Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №18/2004

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Турслет может быть игрой

Осень – традиционное время проведения школьных туристических слетов. Предлагаем идею проведения такого мероприятия в игровой форме, когда даже один день в лесу станет для участников ярким и запоминающимся надолго событием школьной жизни.

Поисково-спасательный марафон начинается с формирования разновозрастных команд. В каждой команде 8 человек из разных классов: двое старшеклассников, имеющих туристический и организаторский опыт, четверо подростков среднего возраста (7–8-е классы) и двое малышей-пятиклашек. Ученики одного из класса заявляются парами: с другом не так страшно идти в команду даже с незнакомыми людьми.

С сюжетом игры команды знакомятся на старте. Все необходимое снаряжение с собой: об этом нужно позаботиться заранее, собираясь на слет, используя список необходимых вещей. (Обязательно в каждой команде должны быть часы, мобильный телефон, 4 литра питьевой воды, еда, расходные веревочки, скотч, спички и минимум 3 фонаря.) За наличие дополнительного снаряжения (2 компаса, рюкзак, спальник и коврик, котелок на 2–3 л, аптечка, резиновые или полиэтиленовые перчатки и др.) команда на старте получает дополнительные очки.

И вот старт. К команде обращается выпускающий на маршрут:

«Участники поисково-спасательных работ!

В данном районе потерпел аварию железнодорожный состав, перевозивший взрывчатые вещества. При взрыве возникли пожары, уничтожены пути сообщения, взорвался склад с химическими веществами, образовалось ядовитое облако. Есть пострадавшие. Доступ к месту аварии ограничен!

Задачи поисково-спасательных команд:

  • добраться до места аварии;

  • обнаружить пострадавших;

  • вывести их в безопасную зону.

По данным частей радиационно-химической защиты, ядовитое облако накроет район аварии через 5 часов. До этого времени все пострадавшие и спасательные команды должны выйти из зоны аварии. Спасательные команды должны вернуться в полном составе.

Контрольное время от начала старта 5 часов 30 минут.

Для выполнения задач поисково-спасательных работ вам нужно иметь необходимое снаряжение, карту полигона и маршрутный лист».

В игре могут быть следующие этапы.

I этап – «Больница»

От взрывов в деревне загорелась больница. Для оказания помощи пострадавшим жители деревни согласны отдать свои лекарства. Требуется собрать их по деревне и рассортировать по типам:

1. Сердечно-сосудистые.
2. Желудочно-кишечные.
3. Антибиотики.
4. Обеззараживающие.
5. Обезболивающие.
6. Перевязочный материал.

Необходимо нанести на карту место окончания и границы этапа. Время на сортировку лекарств – 5 минут.

II этап – «Переправа»

Здесь по легенде уничтожен мост. Военным удалось организовать навесную переправу. Вы можете выбрать: либо переправиться по веревкам, либо использовать надувную лодку. Считайте, что на реке продолжается разлив. Вода в реке отравлена разлившимся хлором. Это опасно для жизни!

Можно выбрать и другой путь – в обход.

Важно, что каждый ребенок не обязан переправляться по веревкам. Он может переправляться в лодке, а если очень страшно – пойти в обход (но тогда команда теряет время). Время на этапе – 15 мин.

III этап – «Подъем»

На верхнюю площадку приземлился вертолет с последними данными о химической обстановке в районе. Вертолет не может сесть в другом месте. Необходимо подняться и уточнить данные, которые касаются вашей безопасности.

IV этап – «Экологический пост-1»

Экологическая обстановка в районе плохая. Необходимо обезопасить себя и пострадавших. Также, для того чтобы определить экологическую обстановку в районе, необходимо взять пробы воды в трех разных местах: река, озеро, канава, и доставить их в штаб. При отборе проб зафиксировать качественные характеристики воды и водоемов: запах, цвет, мутность. Определить, стоячая или проточная вода. Записать в блокнот. Отметить места сбора проб на карте.

