Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2005

ГАЗЕТА В ГАЗЕТЕ

Лариса Латынина

Лариса Семеновна ЛАТЫНИНА (р. 1934), российская спортсменка (спортивная гимнастика), заслуженный мастер спорта (1956), за­служенный тренер СССР (1972). Чемпионка Олимпийских игр (1956, 1960, 1964; 9 золотых медалей), неоднократная чемпионка мира и Европы (1957–1962), СССР (1956–1964) в личных и командных соревнованиях.



За всю историю Олимпиад никто из участников не завоевывал такого количества медалей, как гимнастка Лариса Латынина. За три Олимпиады:
в Мельбурне, Риме и Токио – она девять раз поднималась на высшую ступень пьедестала почета.

Такой коллекции медалей нет ни у кого в мире, ни в одном виде спорта. «Когда я начинаю подсчитывать все свои спортивные награды, так запутываюсь где-то между цифрами 140 и 150. Меня подчас спрашивают: «Какая из медалей вам особенно дорога?» Конечно же, нельзя забыть о первой, это долгожданное счастье. Ну и, наверное, последняя — знак скорого расставания с активным спортом».

МЕЖДУ ХОРЕОГРАФИЕЙ И ГИМНАСТИКОЙ

Полуголодная, плохо одетая, проживающая в нетопленой квартире Лариса мечтала о балете. Пуанты и пачки грезились ей и во сне, и наяву. Мама, души не чаявшая в дочери, определила ее в хореографическую студию при Доме народного творчества украинского города Херсона. Пелагея Анисимовна работала днем уборщицей, а по вечерам – истопником и получала 225 рублей в месяц (до реформы 1961 года), из которых 50 шли за обучение танцам дочери. Каждого занятия в студии Лариса ждала как праздника. Но вскоре студию закрыли. Это стало крахом мечтаний Латыниной. Она вместе со всеми девчонками рыдала: настолько уж они прониклись духом хореографии, что видели себя будущими балеринами.

В детстве душевные раны зарубцовываются быстро. В памяти Ларисы балет стал расплываться и забываться. Однажды через стеклянные двери спортзала школы № 14 она увидела, как девочки под музыку делали вольные упражнения. «Как это похоже на балет», – подумала Лариса. Еле дождавшись звонка на перемену, она буквально бросилась к учителю физкультуры Михаилу Афанасьевичу Сотниченко: «Возьмите меня в гимнастическую секцию». – «А в каком ты классе?» – «В четвертом, хожу во вторую смену». – «А надо, чтобы ты ходила в первую, тогда после уроков сможешь посещать наши занятия». До самого перехода в пятый класс Лариса не пропустила ни одного занятия гимнастической секции. Сбегая с уроков, она, как зачарованная, наблюдала через стекло за тренировками.

И вот сбылось! Ей было ровно 12 лет, когда она перешла в пятый класс и впервые переступила порог спортзала на свою первую тренировку. Мама, зная о прогулах дочери в предыдущем году, прямо сказала тренеру Сотниченко: «Я вам свою дитину віддаю за умови, щоб її навчання від цього не постраждало».

Лариса не подвела своего тренера и надежды матери: школу она закончила с золотой медалью и выиграла чемпионат СССР по гимнастике среди школьников. Рядом с золотой медалью на груди Ларисы Дирий появился значок мастера спорта СССР.

СПОРТ И ВЛАСТЬ

Последний раз Лариса Латынина в форме сборной СССР вышла на дортмундский помост, когда ей было уже 32 года. После завершения гимнастической карьеры десять лет руководила женской сборной СССР по спортивной гимнастике. «Мне хотелось, чтобы спортивная гимнастика, несмотря на всю ее сложность, оставалась женственной, пластичной, – вспоминает Латынина. – Я много спорила с тренерами, убеждала их: нужна хореография, сухая акробатика снижает зрительский интерес. Бесполезно! Но вот спустя годы смотрю выступления сегодняшних мастеров и вижу, что возвращаются прежняя красота, изящество, гармония гимнастики. Значит, я была права...»

Под ее руководством советская команда на протяжении 10 лет выигрывала золотые олимпийские медали в Мехико, Мюнхене и Монреале. Среди учениц Ларисы Семеновны – Людмила Турищева, Лариса Петрик, Наталья Кучинская, Ольга Корбут, Нелли Ким.

В 1976 г. после проигрыша советскими гимнастками абсолютного первенства в Монреале румынской гимнастке Наде Команечи чиновники Госкомспорта «посоветовали» Латыниной уйти, мотивируя тем, что ее тренировочные методы якобы устарели. Оставив пост тренера сборной, Латынина четыре года работала главным специалистом Оргкомитета московской Олимпиады. В конце 80-х оргкомитет расформировали, и Латынина вновь осталась без работы. Когда знаменитая гимнастка решила поработать за рубежом, чтобы хоть как-то поправить свое финансовое положение, в Госкомспорте ей порекомендовали этого не делать.

Латынина – первая советская спортсменка, чье имя внесено в списки «Зала Олимпийской славы» в Нью-Йорке. В 1985 г. американцы прислали Латыниной приглашение на церемонию ее чествования и билеты в Нью-Йорк и обратно. Но работники Спорткомитета эти билеты даже получать не стали, выдав гимнастке билеты на рейс «Аэрофлота».

На Олимпиаду-92 в Барселоне Лариса Семеновна поехала в составе туристической группы. «Из всех соревнований я получила лишь два билета на женскую гимнастику с местами на самой верхотуре огромного гимнастического зала, откуда помост казался небольшим квадратиком, – рассказывала Латынина. – Я так и не решилась попросить билетеров пропустить меня в партер. Они-то вряд ли знали меня в лицо...»

