День здоровья:
когда он радует, а когда огорчает?
Родители часто смотрят на
работу педагогов с недоверием. Что они там делают
с моим ребенком? Не навредят ли ему? И это вполне
естественно, потому что учителя будут меняться
не раз в течение одиннадцати лет учебы, а мама и
папа – они одни, они навсегда. Дети закончат
школу, расстанутся с педагогами, а родители… Да
что я говорю, это и так ясно. И, что бы мы ни
говорили о значимости образования, важнее
близких людей и взаимоотношений с ними ничего на
свете нет.
Часто вмешательство родителей в обучение,
недоверие к их профессионализму обижает и
раздражает учителей. Конечно, ведь педагоги и так
(за нищенскую зарплату) проводят в школе большую
часть своей жизни, делают все, чтобы детям было
интересно учиться, заботятся об их здоровье,
физическом и психическом благополучии. А
родители все равно недовольны: и то им не так, и
это – не эдак.
Конфликты между родителями и учителями
возникали бы повсеместно, если бы все педагоги
рассуждали только так. Однако на ситуацию можно
посмотреть и по-другому. Учителя –
профессионалы, именно они обязаны не только
погасить возникающий конфликт, но и предвидеть
его, сделать так, чтобы он не возник.
День здоровья!
Школа – механизм сложный, сбоев с
вашей стороны не допускает и ошибок не прощает!
Пройдет совсем немного времени, и вы с удивлением
обнаружите, насколько изменился ваш ребенок...
Понять, откуда что берется, невозможно! Школа –
это монстр! Она вносит свои поправки в ваши
взаимоотношения с ребенком, изменяет его
характер по своему разумению, заставляет вас под
нее подстраиваться, и никак иначе! Бороться
бесполезно. Самое разумное решение – стать
«винтиком» в этом механизме, плыть по течению
вместе с ней. Золотые слова: «Не ходи в чужой
монастырь со своим уставом».
Идти против системы – занятие бесполезное и
неблагодарное. Вы в школе человек временный, а
она стояла, стоит и будет стоять. Смиритесь!
Подстраиваться придется вам! Школа четко
отделила свои проблемы от ваших, и, если ее планы
не совпадают с вашими, страдайте молча, вида не
показывайте, выкручивайтесь сами, так как ваши
проблемы – ваше личное дело. В школе весело. Если
вы принимаете активное участие в жизни вашего
ребенка, то за год точно насмеетесь. Судите сами.
Я приведу лишь эпизод из школьной жизни, а их
очень много! Сколько учебных дней в году, столько
и хохотать приходится!
«День здоровья» у нас в школе – мероприятие
обязательное. Проводится оно в тот период, когда
эпидемия гриппа еще не наступила, а ОРВи гуляет
уже вовсю, – конец сентября, начало октября.
Тепло – холодно, солнце – дождь, погода меняется
несколько раз в день, земля под ногами «на
природе» уже чавкает от выпитой воды, да и день
может не задаться с самого утра, но, несмотря ни
на какие катаклизмы природы и вашего желания,
запланированное школой мероприятие пройдет по
утвержденному плану и графику! В этом можете не
сомневаться!
Нам повезло отчасти. Погода в тот день, что
называется, не удалась. Дождя хотя и не было, но
ветер выдувал из-под курточек тепло, и было
довольно неуютно. В назначенный час,
прикрываемые по бокам свободными от работы в
этот день родителями, ученики, выстроенные
рядами, пошагали в сторону леса. Первоклашки
ходят медленно, «трусовато», неуверенно, потому
что опыта ходить строем у них еще маловато.
Наша процессия напоминала картину «Утро в
деревне» – пастухи со своими подопечными! За
первыми классами уже более организованными
рядами, ведя себя раскованно и непринужденно,
шагали остальные классы «началки». Минут сорок
потратив на дорогу, мы вышли в чистое поле, на
просторе которого, четко на середине, нас
встречала под красным флагом «посиневшая» и
подбиваемая со всех сторон ветром фигура
физрука. Когда к нему подтянулась комиссия из
преподавателей, был дан старт к началу
соревнований. И началось! Подгоняемые родителями
и учителями, под крики классных руководителей,
дети бежали эстафету, тянули канат, пели песни,
кидали кольца и т. п. Выбывших по тем или иным
причинам участников подменяли родители, на ходу
затыкая образовавшиеся «дырки». Венцом всего
действа стал «Конкурс бутербродов», которые тут
же и съели уже порядком оголодавшие и
подуставшие дети.
Подъехавший окольными путями на машине в это
самое поле директор вручил грамоты, поздравил
победителей, поблагодарил всех за участие и
уехал по неотложным и более важным делам.
Как мы дошли назад – не помню. Очень хотелось
поскорее вернуться в цивилизацию и отдохнуть. На
другой день выяснилось, что многие заболели.