V этап – «Наводнение»

Поступило сообщение, что разрушена дамба. Надвигается поток воды, волна вот-вот подойдет. Ожидаемый уровень 40 см. Вода хлынет через 5 мин. Вы должны найти место, где вода вас не затронет и дождаться, пока поток не схлынет.

Внимание! Вода содержит опасные химикаты, касание поверхности воды – повреждение.

Этот этап опять дает полный простор творчеству членов команды. За оригинальные и конструктивные идеи начисляются дополнительные очки.

VI этап – «Бревно»

При переправе по бревну через реку один из членов команды оказывается смыт потоком. Никто не успевает остановить его. Задача: связаться со своим товарищем по рации, определить его местоположение и оказать помощь. Рация и инструкция по пользованию ею есть на этапе.

V этап – «Навигатор»

«Пострадавший» участник команды должен по рации выйти на связь со своей группой. Задача: выйти вовремя на связь, сообщить позывной и за одну минуту передать сообщение так, чтобы было указано, где он находится (описание места и дорога от того места, где виделись последний раз).
В первых сообщениях пострадавший участник должен передать следующее: «Я упал в воду, я весь мокрый, я замерз. В том месте, где я нахожусь, нет никаких дров. Я не смогу до вас добраться, но могу только рассказать, где нахожусь. Найдите меня и согрейте!»

VIII этап – «Помощь»

Вы нашли своего участника. Он весь промокший, губы его посипели, конечности холодные, не может говорить. Вы должны определить порядок своих действий и выполнить. После этого у вас есть время перекусить и оказать психологическую поддержку.

IХ этап – «Психологическая помощь»

Представьте, что вы нашли пострадавшего, которому нужна психологическая помощь.

Задание:

1. Придумать способ, при помощи которого можно оказать психологическую поддержку.
2. Обоснуйте ситуацию, при которой данный способ поддержки оптимален.
3. Участники этапа могут объединиться с участниками из других команд.

Х этап – «Эвакопункт»

Вы прибыли в эвакуационный пункт. Эвакопункт занимается приемом беженцев, пострадавших и других лиц, не имеющих возможности самостоятельного передвижения, и переправкой этих людей в госпиталя, больницы, населенные пункты их дальнейшего пребывания. Сейчас вам предлагается разделиться.
Для выяснения дополнительных сведений о пострадавшем – 3 человека в «Лабиринт».
Для уточнения экологической обстановки – 2 человека «Азимут».
«Экологический пост-2» – 3 человека.
Два человека остаются с пострадавшими.

После возвращения команды

Для эффективной эвакуации пострадавшего из района бедствия необходима информация о пострадавшем.
Что удалось выяснить о пострадавшем в ходе транспортировки и на этапе «Лабиринт»?
Что еще необходимо выяснить о пострадавшем?
Как вы обращались с пострадавшим в ходе транспортировки?

«Экологический пост-2»

Задание

Из команды должны прийти на этап 2–3 участника. Участники команды сдают пробы, которые должны быть соответственно подписаны, листы с заполненными сведениями об отборе проб и ответами на вопросы.

Судьи просят показать места на карте отбора проб; рассказать, как отбирались пробы воды; пояснить или дополнить ответы на вопросы.

Необходимо определить степень загрязненности проб воды при помощи марганцовки. В случае незнания, судьи подсказывают команде, как это сделать.

И, наконец, забрав «эвакуируемого», команда отправляется на финиш.

Команда должна построиться, представить себя, командир должен сдать начальнику ПСР карту, маршрутный лист, оставшиеся бланки и доложить о ходе проведенных работ, потерях и обстоятельствах проведения поисково-спасательных работ.

Что же останется после финиша? Ощущение пережитого приключения, дружба старших и младших, уверенность в том, что вместе, поддерживая друг друга, можно преодолеть любые трудности.

Естественно, это только общие очертания игры. Каждый, кто будет использовать эти материалы, внесет в них что-то свое. Творите, придумывайте – и радуйтесь вместе с детьми.

Н.В. ЧЕГОДАЕВА, Д.В. ПЕВЧЕВ
МОСКВА

 

Рейтинг@Mail.ru