Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2004

УРОК

 

Физически воспитывает... пространство

На экспериментальной площадке научно-педагогического объединения «Школа самоопределения» в течение восьми лет проводилась работа по созданию и использованию физкультурных комплексов (далее – ФК) для детского сада и начальной школы.

Начинали мы с комплексов, разработанных Б.П. Никитиным и B.C. Скрипалевым, изготовленных и усовершенствованных инженером О.И. Померанцевым, и домашних ФК, выпускаемых нашей промышленностью. В связи с усложнением устройства ФК, объединением нескольких ФК в единое целое, использованием дополнительных элементов (доски, лестницы, мягкие и жесткие конструкторы и т.д.) для описания в нашей школе комплекса мы вводим термин «физически воспитывающее пространство» (ФВП) и «объемное лазанье».

ФВП – это пространство, в которое хочется войти, чтобы самостоятельно заниматься физкультурой, движением, игрой. Необходимость разработки ФК (одного из элементов ФВП) была вызвана потребностью детей в лазанье. В опыте мы наблюдали, что эта потребность присуща детям до 12–14-летнего возраста. Увы, традиционные ФК, выпускаемые промышленностью, быстро надоедали подросткам и не давали индивидуальной посильной нагрузки в разновозрастной группе.

Если ФК достаточно сложно и интересно устроен, то это пространство втягивает ребенка в себя, не отпускает, заставляет возвращаться. Оно бросает вызов ребенку, его силе и ловкости: «Ты сможешь?» Предоставляет свободный выбор: двигайся куда хочешь и сам определяй сложность пути. Заставляет сосредоточиться. Его можно творчески переустроить, и тогда оно становится частью тебя, а ты – частью его. Физически воспитывающее пространство дает простор для фантазии и игры, легко превращаясь то в самолет, то в замок, то в джунгли... Здесь можно почувствовать, как работают простейшие механизмы: наклонная плоскость, блок, рычаг. Оно может помочь детям сотрудничать друг с другом. Опыт преодоления препятствий приносит детям радость и уверенность в своих силах. Это пространство имеет ритм (чередование простых и сложных элементов для лазанья, расстояния между этими элементами). Оно не завершено и открыто для взаимодействия с тем, кто в него входит.

В идеале взрослый здесь не нужен вообще или находится в позиции наблюдателя, не вмешивающегося без крайней необходимости в происходящее. ФВП должно быть устроено так, чтобы даже неловкий или неосторожный ребенок не мог себе нанести значительного ущерба. Оно предоставляет возможность одновременно заниматься в нем большой группе детей разного возраста. ФВП не заменяет учителя физкультуры, но помогает ему поддерживать физическую форму ребят.

Почти все элементы, из которых состоит ФВП, уже описаны в каталогах фирм, выпускающих физкультурное оборудование. Мы же хотим разбить все эти многочисленные элементы на группы по уровням сложности освоения их детьми и предложить принципы организации ФВП из этих элементов. Опираясь на предложенную классификацию, можно создавать пространства для различных целей физического воспитания.

Наличие в нем элементов разной степени сложности дает ребенку возможность делать посильный выбор сложности пути, трудности упражнений, времени занятия и игры. Оно приучает нести ответственность за сделанный выбор (хватит ли сил пройти намеченным путем, как выбраться из сложной ситуации), пробовать и ощущать свои возможности.

Наличие в ФВП других детей (желательно разных возрастов), помогает им сравнивать свои силы и возможности, учиться друг у друга, сотрудничать и помогать друг другу.

Поскольку объемное лазанье развивает пространственное воображение, оно может в дальнейшем помочь в успешном усвоении детьми геометрии (можно создать парк зримых понятий стереометрии и освоить их не вербально).

ФВП дает ребенку опыт новых преодолений. (Величина нагрузки регулируется самим ребенком через выбор сложности пути и времени нахождения в этом пространстве.) Физическая безопасность достигается не за счет руководства взрослого, а за счет устройства самого пространства (отсутствие навязанных ребенку заданий, чередование простых и сложных элементов ФК, разделение пространства на зоны сложности и т. п.).

Педагогу, работающему с ФВП, можно не обладать большой специальной подготовкой, достаточно любить детей, помочь им войти в ФВП, следить за их эмоциональным состоянием и помогать его корректировать. Основная роль педагога при этом заключается в наблюдении за психологическим состоянием детей.

В ФВП не допускаются или из него выводятся эмоционально возбужденные дети и дети, находящиеся в состоянии конфликта.

Конфликтующих детей просят отойти от ФК и договориться о правилах игры. Договорившись, они возвращаются обратно. Эмоционально возбужденные дети не могут контролировать свои действия, и им можно предложить упражнения, требующие концентрации внимания, контроля над движением и уравновешенного психологического состояния; например, равновесие на опоре, ходьба по кочкам, по изогнутой веревке, балансировка с предметами на голове и в руках, жонглирование и так далее.

Особая группа – дети с агрессией, направленной на себя. Они нуждаются в повышенном внимании педагогов, так как у них большая вероятность получения травмы. Для них можно ввести различение зон сложности ФК и высоты лазанья по цветам и ввести некоторые ограничения. При работе с такими детьми следует воспользоваться помощью психолога.

Лазая по спортивному комплексу, ребенок может попасть в сложную ситуацию, когда он не знает, что ему делать. Некоторые дети в этом случае попадают в состояние стопора или мышечного зажима. Ситуация легко разрешается, если приучить детей просить в сложной ситуации помощи у педагога или товарищей. Дети, свободно и самостоятельно осваивающие ФК, обычно в такие ситуации не попадают.

За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность, регламентирует его деятельность, берет на себя ответственность, то ребенок, очень вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным. Попав в неожиданную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств.

Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения). Педагогический процесс должен включать постепенный переход в пространстве и во времени от внешних ограничений, устанавливаемых педагогами, к внутренним, устанавливаемым самим ребенком.

Одним из средств может стать метод двигательных «задачек», когда перед ребенком или группой детей ставится цель, а средства и методы ее достижения они находят сами. ФВП может стать одним из элементов такого воспитания.

Каким же должно быть современное «физически воспитывающее пространство»?

В результате проведенной исследовательской работы нам представляется, что конструкции ФК можно условно разделить на несколько типов, внутри них выделить элементы, из которых они состоят. Выбор типа пространства и сложность его устройства обусловлены представлениями взрослых о возможностях и способностях детей и целями, которые ставят перед собой педагоги.

Рассмотрим несколько типов конструкций ФК.

Сергей РЕУТСКИЙ
г. Москва

(Полностью статью читайте в газете "Спорт в школе" №18/2004)

 

Рейтинг@Mail.ru