Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2004

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Здоровый ребенок – хороший ученик

Работа по программе здоровьесберегающих технологий начата в 1998 г. Была проведена диагностика физической подготовленности учащихся 1–4-х классов. Постепенно в программу физического воспитания добавлялись новые темы, актуальные в настоящее время. На протяжении двух лет проводился мониторинг здоровья и успеваемости учащихся. Когда результаты обучения, тестирования, опроса выявили хорошие показатели, возникла идея разработки авторской программы физического воспитания учащихся 1–4-х классов.

В 2000 г. такая программа была мной разработана и утверждена методобъединением учителей физкультуры города, одобрена профессором Ростовского филиала Кубанской государственной академии физической культуры В.И. Кожиным, согласована с руководителями школы № 28.

Программа содержит учебный материал, который не включался ранее ни в одну из программ для учащихся начальной школы.

Новизна работы состоит в том, что подобран не только практический, но и теоретический материал содержания уроков, предлагается осуществление межпредметных связей, связей школьного и дополнительного образования на основе имеющихся у школьников знаний.

Цель программы – достижение здоровья путем развития конкретных физических и моральных качеств.

Все компоненты программы образуют систему взаимосвязанных элементов – ни один из них нельзя выбросить, иначе принцип системности нарушится и воспитание будет носить однобокий характер. Помимо комплексной программы физического воспитания в программу введены элементы туристской техники, ритмической гимнастики, дыхательной гимнастики, ролевые игры, элементы школы выживания, что делает программу интересной и разнообразной.

В основе программы лежит принцип постепенности и доступности всех упражнений и нагрузок. Мускульная активность играет не последнюю роль в жизни ребенка. Прыжки, бег, активные игры приводят в действие всю сложную систему организма. Такая деятельность, естественная и разнообразная, призвана постоянно совершенствовать жизненные силы детей.

К.Д. Ушинский в свое время писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье...» И именно поэтому с 1998 г. в нашей школе регулярно осенью и весной проводятся традиционные дни здоровья с обязательным выездом в лес за пределы города.

Социально-педагогическая значимость этих мероприятий заключается в том, что создаются предпосылки для естественного, рационального сочетания основных видов и направлений воспитательной работы:

– развитие общественной активности, умение подчинить себя интересам коллектива;
– взаимоотношения коллективa и личности;
– знакомство с красотой и богатством родной земли;
– воспитание мужества;
– выполнение разнообразной работы, самообслуживание;
– развитие всех физических качеств.

Моя программа основана на двух главных положениях: максимально удовлетворять потребности ребенка; способствовать постепенному интегрированию его в общество, поощряя к саморазвитию, позволяя демонстрировать свои знания и навыки.

В программе присутствуют восемь базовых элементов:

1. Деятельность на природе является наиболее важным условием объединения уроков физического воспитания и дополнительного образования, что позволяет испытывать чувства приключений, романтики, уверенности в себе, предоставляет широкие возможности для реализации практических дел.

2. Игра должна использоваться всегда, в любом возрасте как неотъемлемое условие для развития личности.

3. Индивидуальный выбор – обязательное условие для раскрытия всего потенциала ребенка. Он сможет правильно ориентироваться в жизни только тогда, когда научится понимать и оценивать свои собственные поступки, симпатии и антипатии.

4. Церемонии и традиции. Каждое соревнование – это определенная церемония. Если это туристский поход – это костер, гитара, взаимовыручка. Если день здоровья – это праздник, где ребенок чувствует себя героем сказки.

5. Призыв (девиз) помогает ребятам настроиться, собраться, взбодриться духом: он наполнен добротой, верностью, дружбой.

6. Практический труд позволяет детям обучаться всевозможным навыкам и умениям.

7. Самовыражение – необходимое условие, без которого также немыслимо воспитание личности. Часть мероприятий программы призвана помочь ребенку выработать уверенность в себе и способность к самооценке, общению с другими детьми.

8. Поощрение – всякая программа должна стимулировать ребенка к достижению успеха.

В программе также соблюдены пять золотых правил, своего рода пять принципиальных положений:

1. Сдерживание шума, который так естествен для детей; умело организованные звуковые эффекты позволяют избежать беспорядочного шума; дайте ребятам возможность быть счастливыми, держите организационный процесс под контролем до тех пор, пока дети не насладятся им.

2. Соблюдение безопасности, в основе которой лежит принцип паровоза. Дело в том, что в детях быстро накапливается энергия, а значит, увеличивается давление, и если вы не выпустите вовремя пар через спасательные клапаны, они могут разрушить все ваши планы.

3. Соблюдение равновесия – это должно происходить легко, с улыбкой, энтузиазмом, при полном соответствии с настроением ребенка и учителя.

4. Поощрения – очень хорошо, если вы чаще будете говорить детям комплименты, конечно, имея на то основания, это вдохновит их: они будут стараться все делать еще лучше.

5. Эмоции – очень часто учителя подавляют в себе эмоции и стараются подавить их в детях. Не бойтесь детских эмоций!

