Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/2005

ШКОЛА
 

Школа содружеств

Организация учебного процесса в малокомплектной школе требует особого внимания со стороны взрослых. Уроки и внеклассные мероприятия, которые блестяще проходят в крупных общеобразовательных учреждениях, порой оказываются совсем не такими эффективными, если просто копируются в небольших классах, проводятся в немногочисленных группах. В муниципальной средней общеобразовательной школе деревни Броди Мошенского района Новгородской области весь воспитательный процесс построен на основе деятельности разновозрастных объединений – «содружеств». При этом физкультурно-оздоровительная работа проводится настолько эффективно, что в ней участвуют все ученики школы. О том, как ведется работа в этой школе, рассказывает ее директор Геннадий Иванович Чистяков.

Наша школа является одной из типичных малокомплектных школ Новгородской области. Количество учащихся в классах колеблется от 3 до 10 человек, всего в школе 59 учеников. В проведении воспитательной работы такой школы возникают известные трудности, главные из которых заключаются в ограниченных возможностях развития учащихся, обусловленных узостью круга их общения и проявляющихся в снижении уровня развития речи, эмоциональной сферы, высокой утомляемости, связанной с малой наполняемостью классов, отсутствием настоящей мотивации учения. В затруднении оказываются и классные руководители из-за невозможности организовать интересную внеклас­сную работу в коллективе.

Выход из этого положения мы нашли в создании разновозрастных объединений (содружеств).

Концепция воспитательной системы школы

Содружества – это коллективы учащихся разного возраста, от малышей (1–4-е классы) до старшеклассников (9–11-е классы). При формировании содружеств мы учитываем пожелания ребят и стараемся сделать объединения примерно равными по силам, потенциальным возможностям, численному составу. Каждое содружество выбирает себе командира, остальные члены его также имеют постоянные поручения. Направляют работу содружеств два или три классных руководителя. Повседневное руководство деятельностью содружеств осуществляет школьный ученический совет, в который входят командиры содружеств и председатель Совета из числа учащихся.

Мы выделяем следующие главные направления деятельности содружеств: учебная работа, трудовые дела, спортивная и культмассовая деятельность, шефская работа, которая включает в себя шефство над ветеранами труда (пожилыми людьми, нуждающимися в помощи), шефство над детским садом и младшими школьниками.

В.А. Сухомлинский писал: «Опыт показывает, что духовное богатство общешкольного коллектива в значительной степени зависит от того, насколько разнообразны и многогранны взаимосвязи между коллективами классов. Взаимоотношения между воспитанниками старших классов и коллективами младших школьников являются первой школой гражданской ответственности человека за человека. Разновозрастные объединения становятся тем организационным началом, вокруг которого можно решать многие основные проблемы и задачи воспитания и развития детей.

Продумана и система стимулирования участников воспитательного процесса. Своей основной целью мы видим не усвоение учащимися некоторой суммы знаний, а воспитание их как нравственных личностей. Управлять процессом развития личности можно не только посредством обучения основам наук, но и через включение их в разнообразные сферы деятельности.

Почему содружества – разновозрастные группы?

Деятельность содружеств предполагает появление новых связей, новых форм взаимодействия старших и младших, усиление их взаимовлияния, требует от педагогов более квалифицированного и вдумчивого руководства и влияния. Меняются характер, стиль взаимоотношений, они становятся более демократичными и строятся не только на основе взаимного доверия и уважения, но и взаимной требовательности. У каждого класса, как и прежде, – классный руководитель, который изучает учащихся, проводит с ними индивидуальную работу, добивается ответственного отношения к учению, работает с родителями учащихся, обеспечивает единство требований и действий учителей-предметников и т.д. Чтобы не дублировать друг друга и рационально распределить силы, педагоги добровольно решили, кто за какой участок в содружестве будет отвечать. Так, один педагог организует проведение трудовых дел, другой курирует спортивную деятельность, а третий – шефскую работу. Характер помощи педагога зависит от особенностей предстоящей деятельности, состава школьников и изменяется по мере накопления ими опыта.

