Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2004

НОВОСТИ СВЕРХУ

 

Спартакиада начинается с учителя

Ольга Егоровна Левочкина – директор Республиканской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва. Сейчас эту школу называют по-другому (Федеральная специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва), но новый устав еще не принят, а от перемены мест слагаемых (от изменения названия), как известно, сумма (то есть суть школы) не меняется. Эта школа курирует и координирует работу детских спортивных школ в Российской Федерации.
В силу занимаемой должности Ольга Егоровна входит в организационный комитет Всероссийской Спартакиады школьников, которая после долгого перерыва была возрождена в 2003 году.

– Ольга Егоровна, скажите, почему в 2004 году Спартакиада не проводилась?

– Это было спланировано специально, чтобы Спартакиада школьников не совпадала со Спартакиадой молодежи и с Олимпийскими играми.

– Ольга Егоровна, согласны ли Вы с утверждением, что школьные учителя физкультуры создают основу для массового спорта?

– Конечно, с этим никто не спорит. Если не они, то кто же?

– Однако нашей газете хочется понять, насколько это понимают в министерстве.

– И министерство, и агентство по спорту, безусловно, заинтересованы в том, чтобы Спартакиада начиналась со школ, проходила во всех районах, областях. На первом и втором этапах предполагается провести Спартакиаду в школах России. Какие там будут проводиться соревнования, зависит только от школ: это могут быть, например, в рамках зимней Спартакиады игры в снежки или снежные городки, а если рядом со школой есть каток – чемпионат школы по хоккею. Все это зависит только от учителей, организующих соревнования. Главное, чтобы дети участвовали в массовых мероприятиях, приобщались к спорту. На первенстве городов будут проводиться более серьезные соревнования, но в них тоже примут участие только школы. И только дальше, начиная с областного уровня в состязания вступят и спортивные школы, возникнут сборные команды, которые будут отстаивать честь своего региона на соревнованиях высшего ранга. В 2003 году в Спартакиаде приняли участие около трех миллионов школьников.

– А как государство поддерживает школьных учителей? Ведь понятно, что проведение массовых соревнований требует огромных затрат времени и сил.

– На первом и втором этапах финансирование идет через местные управления образования. Нам сдают промежуточные отчеты, в которых указывается, сколько денег было затрачено на их проведение.

– А на зарплату учителям, на премии, поощрения?

– Я думаю, что не так много. В основном выделяются средства на приобретение спортивного оборудования, что, конечно, немаловажно для каждой школы, для каждого учителя. Оплачивается работа судей, а учителей и тренеров (часто в проведение Спартакиад на городском и районном уровней включаются ДЮСШ) – нет. Скорее всего, они финансируются при этом по своей обычной тарификационной сетке: как кружки, спортивные секции. Потому что у тренеров ненормированный рабочий день. А учителя и тренеры заинтересованы не в своей личной зарплате, а в том, чтобы построили хорошую спортивную площадку, чтобы завезли инвентарь.

– А можно будет хотя бы попытаться отследить, поддерживают ли финансово учителей, в каких регионах, к чему это приводит?

– Это сложно сделать, но, думаю, вполне реально – через промежуточные отчеты.

– Можно ли нашей газете подключиться к промежуточному анализу результатов, опубликовать его данные?

– Да, конечно.

– Ольга Егоровна, расскажите, пожалуйста, какие еще всероссийские спортивные мероприятия проводятся регулярно?

– Ежегодно мы проводим Президентские фестивали школьников. В них участвуют лучшие команды школ России. Мы создали положение об этом фестивале (в 2004 году он проводился уже в шестой раз). Согласно этому положению, никто заранее не знает, учащиеся какого возраста будут участвовать в соревнованиях, чтобы нельзя было подготовить один класс и забыть о других. В этом году в Президентских играх участвовали 8-е классы. Сначала проводились первенства в областях, определялись лучшие классы. Итоговый фестиваль в этом году проводился в октябре в Сочи. Это праздник для лучших спортивных классов в России.

– А как награждаются учителя, чьи классы становятся победителями?

– С классом приезжает учитель физкультуры. Они награждаются грамотами, свидетельствами. А материально, я надеюсь, поддерживаются на местах. Мы же оплачиваем поездку, проживание, полную спортивную форму. Это, естественно, дает возможность для автоматического получения высшей квалификационной категории.

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Рейтинг@Mail.ru