«День здоровья» «скосил» треть учащихся. Чтобы
сохранить «остатки» класса, наша учительница
дала команду ходить в школу «под прикрытием
чеснока». Дома, на кухне, у нас открылся вечерний
клуб «Очумелые ручки». Мы потрошили
«Киндер-сюрприз» и в его пластмассовой капсуле
делали дырочки по системе «решето». Капсула
принимала форму кулона и, набитая с утра пораньше
чесноком, вешалась на шею ученику. Висеть
«талисман от недугов» должен был так, чтобы,
когда наклонялась голова, нос «встречался» с
запахом чеснока. За неделю класс пропах до
основания! Остатки учащихся выстояли и
благополучно «дотянули» до каникул! Хорошо, что
День здоровья проводится лишь раз в году!
Татьяна ГЛАВАЦКАЯ
А идея чья?
Программы здоровьесберегающих
технологий сегодня берутся на вооружение
многими школами. Трудно, конечно, воплощать их в
жизнь, но результат стоит того: дети будут
здоровее, учиться будут лучше, ради этого стоит
выложиться.
Представляю, что бы сказали учителя
школы, в которой учится ребенок автора письма,
если бы узнали о нем: «Ничем этим родителям не
угодишь! Мы же для их детей стараемся, детям такие
интересные и полезные для здоровья дни
устраиваем! Ребятам было очень, очень весело и
интересно в этот день. А если некоторые из них
после этого заболели, то вина здесь, скорее,
родителей, а не учителей. Нужно хоть немного
закалять своего ребенка, а не держать в тепличных
условиях!»
Но вот в чем беда всех программ,
спущенных «сверху» в школы: они чужие, и
этим все сказано. То, что появилось в каком-то
педагогическом коллективе как «свое»,
выстраданное, принятое всеми: учителями,
родителями, детьми, – в другой школе может вовсе
не прижиться.
День здоровья. Ура!
Представьте себе школу, в которой
никогда не было ни спортивных пауз, ни дней
здоровья. Дети приходили туда, сидели за партами,
зарабатывали отметки и сколиозы. Но вот родители
(!) задумались: а почему о здоровье их детей никто
в школе не волнуется? Посовещались между собой и
пришли к директору школы с предложением: так
организовать учебный процесс в школе, чтобы дети
могли между уроками подвигаться, размяться, а раз
(хотя бы раз!) в четверть выходить всей школой на
природу и вместо уроков проводить с детьми
подвижные игры. На прохождение программы это
мало повлияет, а вот на общий тонус, на желание
учиться, приходить в школу – обязательно. Ведь
всем известно, что физическая нагрузка нужна
детскому организму, что спорт (в разумных
пределах) помогает учебе. И так далее, и тому
подобное.
Директор упирается, говорит, что у него
«программа», что это все «будет мешать учебе», а
родители настаивают на своем, созывают
педагогический совет, уговаривают учителей.
И вот, наконец-то, в этой школе проходит «День
здоровья». Ура! Все родители и дети просто
счастливы. Учителя, возможно, немного устали, но,
на самом деле, они тоже понимают значимость такой
работы. Здоровье детей становится важной
составляющей всего образовательного процесса.
Новую программу школа (директор) утверждает в
Управлении образования. Все счастливы.
День здоровья. Кошмар!
А вот другая школа. Директор решил
принять участие в эксперименте (федеральном или
региональном), апробировав здоровьесберегающую
технологию. Взял в ГОРОНО программу, рассказал о
ней на педсовете, все с директором согласились (а
куда деваться?), и школа стала работать в этой
концепции. И получать доплату как
«экспериментальная» школа.
Родители приходят, а им говорят: «Теперь у нас
каждую четверть будет проходить День здоровья.
Чтобы помочь учителям, вы должны присутствовать
во время эстафет, так что устанавливайте
дежурство».
Родителям деваться некуда: их дети полностью
зависят от учителей, от их отношения к ученикам.
Спорить нельзя, это может повлиять на отметки
ребенка. И вот в осенний (весенний, зимний,
неважно, какой) день они, забыв про собственную
работу и домашние хлопоты, идут «дежурить» на Дне
здоровья. Дети носятся как угорелые,
разгорячившись, норовят скинуть одежду, мамы
нервничают, справиться с классом, естественно, не
могут. Кошмар! День здоровья!
Что же делать?
Есть правило, которому следуют многие
учителя: решение о совместном действии должно
быть общим. Хочет педагог провести огонек,
например:
– Ребята, что-то мне кажется, что мы как-то скучно
живем. Может, собраться вместе после уроков?
– И что делать будем?
– А вам чем было бы интересно заняться?
– Ну, например, потанцевать!
– А еще?
– Поиграть, мы игры классные знаем!
– А почему бы и нет? Давайте попробуем…
И начинается работа, которую и учитель, и ребята
воспринимают как свое дело, важное и
интересное.
Родители – те же дети. Только большие, да еще
переживающие за своих малышей. Они тоже хотят,
чтобы с ними посоветовались, чтобы к их мнению
прислушались, чтобы их поняли. И тогда они будут
гордиться и своей школой, и своими учителями:
«Смотрите, наши-то педагоги не бегут домой сразу
после уроков! Даже в ветреный день проводили
эстафеты, а все ради наших детей! Да еще
придумали, как им не разболеться, уговорили
чесночные «амулеты» сделать. Вот потеха была!
Чеснок, конечно, пахнет, но зато дети поняли: он и
защищает от болезней. Отличная у нас школа!»
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
|