Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2005

УЧЕНИК

Мнение психолога

Не секрет, что физкультуру в обычной общеобразовательной школе никогда не считали важным предметом. При выборе школы для ребенка родители обычно ориентируются на состав учителей по основным предметам: математике, русскому языку, в зависимости от наклонностей ребенка. Физически одаренных детей, как правило, отдают в спортивные школы, поэтому физкультура в средней общеобразовательной школе, скорее, приложение к основным предметам, чем ведущее звено обучения, это занятие для поддержания здоровья детей, кропотливо работающих на ниве познания в других областях. Так же, как уроки труда, рисования или музыки, например...

Конечно, вы можете сказать, что все зависит от учителя, от того, как он ведет урок, или от того, как он сам позволяет окружающим относиться к своему предмету. Но на самоуважении учителя физкультуры и даже на поддержке администрации школы этих «второстепенных» предметов далеко не выедешь. Кстати, искренняя поддержка со стороны администрации встречается крайне редко, я хочу сказать, что члены администрации часто сами являются родителями и у них тоже есть отчасти пренебрежительное отношение к неглавным в жизни их ребенка предметам (они выросли на тех же культурных ценностях). То есть переубедить среднестатистического родителя относиться к физкультуре серьезно не получится только средствами отдельно взятого учителя или единичной школы. Есть годами наработанный механизм отношения к физкультуре, в том числе и опыт самих родителей, учившихся у таких же учителей физкультуры.

Переубедить среднестатистического родителя относиться к физкультуре серьезно не получится только средствами отдельно взятого учителя или единичной школы.

Я не знаю, что в физкультурной подготовке не сработало тогда, когда учились родители нынешних учеников. Может, общий уровень педагогов физкультуры, от которых не требовалось применения в работе душевной тонкости, чуткости и начитанности. По моим ощущениям, физкультуру мог вести хорошо тренированный человек, понимающий, как поддерживать тело здоровым и как накачивать отдельные виды мышц. Вот, собственно, и все, а тонкости педагогики – это лирика... Не обязательно именно это подорвало авторитет физкультурных занятий в школе, но это мои соображения, это взгляд на происходившее тогда из моего опыта, из моего детства.

Во многом поэтому учителя физкультуры, человека, который печется, в общем-то, о благом деле, о здоровье наших детей, часто не поддерживают ни родители, ни дети. Свою нужность и важность и детям, и их родителям, и администрации учителю приходится постоянно доказывать. А это довольно унизительно, даже если не сознаешься себе в этом.

Свою нужность и важность и детям, и их родителям, и администрации учителю приходится постоянно доказывать.

Порой отсутствие профессиональных навыков учителя физкультуры (имеется в виду отсутствие педагогических наработок) мешает выстраивать процесс обучения без криков и эксцессов. Вообще сама фактура материала, с которым приходится работать учителю физкультуры, не дает педагогу быть чувствительным: требуется много энергии, способность организовать 30 далеко не бодрых учеников на активное движение, тут не до чувствительности и не до гибкости...

Дети, как и их родители, лишены права выбора учителя, особенно учителя физкультуры.

В этом смысле письмо мамы одного из учеников про непредвиденные кроссы на улице в холодную погоду и про пытку детей тасканием лыж на уроки физкультуры для меня звучит, скорее, как беспомощный протест против того, что учителя физкультуры нельзя выбрать или каким-то образом изменить, «отредактировать» того, что достался, такого вот нечуткого и негибкого в своих помыслах. Дети, как и их родители, лишены права выбора учителя, особенно учителя физкультуры, не выбирать же школу по учителю физкультуры?! Да, им вот так не повезло – достался непрофессиональный педагог по физкультуре! Непрофессионализм здесь может быть даже не в обращении с детьми, а в невозможности построить отношения с родителями или в организации самого процесса обучения физкультуре (ну раз появилось такое письмо). Наверняка найдется еще кто-то, кому не повезло похожим образом, интересно, сдвинет ли это что-нибудь в кузнице педагогов физкультуры или этот крик мам так и останется поддержкой одного утопающего другим таким же тонущим...?

Может, мама боится не достучаться до учителя и навлечь, в связи с этим, гневное отношение к своему ребенку. А, может, учитель сам боится родителей, и поэтому доступ родителей к нему перекрыт...

Любопытно, что на это письмо откликнулся педагог по физкультуре, хотя оно адресовано не ему лично. Такой его призыв родителям повернуться лицом к урокам физкультуры для меня, скорее, означает некоторый провал в налаживании отношений между учителями физкультуры и родителями. Сам факт появления учительского письма побудил меня написать эту статью, и больным местом здесь мне видится именно отсутствие диалога этих двух сторон.

Еще одним симптомом неблагополучности для меня явилось письмо мамы, адресованное не конкретному учителю, а вообще не очень понятно кому... Значит, что-то тормозит налаживание диалога с учителем. Может, мама боится не достучаться до учителя и навлечь, в связи с этим, гневное отношение учителя к своему ребенку. А, может, учитель сам боится родителей, и поэтому доступ родителей к нему перекрыт... Тут остается только догадываться.

Если уж есть такая действительность и наши школы порой вынуждены брать на работу непрофессионалов, а родители очень скептически относятся к урокам физкультуры, но переживают за своих детей, то единственным действенным способом решения проблемы на сегодня мне видится диалог, причем каждого конкретного учителя с конкретными родителями. И диалог не обвинительный, а, скорее, направленный на прояснение ситуации, на понимание того, что происходит. Как психолог не могу не вставить реплику о полезности присутствия школьного психолога на подобной встрече, жаль, что психологическая служба в школе уже умирает, так толком не успев зародиться...

Ирина ДАНИЛОВА, психолог

Рейтинг@Mail.ru