В советское время Латынина часто украшала собой всевозможные заседания и совещания, избиралась депутатом трех созывов Киевского горсовета. Когда ее спрашивают о тех годах, Лариса Семеновна в ответ рассказывает такую историю. Однажды у пожилого человека спросили, как ему жилось при Сталине. Тот ответил: «Замечательно». «Как? Но ведь Сталин был тираном!» – «Да, – согласился старик. – Но я был молод».

– До сих пор не могу воспринимать Россию и Украину как разные страны, – заметила как-то Лариса Семеновна, называющая себя «бабушкой русской гимнастики». – И, увы, почти не ощущаю, что Украина считает меня своей спортсменкой. Да и в России меня далеко не всегда считали своей. Когда перед моим 60-летием встал вопрос о правительственной награде, кто-то из спортивных чиновников возразил: «Медали-то она на Украину возила...»

Виктор ГОРБУНОВ

ВДАЛИ ОТ ДОМА

Учитель физкультуры Михаил Сотниченко чувствовал, что, если бы Лариса осталась в Херсоне, ее талант не получил бы должного развития. Да и он дал ей все, что знал и что мог. С его благословения она уехала в Киев, сделав первый шаг в историю мирового спорта.

Но на каком бы гребне славы ни была Лариса Латынина, она никогда не забывала своего первого тренера, открывшего ей дверь в мировой спорт. В 2002 году известная гимнастка побывала в Херсоне на праздновании 90-летия Михаила Афанасьевича. На вопрос одного из журналистов, как она восприняла город после долгих лет разлуки, Латынина с грустью сказала: «Здесь я росла, училась, плакала, смеялась. И в душе появилось нежное, щемящее чувство».

После XVI Олимпийских игр Лариса принародно вручила одну из завоеванных золотых медалей своему первому тренеру: «В знак глубокой признательности за все, что Вы для меня сделали», – сказала она любимому учителю.

Накал и драматизм борьбы, непередаваемая радость победы удивительно подходили стойкому характеру девушки. Старательная, работоспособная, она упорно шагала к вершинам профессионального мастерства.

– На одном таланте далеко не уедешь, – говорил Латыниной, студентке Киевского института физкультуры, ее тренер Александр Семенович Мишаков. – Важно постоянно, с максимальными нагрузками оттачивать мастерство, вырабатывать бойцовский характер. И никогда не терять уверенности в себе. Творчество безгранично. Достигла намеченной цели – не останавливайся, еще упорнее стремись к новой.

В 1954 году Латынина выиграла чемпионат мира в Италии. Еще через два года стала абсолютной олимпийской чемпионкой.

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

Латынина с дочерью

Весной 1957 года на прием к известному киевскому профессору-гинекологу Лурье пришла собиравшаяся стать мамой 23-летняя Лариса Латынина. «Вы собирались выступать в июле на чемпионате мира? – поинтересовался профессор. – Вот и выступайте. Только никому ни слова. Начнутся комиссии, советы. В гимнастике я разбираюсь плохо, но в балете известен как повивальная бабка. Думаю, ребенок родится здоровым, мама будет счастлива, профессор – доволен». Первые четыре месяца беременности о состоянии Латыниной не знал никто, даже ее тренер. Профессор Лурье умер за несколько дней до начала мирового первенства в Москве, на котором Латынина завоевала 4 золотые медали и стала абсолютной чемпионкой мира. А через два месяца после рождения дочери она уже выступала на Спартакиаде народов СССР.

Лариса Семеновна часто шутит, что ее дочь уже с рождения – чемпионка мира. «Когда Таня была маленькой и к нам приходили гости, она любила показывать мои награды и говорила: «Это наши с мамой медали, мы их вместе завоевали», – вспоминает Латынина. Но гимнасткой Таня не стала. Зато окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева и была принята в знаменитую «Березку», с которой объездила весь мир. На гастролях в Венесуэле Татьяна познакомилась со своим будущим мужем. Лариса была в шоке: «Брак с иностранцем? Только через мой труп!» Молодые расписались тайком, и мама не разговаривала с дочерью два месяца. Но потом оттаяла и теперь прекрасно ладит с зятем. Он переехал в Москву, открыл здесь сеть фотолабораторий «Кодак», затем фотомагазины, пиццерии, сеть ресторанов «Фрайдис» и «Ростикс». Последнее название не случайно: зовут зятя Ростислав, у него русские корни, а его прадед был последним губернатором Тобольска.

Подарком судьбы Латынина считает встречу с Юрием Израилевичем Фельдманом, ставшим ее треть­им мужем. Свою последнюю любовь Латынина встретила, когда ей было уже за 50. Юрий Фельдман в молодости занимался велогонками, был солистом популярного вокально-инструментального ансамбля «Искатели», известного своими хитами «А мы ребята с семидесятой широты», «ЛЭП-500». Ему предлагали главную роль в фильме «Вий», но из-за научной работы он отказался от серьезной карьеры в кино. Впрочем, снялся в эпизодах того же «Вия», в «Бриллиантовой руке» и других фильмах. Успешно работал в области электротехники: стал доктором наук, академиком, многие годы работал генеральным директором электротехнической компании «Динамо».

Фельдман и Латынина уже давно сменили шумную Москву на загородное имение в деревне Колянино, что в ста километрах от российской столицы. Козы, овцы, индюки, собаки, кролики, гуси... И тут же спутниковая антенна, телефон, автомобиль в гараже, теннисный корт, бассейн. «В Москву и не хочется, – признается Лариса Семеновна. – Там не хватает воздуха, да и суета утомляет».

Рейтинг@Mail.ru