Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ
 

Как наладить дисциплину на уроке физкультуры?

Какой же путь ведет к достижению порядка? Во-первых, до учеников доводятся требования к поведению, во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований.

Мы произносим очень много правильных слов, оправдывая принимаемые нами в школе методы принуждения и насилия. И как не поверить, что, заставляя ученика беспрекословно подчиняться, мы заботимся именно о нем? Ведь позволь делать ученику все, что ему захочется, – рассуждаем мы, – если он не будет повиноваться, то о каком порядке на уроке может идти речь?

Попробуем разобраться, как мы его наводим, в какие отношения при этом вступаем с детьми, ведь порядок на уроках физической культуры просто необходим, так как здесь бросают тяжелые баскетбольные мячи, не говоря уже о «гранатах» и прочем.

Какой же путь ведет к достижению порядка? Как правило, следующий: во-первых, до учеников доводятся требования к поведению, во-вторых, жестко и неукоснительно следят за выполнением этих требований. Учащиеся скоро привыкают, и в присутствии учителя порядок обеспечен.

Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры – важнейшее направление работы учителя. При этом имеется в виду физическое здоровье ребенка. Однако это лишь часть проблемы. Можно ли травмировать детей психически, запугивая, унижая, оскорбляя их ради послушания, ради видимого, внешнего порядка?

По данным исследований психологов, даже малыши, начиная с трехлетнего возраста, способны выполнять соответствующие их возможностям задания только в том случае, если им совершенно ясен смысл ставящихся перед ними задач. О школьниках в этом плане, думаю, и говорить не стоит.

Мне кажется, ученикам можно предлагать что-либо выполнять лишь после того, как они осмыслили, зачем и для чего им это нужно. Каждому ребенку должны быть ясны требования учителя. Кроме этого, учитель обязан помочь отыскать в общих правилах (требованиях) нечто важное, нужное именно данному ученику. Только тогда можно надеяться, что вместо чистого «исполнительства» работа перейдет в сотрудничество с учителем, а впоследствии появится и самостоятельность.

Как же ребенку найти свой смысл в наших заданиях? Наверняка у каждого будет свой вариант. Я же расскажу о своем опыте. Например, учитель рассказал о пользе длительного бега для здоровья и для развития выносливости. И дальше он может сказать: «Сегодня будем бегать 3 минуты, на следующем уроке 4 минуты», – и т.д. Можно же материал преподнести иначе: «Выносливость развивается, если выполнять какую-либо работу, преодолевая усталость. Поэтому отметьте для себя количество кругов, которое вы пробежите до появления первых признаков усталости, запомните, сколько вы после этого сможете пробежать кругов. Перейдите на ходьбу и, отдохнув, попробуйте пробежать еще. На следующем уроке постарайтесь свои результаты превзойти».

Ознакомившись с данным способом развития выносливости, ученики смогут ориентироваться на себя, на свои ощущения, а не на приказы учителя, смогут ставить перед собой новые задачи. Следовательно, и конечные результаты будут на их совести.

Затронем еще один момент. Часто замечания учителя не срабатывают, так как дети не осознают, что именно они делали не так. Эффективно будет попросить провинившегося повторить задание, объяснить, почему учителю пришлось обратить внимание на его поведение. Такие вопросы, заданные спокойным тоном, помогают детям лучше любых наказаний, назначаемых «без суда и следствия». Словом, важно не принуждать детей бездумно выполнять наши требования и руководствоваться состоянием ребенка в конкретной ситуации. Запугивая, унижая, оскорбляя ради послушания, ради видимого порядка, мы ничего не добьемся.

Иногда нужно разрешать кое-кому из забывших форму заниматься на уроке. И при этом, используя соответствующие ситуации, показывать преимущества спортивных брюк по сравнению с обычными во время приседаний и взмахов ногами; прыжков и бега в кедах по сравнению с бегом в сандалиях. Но ни в коем случае нельзя обижать тех учеников, на примере действия которых мы сейчас это демонстрируем.

Необходимо также видеть, чувствовать, готовы ли ученики к восприятию сообщения педагога. У обучающихся должно сложиться убеждение, что, если учитель взял слово, нужно его слушать, так как узнаешь что-то интересное, важное, полезное.

К сожалению, нередки ситуации, когда взаимопонимание с классом не получается: дети перевозбуждены прогулкой, открытым уроком и т.п. В такие моменты взывать их к сознательности бессмысленно.

Помочь может использование различных упражнений, цель которых – воздействовать на подсознательную сферу ребенка, переключать внимание на другое действие. Эти упражнения не должны становиться правилом, но изредка их вполне можно применять:

  1. Упражнение типа игры «Класс, смирно!». Дети выполняют действия (наклоны головы, движения руками) только после обращения: «Класс!».
  2. Педагог называет одно упражнение, а делает другое, предупредив детей, что они должны следовать словесным командам, а не показу. Или наоборот.
  3. Игра «Запрещенное движение».

Через минуту-другую все успокаиваются, приводят себя в норму. Порядок на уроке обеспечен.

Светлана БОРОДАЧЕВА, учитель физической культуры

 

Рейтинг@Mail.ru