счастье, ведь показали свой край, свою школу. Спасибо!

Номинация общеобразовательных школ и оказалась в Вологде самой многочисленной. Не удивительно – так оно ведь и в жизни. Но к этому шли долго, первые годы преобладали педагоги профессиональных училищ, внешкольных учреждений – домов и дворцов пионеров. Но где они теперь? Но не об этом здесь и сейчас. А о школах. Об учителях физкультуры, всех их даже без подсчета очков можно назвать если не победителями, то лауреатами конкурса. Ведь внеклассная, внешкольная, как обозначено в Положении конкурса, работа сейчас идет далеко не во всех школах, да и уроки физкультуры даже в Москве проводятся не во всех школах по причине самой главной – нехватки педагогов.

Так честь и хвала учителям, считающим школу своим родным домом и не покидающим его даже в самые тяжелые времена.

Итак, теперь о победителях этой номинации – Наталье Николаевне Жильевой из школы № 5 г. Вологды и Игоре Александровиче Тишкове из гимназии № 5 Санкт-Петербурга.

Маленькая хрупкая женщина, грациозно вышедшая в зал и приведшая за собой столь похожих на себя учениц-десятиклассниц. В их возрасте, конечно же, очень многие думают не только о красоте души, но и о внешности, теле. Преподавать девочкам девичье, а мальчишкам мужское – на это давно были ориентированы лучшие спортивные педагоги. В школе № 5 г. Вологды так оно и есть. И собственным примером, и всеми средствами, которыми богата педагогика и культура физическая, подтверждают это. Одно из них популярнейшая аэробика, еще лет десять назад бывшая в диковинку в школах, а ныне ставшая чуть ли не самостоятельным предметом, в котором тоже свои законы. Не только движения, но главное – реакция ребенка на нагрузку. Учитель обязан в каждую минуту видеть каждую девочку. Слаженно, быстро, как некогда курьерский поезд, прошло 40-минутное выступление Жильевой. Даже замеченные судьями ошибки не снизили общего высокого балла за выступление.

Под стать была и аэробика Светланы Савельевны Радишевской из гимназии № 1 Североморска Мурманской области.

Второе место и возможность тоже участвовать во Всероссийском финале смотра-конкурса «Мастер педагогического труда» завоевал Игорь Александрович Тишков, преподаватель гимназии № 5 Санкт-Петербурга, с темой «Фризби как средство развития физических качеств» – еще мало знакомой школам. В показе участвовали лишь мальчики, и надо было видеть, как многогранно и многофункционально использовались в занятиях, казалось бы, давно приевшиеся нам пластиковые тарелки или диски. В этом признался и сам учитель, однажды подглядевший, с каким интересом на небольшой площадке играют дисками иностранцы, не знал, что это игра уже давно изобретена. Но главное то, что и на долю других остались в ней десятки неиспользованных возможностей. Диски подключают к различным подвижным и спортивным играм. Это было открытие, это было ново в свое время для Тишкова, а здесь, на конкурсе стало новостью для его коллег. Ученики же его школы во время поездки в Америку раздобыли и привезли правила, которые он, кстати, размножил и раздал в Вологде.

По давним меркам конкурса именно новизна методики, нововведения в обучение детей и должны составлять главные критерии оценки. Но не так легко дойти до этого учителю, не так легко с уверенностью рекомендовать другим. Игорь Александрович стал таким пропагандистом, что изобрел многие новые аспекты применения простейшего инвентаря. А это ведь сегодня особенно важно – нет или не хватает в школах мячей, а купить их не хватает денег. И по сравнению с сотнями рублей за один мяч десятки – за диск кажутся мелочью.

А в каком упоении были мальчики, впрочем, отнюдь не мальчики – старшие школьники из 41-й школы Вологды, в залах которой и проходил конкурс. Директор школы Олег Васильевич Молодцов тут же пообещал ребятам купить для школы тарелки. Кстати, в Санкт-Петербурге не без помощи гимназии создан уже клуб «Фризби», и еще в 1998 г. проходил турнир с участием 12 команд. А во всем мире 75 стран признали эту игру своей. Теперь, надо надеяться, и в Северо-Западном регионе школы узнают об этой игре, имеющей не только спортивную, но и большую оздоровительную направленность, ведь играть-то не хуже, чем в зале – на открытой площадке, даже и на заснеженной. А как засиделись наши ребята под крышами. Даже в Вологде, на этой встрече северных школ, в такие солнечные, снежные и просто хрустальные дни ни одно занятие не было проведено на свежем воздухе, ни один показ зимних игр. Да что говорить, трудно поверить, но ведь и лыжи, исконный вид спорта, не попал в программу выступлений, не говоря о коньках. Впрочем, ведь не злонамеренно во многих школах просто-напросто отменили лыжные уроки по причине, вроде бы лежащей на поверхности, дороговизны инвентаря, а если глубже заглянуть – и по причине трудоемкости этого раздела школьной программы. Но какой же русский, россиянин не любит быстрой езды – на лыжах тоже.

