Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2004

СЕКРЕТЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Педагогическая культура преподавателя культуры физической

Поворот школы к ребенку, переход к новому личностно-ориентированному виду образования невозможен без существенного повышения уровня педагогической культуры учителей.

Сущность педагогической культуры состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.

Школа выступает как среда выращивания демократии, личной свободы и ответственности, межкультурного диалога, сотрудничества и других форм совместной культуросообразной жизни детей и взрослых.

Главная цель личностно-ориентированного образования – создание условий для личностного становления и самореализации ребенка, в том числе и как члена общества. Но между природой и социумом лежит культура, объединяющая их и снимающая противоречия между природным и социальным началом в человеке. Естественное вхождение ребенка в социальную жизнь осуществляется через культуру. Человек обретает свою духовную сущность, становится частью человечества, постигая культуру и творя ее.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, общение.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивную, коммуникативную, организаторскую и познавательную.

В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому нужно развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над самовоспитанием собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности как ребенка, так и учителя.

Педагогическая деятельность – это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и воспитания детей. Объективно оценить деятельность возможно только на основе исследования сущностных характеристик педагога. Оценка педагогической деятельности должна вестись с использованием разных источников информации и прежде всего должна использоваться в целях совершенствования и развития творческого потенциала преподавателя, его физического и нравственного здоровья.

На основе общей диагностической карты учителя, разработанной группой исследователей РГПУ, мною была предложена диагностическая карта педагогической культуры учителя физической культуры. Эта карта составлена с учетом перехода системы физического воспитания к развивающей и развивающейся, открытой, демократичной, многообразной, гуманистической системе, в которой высшей ценностью является ученик с его индивидуальными особенностями.

Каждый из читателей-педагогов может попробовать проанализировать свой педагогический стиль, опираясь на диагностические карты.

В результате самодиагностики и на основе опыта педагогической деятельности можно выделить функции, которые проявляются в большей степени.

Таким образом формируется индивидуальный стиль работы, индивидуальный стиль общения, то есть излюбленная система приобретенных в работе методов и приемов, которые характеризуют особенности педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность – это технология труда, педагогическое общение, климат и атмосфера, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение выступает не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания учащихся. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне после выявления особенностей своего психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности, через который осуществляется «трансляция» моей личности детям.

Нужно постоянно обращать внимание на соответствие (несоответствие) своих коммуникативных и образовательных процессов индивидуально-типологическим особенностям детей. Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика, наблюдать за его действиями, фиксировать данные наблюдения. Это поможет осуществлять индивидуальный подход к различным детям.

Демократизация проявляется в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, в раскрытии их многообразия, вариативности. При этом учебно-воспитательный процесс строится с учетом национальных и региональных традиций в деле формирования привычек здорового образа жизни.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. В самом деле, учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки – и все это с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения:

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности;
– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных учеников, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений);
– «самоанализ», сотрудничество с родителями;
– культурная идентификация через народную подвижную игру.

Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера педагога.

Педагогическая деятельность достигает своего социального значения, когда в процессе обучения и воспитания происходит обучение взаимодействию с разными людьми.

Для себя я выработала следующие правила общения:

– оправдывай каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и у кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдай профессиональную этику общения: в любой ситуации координируй свои действия;
– будь хорошо подготовленным к любому диалогу, с любым человеком, по всем вопросам, входящим в круг твоей профессиональной компетентности;
– лаконичность, динамизм общения зависят от твоей внутренней собранности: в делах, поступках, речи;
– гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;
– учитель должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;
– надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;
– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;
– быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке общения, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;
– следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.

Такое общение не является самоцелью, оно – средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Диагностические карты педагогической культуры учителя физической культуры

1.1. Отношение к педагогическому труду

1.2. Профессионально-нравственные качества

1.3. Личностно-педагогическая саморегуляция

балл «+2», если черта, качество, умение проявляется зрительно, характерно, то есть ярко выражено, типично для личности, постоянно;
балл «+1» – чаще проявляется, чем не проявляется;
балл «0» – не выражено достаточно определенно, не проявляется;
балл «–1» – противоположная черта личности;
балл «–2» – противоположная черта личности – качество, умение проявляется активно, типично, постоянно.

2.0. Профессиональные знания и умения

Елена КАНДАУРОВА,
преподаватель физической культуры
Москва

Рейтинг@Mail.ru