Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2005

УРОК

 

Кондиционное тестирование в средней школе

Чем может быть интересен старшекласснику урок физической культуры? Как изменить содержание такого обычного, известного с начальной школы урока, сделать его для старшеклассника личностно-значимым? Как заинтересовать собственным физическим совершенствованием не только успешных, но и слабых, телесно плохо развитых юношей и девушек, в том числе и с ослабленным здоровьем?

Нам кажется, что мы нашли такой источник интереса. Это исследование себя – самое интересное поле деятельности для юного человека. Не многие учебные дисциплины могут похвастаться тем, что способны в полной мере предоставить и создать условия для такого увлекательного процесса. Предмет «Физическая культура», казалось бы, создан для осуществления именно этой задачи. «Испытать себя» – провести исследование, познать свои возможности, свои реакции, свои резервы, предположить свой потенциал, самому намечать некие рубежи, ставить некую планку владения собственным телом. В этом и есть основная идея изменения содержания физкультурного образования в старшей школе. Как создать условия развития или импульс к развитию, используя контрольные упражнения или тесты? В эту работу вводится одна единственная задача: найти именно то, в чем бы ты хотел испытать себя, узнать возможности своего организма, своего характера, своих эмоций.

Было бы замечательно, если бы все школьники хотели себя испытывать, тестировать, узнавать о себе что-то новое. Они и хотят, только не на отметку.

Поэтому первое, что необходимо сделать при изменении подхода к изучению собственных возможностей – это отказаться в предлагаемых тестах от оценки за количественно-временные показатели. Критерием оценивания категорически не может быть результат теста. А вот работа с этим тестом может и должна быть оценена. И потому критерии оценки полезно разрабатывать вместе с учащимися.

Каким может быть оценивание?

Категорически нельзя ставить отметку за «укладывание» в норматив. Психофизиологические возможности у всех разные, и вводить понятие нормы в физкультурном образовании, на наш взгляд, нелепо, даже опасно.

Выработка критериев оценивания должна исходить не из психофизиологических возможностей ученика, а из задач, поставленных физкультурным образованием перед ним.

Вот что, на наш взгляд, может служить критерием для оценивания:

  1. Умение подготовить свой организм к предстоящей работе.
  2. Грамотный подбор упражнений в комплекс для индивидуальной работы (последовательность и прикладной характер упражнений).
  3. Умение работать в малых группах: распределять роли и удерживать их в течение всей работы, выбирать общую тактику, отстаивать свою точку зрения, поддерживать комфортность группы.
  4. Умение проводить и фиксировать индивидуальное кондиционное тестирование, способность объяснить технику выполнения и измерения тестовых упражнений.
  5. Умение работать по методике, изложенной в тесте.
  6. Умение делать выводы, сравнительный анализ полученных результатов, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
  7. Умение составлять собственную программу занятий, исходя из анализа результатов предыдущей работы; умение просчитать возможное развитие и индивидуальный уровень физических кондиций.
  8. Уметь создавать необходимые условия, подбирать необходимый инструментарий, планировать последовательность действий и направленность упражнений.
  9. Уметь адекватно и аргументированно оценивать себя.

Итоговая оценка при такой работе обязательно должна выставляться только по результатам собеседования и с согласия самого ученика. Что мы приобретаем, отказавшись от нормативного тестирования по физкультуре?

Для ученика это:

Возможность выбирать именно те тесты, которые сейчас для него наиболее интересны или важны.

Можно в любой момент отказаться от выбранного ранее теста и сделать другой выбор, заново, так как характер работы над тестами допускает возможность считать результатом тестирования любой момент остановки. Зафиксированный результат может быть востребован учащимся и по прошествии некоторого времени после его получения. И тогда повторное тестирование может породить много вопросов. Как изменился результат? Почему? Что ученик с этим будет делать? Хочет ли он продолжить работу с этим тестом или просто оставит его в своей базе данных.

Тесты своих возможностей не требуют от ученика специальной подготовки или «натаскивания», они могут быть проведены им самостоятельно в любое время и в любых условиях.

Так как выбор делается именно учащимся, то и ответственность за свой выбор несет именно ученик.

В тестировании своих возможностей могут участвовать все учащиеся класса, независимо от физических данных и уровня здоровья. Даже самый болезненный и слабенький ученик может позволить себе выполнить посильное для него физическое упражнение и зафиксировать результат. Кроме того, в процессе работы часто возникает потребность воспользоваться чьей-либо помощью для выполнения необходимых замеров и фиксаций. В этом случае ученику необходимо уметь объяснить помощнику, что и как нужно сделать. Надо убедить оказать эту помощь, надо научиться доверять, слышать и понимать партнера, т.е. учиться помогать и сотрудничать.

При желании или необходимости результаты кондиционного тестирования всегда можно сравнить с нормой, т.е. с усредненным возрастным показателем в этом упражнении. В этом случае главное, как уже было сказано, не делать это сравнение основанием для выставления отметки.