И потому, честно говоря, как ни старались педагоги показывать на паркете калейдоскопы зимних игр и развлечений замечательных в чистых, ухоженных спортивных залах 41-й школы, как всем не хватало при этом глотка свежего воздуха. Даже и таким показам, как говорят, выходящим из ряда привычных, какие были у Валентины Юрьевны Антонкиной из школы № 6 Петрозаводска и у Сергея Юрьевича Гудкова из школы № 16 Вологды. И оставившие особенно большое впечатление программы Константина Викторовича Доможилкина – учителя школы № 20 Северодвинска Архангельской области. Разыгранный учителем спортивный праздник назывался, может быть, и несколько претенциозно – «Компьютерная страна – путешествие в виртуальную реальность», но затронул многие души и сердца, став отражением проблем сегодняшнего дня. Бороться с компьютероманией, поражающей все новые и новые слои детей, начиная уже с младшего возраста, можно только весело и зажигательно, когда сам учитель увлечен играми, от него зажигаются огоньки в глазах детей. Таким вышел на арену Константин Викторович, и закрутилась карусель, начавшаяся с разведения костерка, у которого обогрелись и поверили в учителя дети. Со сборов – с рюкзаками за плечами – в трудную дорогу, где предстояла им встреча с монстрами, надо понимать, нынешними нашими, мягко говоря, перекосами в жизни. Бороться с ними может ведь только сильный, только мужественный человек. Вот и надо воспитывать детей умеющими взобраться на высокий помост, пробежать в кроссе, преодолеть пропасть. И все это в непрерывном движении, в темпе. Вечный двигатель, вечное движение. Но вот и подсказка для тех, у кого нет спортивных просторных площадей, соединить вместе старшеклассников с малышами и дать задания тем и другим с взаимопомощью, а главное, интересом друг к другу. Не это ли задача воспитания, в том числе физического воспитания? А нагрузки в таком занятии могут показаться и виртуальными – и плотность занятий, и даже иногда риск – спорт не бывает без него. А еще и большое взаимопонимание – кажется, учителю и нечего делать. А в конце и он прошелся акробатической дорожкой.

Наверное, ни одному Доможилкину хотелось приблизиться к реальностям нынешнего дня.

В программе Валентины Викторовны Грасевич из 38-й школы Петрозаводска значилось: «Спортивный праздник "Властелин колец"» – вроде бы согласно с покоряющей сейчас юных книгой американской писательницы и с желанием, чтобы ее прочитали все. Но задача ли это учителя физкультуры, да и стоит ли внимания учителя литературы по своим художественным достоинствам книга? А праздник как праздник. Можно ведь провести его и под знаком народного эпоса.

Не в критику, а в обиду за наше, свое, истинное.

Порадовало, что еще не окончательно ушел туризм из наших общеобразовательных школ, хотя опять же спрятался под крышу.

Что сказать еще о тенденциях в развитии физкультуры общеобразовательных школ, как в зеркале отразившихся на конкурсе? А иначе ведь и быть не могло. Очень замедленное это развитие. Не увидели мы гимнастики – ни спортивной, ни художественной, куда же разбежались девочки с лентами и обручами, если уж гимнастические снаряды учителя клянут как могут и, думаю, не по причине их отсутствия, а тоже из-за сложности проведения занятий на них, обеспечения безопасности. Нет, не может аэробика заменить классическую гимнастику, хотя бы и в вольных только упражнениях.

А на аэробике горят уже страсти между учителями и учениками и даже судьями. Очень пристрастное к ней отношение. Ну не об этом речь, а о том, как удержать школьную физкультуру от оскудения, как не замутить чистых грез наших девчонок о себе как личности, как помочь мальчишкам с возмужанием, и всем им – с проявлением интереса к учителю, к себе, к тому, как быть или еще только стать сильным и выносливым.

О продолжении конкурса среди преподавателей профессиональных училищ, детских садов и детских внешкольных учреждений в следующий раз.

Продолжение следует

Маргарита ШАРГИНА,
наш специальный корреспондент
г. Вологда

Фото Л. ЛАРИОНОВОЙ

 

Рейтинг@Mail.ru