Внеурочные формы работы на уроке
Что такое «учитель»? Просто профессия? Или
что-нибудь другое? Больше! Учитель дает путевку в
жизнь, помогает обрести уверенность в себе и
собственное «Я», помогает увидеть то незаметное,
из чего строятся человеческие взаимоотношения.
Но он не одинок. Ведь не может человек просто
«дать» другому человеку знания и опыт. Учитель
выстраивает в логическую цепочку окружающие
обстоятельства и направляет нить общения именно
так, чтобы не дать ученику познать горечь
разочарования и поражения, не дать уклониться от
намеченной цели или определить ее в соответствии
со способностями, потребностями и нуждами
общества. И помощник в этом – «ученик».
В поисках наиболее приемлемых форм
объединения учащихся
для занятий физической культурой и спортом
В вопросах привлечения к занятиям
физической культурой и спортом нельзя
игнорировать влияние, оказываемое группами
товарищей-одногодок. Специальные
социологические исследования, проведенные среди
молодежи в странах с различными социальными
системами, показывают, что в наши дни влияние,
оказываемое на молодых людей ровесниками,
возрастает. При этом мы не должны забывать, что
группы сверстников, как правило, не признают
ценностей, навязываемых социальными
институтами. И, к сожалению, атлетический образ
жизни чаще всего не является ценностью для
молодежи.
Нет необходимости говорить, что лучший
вид деятельности – это деятельность,
осуществляемая благодаря внутренним
потребностям и убеждениям человека.
Следовательно, идеальный инструмент обучения
спорту – пробуждение активности личности в
соответствии с разделяемыми ею собственными
социальными стандартами.
В подростковом возрасте существует
потребность в личностном самоопределении,
которое выражается в различных формах
состязательности и желании общаться в
разнообразных объединениях и коллективах.
Общеобразовательная школа же вследствие
сложившихся стереотипов не может в полной мере
реализовать эту потребность.
Обобщив опыт работы
Н.В. Кудрявцевой, В.И. Столярова,
Р. Ренсона, Т.Айяна, мы решили в своей
практической деятельности организовать
физкультурно-оздоровительную и спортивную
работу во внеурочных формах физического
воспитания на условиях организации
спортивно-клубной работы.
Новые формы приобщения учащейся
молодежи к
систематическим занятиям физической культурой и
спортом
Для формирования потребностей и
интереса к регулярным занятиям
физкультурно-спортивной деятельностью
необходимо, во-первых, использовать
альтернативные формы организации физического
воспитания с отказом от традиционного урока
физкультуры и проведения занятий в
учебно-тренировочных группах за пределами
академического расписания и в тренировочных
режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу
выбора вида занятий в зависимости от своих
интересов и уровня притязаний.
Во-вторых, особо значимым
представляется подход, который ориентирует
учебно-воспитательный процесс на всестороннее
развитие личности и ее самоопределение во время
творческого овладения двигательной,
физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельностью. Прежде всего, ставится задача
сформировать у молодежи целостное представление
о физической культуре как элементе общей
культуры человека. Второй важной задачей
физического воспитания является творческое
усвоение способов двигательной,
физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности.
В-третьих, в рамках совершенствования
физического воспитания в учреждениях начального
профессионального образования большое значение
придается созданию конкретных вариантов учебных
программ с учетом особенностей интересов
учащихся и профессиональных возможностей
учащихся.
Отмеченные выше общие подходы к
организации физкультурно-спортивной работы в
учебных заведениях отражаются и на конкретной
организации занятий.
В последние годы много внимания
уделяется вопросам использования в
физкультурно-спортивной работе, в том числе с
учащейся молодежью, народных игр и физических
упражнений. Эти игры используются в учебном
процессе и во внеклассной
физкультурно-спортивной работе во время
проведения спортивных и игровых праздников.
Большой интерес представляют попытки
предоставления учащимся возможности самим
придумывать новые подвижные игры. Это позволяет
развивать творческие способности подростков,
варьировать различные виды нагрузки, делает
уроки физкультуры более увлекательными и
интересными.
«Новые игры»
Иногда решение проблемы гуманизации
физического воспитания в различных учебных
заведениях связывают не просто с формированием и
развитием более гуманной соревновательной
модели спорта, а вообще с отказом от
соревновательного характера спорта, с переходом
от соревновательной к «несоревновательной» его
модели, в которой отсутствует разделение
участников на победителей и побежденных,
основной акцент смещен на сотрудничество, юмор,
совместное творчество участников и т.д.
Наиболее ярко такой подход к решению
обсуждаемой проблемы демонстрируют сторонники
так называемых «новых игр» (иногда для их
обозначения используются другие термины –
«творческие игры», «игры доверия», «Fair play» и
т. д.), получившие в последние десятилетия
широкое распространение в США, Канаде, Германии и
других странах.
Эти игры строятся на следующих
основных принципах:
а) отсутствие победителей и
побежденных;
б) не конкуренция, а сотрудничество участников:
они помогают друг другу в достижении общей цели;
в) все участники должны получать удовольствие от
игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми,
кто проигрывает, как это имеет место в обычной
соревновательной игре;
г) ни один участник не может быть исключен из игры
до ее окончания;
д) в игре могут принять участие все желающие,
независимо от возраста, подготовки, состояния
здоровья (инвалидности) и т. д.;
е) каждый участник всегда уверен в том, что другие
участники не нанесут ему повреждений,
предохранят от них, помогут ему, обеспечат его
безопасность.
В «новых играх» – в отличие от обычных
спортивных соревнований – как правило,
совместно и на равных участвуют люди разного
возраста, пола, физического состояния и т. д., а,
кроме того, любой зритель может стать игроком, и
каждый игрок по собственной инициативе может
задавать тон игре, изменять ее характер, т. е.
выступать в функции руководителя игры. Здесь
всемерно поощряется рыцарское поведение,
красота действий и поступков, взаимопомощь,
творчество, фантазия, юмор. Все это ориентирует
участников «новых игр» на сотрудничество, а не на
конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником,
исключает проявления агрессии и насилия.
Г.П. ДЕРГУНОВ
ЛИПЕЦК |