Так как ответственность выбора отдана ученику, учитель становится ответственным за создание условий и ситуаций, которые обеспечивали бы оптимальную продуктивность деятельности ученика, и вместе с тем были бы комфортны для всех участников образовательного процесса.

Учитель на таком уроке не «привязан» к жесткому плану урока, поэтому более свободен и доступен для учащихся.

Темп урока не регламентируется программой, и это дает возможность останавливаться или задерживаться на наиболее важных моментах с целью обсуждения, анализа, обобщения, определения причины, следствия и т.д. Такой урок имеет для ученика личностный смысл, у него возникает понимание того, что он делает, почему для него важен именно этот результат. Физическая деятельность – это не что иное, как психофизиологические усилия повышенной интенсивности. Поэтому такая деятельность требует осмысления и постоянной коррекции.

Ошибка в этой сфере – это цена здоровья, а порой и жизни. Мы уверены, что, только имея на руках результаты кондиционного тестирования за достаточно большой период, можно выйти на индивидуальную работу с каждым учеником. В старшей школе эти результаты становятся материалом для осмысления учеником своей деятельности, осознанного познания себя.

Как осуществить «запуск» кондиционного тестирования?

Запуск кондиционного тестирования может проводиться как в индивидуальной работе с конкретным учеником, так и являться одной из задач урока для класса в целом.

Иногда разворачивание тестирования по общепринятым физическим упражнениям (бегу, прыжкам, подтягиванию и т.д.) может оказаться не значимым для ребят, которые занимаются в спортивных школах. В этом случае учителю, чтобы вовлечь такого ученика в активное тестирование своих физических возможностей, необходимо выйти в зону интереса именно этого ребенка и найти вместе с ним тест (упражнение, которое будет интересно именно этому ученику). Вовлеченный в работу ученик, безусловно, сделает для себя много открытий самостоятельно. А задача учителя – создать условия, чтобы этот «запуск» состоялся.

Например, для юноши 11-го класса, всерьез увлеченного баскетболом, мы нашли упражнение, которое оказалось впоследствии запуском интереснейшей работы по изучению динамики собственных возможностей на материале баскетбола. Тестовое задание было следующим: надо сделать 50 бросков мяча в баскетбольную корзину со штрафной линии (это обычно самое любимое и освоенное упражнение баскетболистов). Ученик соглашается на этот тест, так как это представляется ему интересным и легко выполнимым, с этого момента можно говорить, что «почва» для будущего планирования подготовлена. Учителю остается на первом шаге предложить ученику спрогнозировать, каких результатов он ожидает, что впоследствии будет подтверждено или опровергнуто (в нашем случае мы договорились о фиксации 3-х параметров):

– Сколько времени потребуется, чтобы выполнить 50 бросков?
– Сколько будет успешных бросков?
– Сколько окажется неуспешных бросков?

Для удобства все это сводим в единую таблицу.*

Ученику в данном случае необходимо прибегнуть к помощи товарищей, убедить их взять на себя определенные роли (счетчиков, подавальщиков мячей, хронометристов), и ребята, конечно же, помогают, поняв, что для человека это очень важно и ответственно. Организуя одноклассников себе в помощь, учащийся ставит себя в условия получения наилучшего результата. Он будет очень стараться, так как предъявляет свои умения сейчас не только себе или учителю, а в большей степени своим одноклассникам, и это тестирование не станет формальным исполнением упражнения, оно обладает иным качеством.

И вот получены первые результаты. У ученика появляется много вопросов к себе, своему представлению, к прогнозу, к ситуации и своим возможностям на данный момент, что подтверждает заполненная учеником таблица тестирования.

Это и есть та точка отсчета, с которой начинается работа, обусловленная запуском кондиционного тестирования.

Как организуется учебное занятие по запуску кондиционного тестирования при работе с классом?

Тема занятия: запуск кондиционного тестирования в режиме круговой тренировки.

Занятия записываются на видео для последующего использования на уроках.

Важно (для учителя): снятие страха перед контрольными функциями тестирующих занятий, перевод их в инструмент (или способ работы) для саморазвития.

Предлагаемые тестируемые умения:

  1. Выбрать и предложить свое упражнение для тестирования в круговой тренировке. Нарисовать пиктограмму.
  2. Найти место этому упражнению в тренировочном круге (целесообразность его расположения). Важна аргументация!
  3. Составить свой запрос (прогноз собственных индивидуальных возможностей):
    а) период отдыха между упражнениями (сколько секунд мне надо для отдыха);
    б) количество упражнений на этапе работы (сколько повторов надо делать).

    Запись ведется в таблице.

  4. Оценка своего результата, сопоставление результатов, полученных в процессе работы с прогнозом (собственным заказом).
  5. Ведение записи (фиксации) происходящего в определенных культурных формах.
  6. Анализ и общее обсуждение.
Вопросы для размышления (элементы рефлексии):
  1. Что тебя удивило после сопоставления заказа (прогноза) и результата? Почему?
  2. Что тебе хочется изменить сейчас? Почему?
  3. Что, на твой взгляд, происходило, что ты испытывал на каждом этапе этой работы? Какую информацию ты о себе получил? Был ли момент согласия с «собой-любимым», что ты чувствовал?

