Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2004

УРОК

 

Внеурочные формы работы на уроке

Что такое «учитель»? Просто профессия? Или что-нибудь другое? Больше! Учитель дает путевку в жизнь, помогает обрести уверенность в себе и собственное «Я», помогает увидеть то незаметное, из чего строятся человеческие взаимоотношения.
Но он не одинок. Ведь не может человек просто «дать» другому человеку знания и опыт. Учитель выстраивает в логическую цепочку окружающие обстоятельства и направляет нить общения именно так, чтобы не дать ученику познать горечь разочарования и поражения, не дать уклониться от намеченной цели или определить ее в соответствии со способностями, потребностями и нуждами общества. И помощник в этом – «ученик».

В поисках наиболее приемлемых форм объединения учащихся
для занятий физической культурой и спортом

В вопросах привлечения к занятиям физической культурой и спортом нельзя игнорировать влияние, оказываемое группами товарищей-одногодок. Специальные социологические исследования, проведенные среди молодежи в странах с различными социальными системами, показывают, что в наши дни влияние, оказываемое на молодых людей ровесниками, возрастает. При этом мы не должны забывать, что группы сверстников, как правило, не признают ценностей, навязываемых социальными институтами. И, к сожалению, атлетический образ жизни чаще всего не является ценностью для молодежи.

Нет необходимости говорить, что лучший вид деятельности – это деятельность, осуществляемая благодаря внутренним потребностям и убеждениям человека. Следовательно, идеальный инструмент обучения спорту – пробуждение активности личности в соответствии с разделяемыми ею собственными социальными стандартами.

В подростковом возрасте существует потребность в личностном самоопределении, которое выражается в различных формах состязательности и желании общаться в разнообразных объединениях и коллективах. Общеобразовательная школа же вследствие сложившихся стереотипов не может в полной мере реализовать эту потребность.

Обобщив опыт работы Н.В. Кудрявцевой, В.И. Столярова, Р. Ренсона, Т.Айяна, мы решили в своей практической деятельности организовать физкультурно-оздоровительную и спортивную работу во внеурочных формах физического воспитания на условиях организации спортивно-клубной работы.

Новые формы приобщения учащейся молодежи к
систематическим занятиям физической культурой и спортом

Для формирования потребностей и интереса к регулярным занятиям физкультурно-спортивной деятельностью необходимо, во-первых, использовать альтернативные формы организации физического воспитания с отказом от традиционного урока физкультуры и проведения занятий в учебно-тренировочных группах за пределами академического расписания и в тренировочных режимах. При этом учащиеся имеют полную свободу выбора вида занятий в зависимости от своих интересов и уровня притязаний.

Во-вторых, особо значимым представляется подход, который ориентирует учебно-воспитательный процесс на всестороннее развитие личности и ее самоопределение во время творческого овладения двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью. Прежде всего, ставится задача сформировать у молодежи целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры человека. Второй важной задачей физического воспитания является творческое усвоение способов двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В-третьих, в рамках совершенствования физического воспитания в учреждениях начального профессионального образования большое значение придается созданию конкретных вариантов учебных программ с учетом особенностей интересов учащихся и профессиональных возможностей учащихся.

Отмеченные выше общие подходы к организации физкультурно-спортивной работы в учебных заведениях отражаются и на конкретной организации занятий.

В последние годы много внимания уделяется вопросам использования в физкультурно-спортивной работе, в том числе с учащейся молодежью, народных игр и физических упражнений. Эти игры используются в учебном процессе и во внеклассной физкультурно-спортивной работе во время проведения спортивных и игровых праздников.

Большой интерес представляют попытки предоставления учащимся возможности самим придумывать новые подвижные игры. Это позволяет развивать творческие способности подростков, варьировать различные виды нагрузки, делает уроки физкультуры более увлекательными и интересными.

«Новые игры»

Иногда решение проблемы гуманизации физического воспитания в различных учебных заведениях связывают не просто с формированием и развитием более гуманной соревновательной модели спорта, а вообще с отказом от соревновательного характера спорта, с переходом от соревновательной к «несоревновательной» его модели, в которой отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещен на сотрудничество, юмор, совместное творчество участников и т.д.

Наиболее ярко такой подход к решению обсуждаемой проблемы демонстрируют сторонники так называемых «новых игр» (иногда для их обозначения используются другие термины – «творческие игры», «игры доверия», «Fair play» и т. д.), получившие в последние десятилетия широкое распространение в США, Канаде, Германии и других странах.

Эти игры строятся на следующих основных принципах:

а) отсутствие победителей и побежденных;
б) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели;
в) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться, а не смеяться над теми, кто проигрывает, как это имеет место в обычной соревновательной игре;
г) ни один участник не может быть исключен из игры до ее окончания;
д) в игре могут принять участие все желающие, независимо от возраста, подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т. д.;
е) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его безопасность.

В «новых играх» – в отличие от обычных спортивных соревнований – как правило, совместно и на равных участвуют люди разного возраста, пола, физического состояния и т. д., а, кроме того, любой зритель может стать игроком, и каждый игрок по собственной инициативе может задавать тон игре, изменять ее характер, т. е. выступать в функции руководителя игры. Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор. Все это ориентирует участников «новых игр» на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессии и насилия.

Г.П. ДЕРГУНОВ
ЛИПЕЦК

Рейтинг@Mail.ru