Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №7/2005

КОНКУРС: ВОКРУГ УРОКА ФИЗКУЛЬТУРЫ
 

Номинация: Физкультура глазами учителя

Занимательная физкультура

Вы заметили, как ярко светит солнце?! И что греет сильнее! Весна! Весна пришла! И мы радуемся этому, как наши дети. С наступлением теплых дней появляется возможность проводить уроки физкультуры на улице, на свежем воздухе.

Урок физкультуры можно проводить по-разному, способов большое количество, но наша физкультура занимательная, и дети ждут от нас, учителей, чего-то новенького.

Ранней весной воздух недостаточно прогрет, да и одежда не всегда годится у ребят для занятий на улице. Переход к занятиям на улице после зимы всегда получается с какими-нибудь накладками и требует от учителей не только понимания, но и терпения. Мы решили сделать этот переход интересным и занимательным.

Все знают, что ходьба – наиболее простой и доступный метод нагрузки. Такая нагрузка для неподготовленных считается лучшим способом укрепления здоровья. Улучшается общее физическое состояние, работа легких, кровообращение. Укрепляется иммунитет, растут защитные силы организма, активизируется умственная деятельность, повышается работоспособность. Ходьба – это и самый безопасный вид двигательной активности, который по силам каждому.

Мы предложили детям это попробовать. Суть заключается в следующем: задается дистанция (в нашем случае это 5 кругов на школьном стадионе: круг – 200 метров, т.е. ученик должен пройти 1 км, с этим параметром потом работать очень легко). Одним из основных правил является то, что ходьба проводится в среднем темпе. При этом у детей появляется возможность узнать, что такое средний, медленный, быстрый темп. Ведь этому мы их тоже должны учить.

Следующим правилом является то, что категорически запрещается переходить на бег! Нам важно добиться, чтобы каждый сам для себя понял, что такое средний темп, как правильно дышать во время ходьбы, что это не соревнования, и каким он придет на финиш, нам неважно, а важно то, за какое время ученик может преодолеть дистанцию в 1 км.

Стартует одновременно весь класс. По ходу дистанции учитель дает рекомендации, указывает на ошибки. На финише время каждого фиксируется. Но дети при этом остаются верны себе. Их, конечно, интересует результат и кто стал победителем. Ответ один: первый и лучший тот, кто не нарушил правила, честно прошел свой километр и теперь сможет пользоваться полученным результатом. Нам, учителям, интересно другое – это ощущения ребенка во время выполнения задания.

Этот материал мы отдаем классному руководителю. И уже в классе на уроке они высчитывают расстояние до школы или до ближайшего метро или наоборот – зная расстояние и скорость, рассчитывают время, т.е., как уже говорилось выше, ребенок может использовать свой результат в повседневной жизни. Задач великое множество, но это уже поле работы для учителя математики. Эта работа проводится, когда ученики познакомятся с такими понятиями, как скорость, время и расстояние.

Этот прием работы со своими результатами дает возможность открыть совершенно другой смысл в представлении ребенка о том, что он делает и, самое главное, зачем. А это в работе любого учителя очень важно – зачем и где это можно применить. Это маленький шаг в большую копилку представлений и знаний о себе.

Задачи можно усложнять или упрощать. Здесь уже учитель сам решает, что нужно классу или отдельному ученику. До окончания урока у нас еще есть время, и дети активно включаются в подвижные игры.

Данная форма работы рождает у детей неподдельный и стойкий интерес. Во-первых: это касается лично его, его результатов, его самочувствия, его внимания и сосредоточенности, его способности анализировать. Во-вторых: ребенок становится в активную позицию к самому себе, ко всему тому, что его непосредственно касается. Он становится неравнодушным. В-третьих: знает, где и как это можно применить. Таким образом, ребенок во время занимательной физкультуры имеет возможность не только физически развиваться, но и развивать свое мышление и логику.

Результаты, безусловно, важны. Но кто-то ориентируется на нормативные результаты, а мы в начальной школе ориентируемся сначала на личные и на желание улучшать эти личные результаты. Стараемся, чтобы каждый ребенок был уверен в себе, чтобы слова не могу или не получится звучали из уст детей как можно реже.

Татьяна РЖЕВСКАЯ,
Евгения ПЕТРЕНКО,
НПО «Школа самоопределения»
Фото из архива школы

г. Москва

 

Рейтинг@Mail.ru