Задание-прогноз:

Вы сейчас находились внутри происходящего.

Попробуйте абстрагироваться от процесса, посмотрите на все, что происходило, со стороны, с позиции наблюдателя.

Попытайтесь записать некие мысли о себе «со стороны». (Я вижу себя таким.)

На следующем занятии учитель организует просмотр видеозаписи предыдущего урока и предлагает ученикам:

– соотнести свой прогноз «Я вижу себя таким» с видеозаписью «Я выглядел так»;
– увидеть себя во время работы на видео (результат);
– обсудить возможности тестов как «инструмента» саморазвития;
– произвести коррекцию прогноза, учитывая индивидуальный ресурс.

Пример перехода от тестирования к составлению индивидуального тренировочного занятия

Технология перехода от тестирования учащимися 11-го класса своей физической кондиции к составлению плана индивидуального тренировочного занятия по итогам кондиционного тестирования (работа в парах).

Предложенная общая тема: «Индивидуальное планирование тренировочного занятия».

Важно для учителя: поддержание интереса к исследованию своего организма и к самостоятельным тренировкам, развитие умения собирать и анализировать информацию, необходимую для планирования индивидуального тренировочного занятия.

Данный урок в 11-м классе является фрагментом единой двухлетней работы с девушками старшей школы (10–11-го класса) по составлению планов индивидуальных тренировочных занятий.

В прошлом году в 10-м классе девушки самостоятельно составляли 30-минутное тренировочное занятие для себя, исходя из результатов тестирования собственной физической кондиции.

Мы использовали следующие этапы работы:
– кондиционное тестирование;
– анализ полученных результатов;
– составление плана тренировочного занятия;
– опробование собственной тренировки;
– анализ и коррекция* спланированного занятия;
– повторное кондиционное тестирование;
– анализ влияния тренировки на динамику результата;
– последующее планирование своего двигательного режима (например, в летние каникулы).

В 11-м классе мы продолжаем начатую тему, предлагая исследовать физическую кондицию и составить индивидуальную тренировку не для себя, а уже для своего партнера (подруги-одноклассницы). Это позволит нарастить умение планировать тренировочное занятие, а также побыть в роли тренера или инструктора в области фитнеса.

На предыдущих занятиях. К настоящему моменту девушки протестировали друг друга по большинству кондиционных упражнений и предложили вопросы, которые они считают необходимыми задать друг другу перед началом планирования индивидуальной тренировки.

На этом занятии учитель создает условия, обеспечивающие переход от кондиционного тестирования к планированию индивидуальной тренировки.

В дальнейшем. На следующих занятиях учащиеся составляют свой вариант тренировочного занятия для партнера (подруги). Учитель выступает в роли консультанта. Как только девушки заканчивают планирование, у них будет возможность провести занятие по своему плану, испытав себя в роли тренера или инструктора в области фитнеса.

Что может быть итогом таких занятий физическим воспитанием в старшей школе?

Конечно же, не сдача нормативов. Старшеклассники нашей школы имеют право сдавать разработанный учителями физвоспитания экзамен, на котором демонстрируют полученные в процессе обучения универсальные и предметные умения. Такой экзамен разработан и для девятиклассников, и для выпускников полной средней школы. Кондиционное тестирование и методика ОИУФК лежат в основе экзамена по физической культуре. Чему учим, то и спрашиваем. В девятом классе учащиеся тестируются полностью самостоятельно.

Основная задача учителя – организация условий для самостоятельного тестирования учащихся. Обсчет по методике ОИУФК (в основу методики ОИУФК, используемой на кафедре физического воспитания «Школы самоопределения», взята методика Ю.Н. Вавилова, профессора Е.П. Какориной и научного сотрудника К.Ю. Вавилова) ведется по двум полугодиям (по результатам осеннего и весеннего КТ), что дает возможность анализировать динамику результатов за более короткий срок. Впервые в девятом классе мы предлагаем не только «отнестись» к полученным результатам, но и попробовать наметить программу работы с собой, со своим физическим телом.

Десятый-одиннадцатый классы входят в единый блок старшей школы, поэтому в них КТ служит основой для двухгодичного курса: «Индивидуальное планирование учебно-тренировочного или оздоровительного занятия». Вариантов использования результатов тестирования несколько. Обычно в старшей школе мы стараемся создать такие условия, при которых старшеклассникам как можно чаще приходилось бы работать с младшими, в том числе при тестировании, это делает тестирование более интересным и значимым как для старших, так и для младших.

____________

* В процессе работы учащиеся ведут дневник тренировок, где фиксируют динамику некоторых тренировочных упражнений для последующего анализа влияния тренировок на изменение своей физической кондиции.

Лариса БЫЧОВА,
учитель физической культуры

 

Рейтинг@Mail.ru