Очень важно помнить, что все запланированные мероприятия должен пронизывать принцип удовольствия.

Удовольствие – это целый комплекс возможностей, которые необходимо использовать для достижения определенных целей. Движение и удовольствие – именно это пронизывает каждый пункт программы, именно эта связка позволяет делать многое, что невозможно сделать никакими другими способами.

Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач педагога. Но и этого школьным педагогам показалось недостаточно.

Успешно претворяя в жизнь эту программу, школа № 28 утверждает еще одну программу – «Формирование здоровья» и ставит перед администрацией и учителями следующие задачи:

1. Валеологически правильно организовать учебно-воспитательный процесс.

2. Обеспечить необходимый температурный режим и освещение.

3. Обеспечить контроль за состоянием здоровья, самочувствия учащихся.

4. Организовать работу по формированию и укреплению здоровья учащихся.

Создание в школе системы непрерывного валеологического образования позволяет реализовать основные валеологические принципы в практической деятельности по следующим направлениям:

– диагностика состояния здоровья;
– валеологическое обучение;
– консультативная работa;
– валеологизация учебного процесса.

С 2002 г. в школьное расписание введены 3 урока физкультуры в неделю, регулярно устраиваются подвижные перемены, перед началом занятий в каждом классе проводится утренняя зарядка, на уроках обязательны физкультминутки.

Очень интересная программа разработана по валеологии.

Валеология – наука о формировании и укреплении здоровья, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения детьми знаниями, умениями и навыками. Освещаются темы по предупреждению болезней, сохранению здоровья, продлению жизни человека, даются теоретические основы предупреждения употребления детьми табака, алкоголя и других психотропных веществ.

Обмен информацией, выработка единой стратегии взаимодействия и понимания другого человека, групповая дискуссия – все это дает детям возможность бороться с плохими привычками. Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности под руководством учителя с целью решить групповые задачи. Использование метода работать группами позволяет:

– дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
– уточнить личные точки зрения учеников;
– выработать общие решения;
– повысить интерес учеников к проблемам одноклассников.

Всего по предмету валеологии разработано 37 уроков.

Ожидаемые результаты:

1. Создание валеологической образовательной среды, способствующей не только сохранению, но и укреплению, развитию физического, психического, социального здоровья.

2. Введение с 1-го по 4-й класс уроков здоровья.

3. Осуществление валеологической организации учебно-воспитательного процесса.

Лето – время действий, проб и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Летом дети умнеют, растут, становятся лучше. Надо только помочь им в этом. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно, с выдумкой организовать отдых детей, увлечь их полезными, практическими занятиями. В школе с 1995 г. ежегодно работает городской лагерь, новшеством является десятидневный лагерь «школа выживания», проводимый после окончания учебного года на одном из островов на Дону, где ребята учатся выживать в экстремальных условиях, обслуживать себя, готовить, противостоять природным катаклизмам, работать с картой и компасом, управлять байдаркой и катамараном, преодолевать естественные препятствия. Поход – это своего рода игра. Не долг, как справедливо заметили мальчишки. Игра, как утверждают психологи, принципиальна и не прагматична. На зимних каникулах самые отважные и стойкие ученики были в двухдневном походе на базе отдыха, где встречали Новый год с елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой. Весной выезжали в пятидневный поход, где осваивали азы скалолазания, закрепляли полученные знания по природоведению.

Во всем этом четко прослеживается межпредметная связь.

О работе школы и педагогов очень красочно рассказывают фотостенды, расположенные в спортивном блоке. Родители, новые ученики, вновь прибывшие первоклассники могут ознакомиться с жизнью школы еще до поступления в нее. Неоднократно проводились съемки телевидения, в которых рассказывалось о жизни школы. Авторская программа рассматривалась аттестационной комиссией Управления образования, методисты управления по спорту рекомендовали другим школам воспользоваться опытом работы школы № 28. Связь школьного и дополнительного образования заинтересовала руководство и методсовет ЦДЮТ «Пилигрим», они неоднократно посещали наши мероприятия, знакомились с методическими разработками, которые позволяют тесно связать эти два вида образования. Большую помощь в организации занятий по валеологии школе оказывала гимназия «Юнона» (преподаватель валеологии А.М. Волгин). В городских и областных соревнованиях ученики 1–4-х классов участвуют наравне с учащимися 5-х классов, и неплохо.

В плане первоочередных задач школы – получить хотя бы минимальное финансирование наших начинаний. На протяжении 5 лет не получено никакого спортивного инвентаря. Все мероприятия финансируют родители. И несмотря ни на что, наш девиз:

Наша школа в городе
Хоть числом всех менее,
Не числом, умением побеждаем мы,
На дорожках, секторах
Нам чужды сомнения
Ведь победным финишем
Мы озарены!!!

М.В. МАРШЕНКО,
преподаватель физической культуры школы № 28
г. ВОЛГОДОНСК,
Ростовская обл.

 

Рейтинг@Mail.ru