Управление-сотрудничество

В последние годы главным направлением деятельности содружеств стали организация и проведение конкретных полезных дел (КПД), имеющих большую общественно-значимую ценность и направленных на улучшение окружающей действительности.

Все эти дела планирует и утверждает школьный ученический совет. Организация КТД предполагает участие в делах творческих групп, в данном случае их роль выполняют содружества.

Советы содружеств организуют различные дела в своих коллективах. Все учащиеся в содружествах имеют постоянные или временные поручения.

Много интересного в течение учебного года проводится в школе. Особенно полюбили ребята спортивные соревнования. Уже 12 лет подряд они проходят в рамках Малых (школьных) Олимпийских игр. В течение учебного года в нашей школе проходят следующие спортивные мероприятия:

  1. Открытие Малых школьных Олимпийских игр. Соревнования по русской лапте.
  2. Соревнования по эстафетному бегу.
  3. Соревнования по футболу.
  4. Соревнования по пионерболу.
  5. Соревнования по волейболу.
  6. Соревнования по настольному теннису.
  7. Соревнования по санкам.
  8. Соревнования по лыжам.
  9. «Веселые старты», «Зарница».
  10. Соревнования по шашкам.
  11. Соревнования по рыбной ловле.
  12. Туристический слет.
  13. Участие детей в занятиях дополнительного образования.
  14. Футбол:
    а) чемпионат детской футбольной лиги;
    б) чемпионат «Суперлиги»;
    в) кубок администрации школы.
  15. Отборочный турнир по шахматам к первенству района.
  16. Открытый чемпионат школы по шахматам.

Наши ученики участвуют и в районных спортивных мероприятиях: в соревнованиях по лапте, настольному теннису, волейболу, шахматам, футболу, легкой атлетике и в военно-спортивной игре «Зарница».

Развита сеть спортивных секций (футбол, волейбол, баскетбол, теннис, настольный теннис, стрельба, шахматы и другие). Не случайно, что большинство достижений учащихся на районном и областном уровне связаны со спортом: спортивный зал практически не пустует в любое время суток. Так, в последние пять лет в районных соревнованиях школьники неизменно занимают только первые места по футболу и волейболу, только призовые места по остальным видам спорта. Учащиеся школы принимают участие и в областных соревнованиях, и тоже не без успеха. Особенно популярен в школе футбол. Достаточно сказать, что из 59 учащихся 37 занимаются футболом, в том числе 11 девочек. Созданы две лиги – детская футбольная лига и «Суперлига» со своими правилами и регламентом. Разыгрываются ежегодные чемпионаты и кубки лиг. Продумана система стимулирования участников соревнований. Замечательно, что в соревнованиях и занятиях секций участвует и сельская молодежь. Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа занимает важнейшее место в системе воспитательной работы школы.

Заключение

Опыт организации описанной выше воспитательной системы в форме разновозрастных объединений (содружеств) в малокомплектной школе выявляет ряд преимуществ, в том числе:

  1. Содержание этой работы становится намного интереснее за счет того, что в любых делах участвуют несколько постоянных коллективов с общей численностью их 15–20 человек, что очень важно в условиях малокомплектной школы.
  2. Так как содружества потенциально равны по своим силам, представляется возможность проводить все дела в форме соревнований, конкурсов, и это стимулирует деятельность ребят.
  3. Школьный ученический совет, содружества оказывают очень заметное влияние на мотивацию учения. Самое главное направление их деятельности – учебное.
  4. Организация КТД как раз предполагает участие в делах творческих групп, в данном случае их роль выполняют содружества.
  5. Как уже было сказано выше, участие в подобных делах младших школьников наравне со старшими предполагает значительно более быстрый их рост общественной активности, они тянутся за старшими, и в то же время проявляется и развивается забота старших о младших.
  6. Наконец, отсутствие в настоящее время какой-либо постоянной детской организации не позволяет четко организовать в школе какое-то определенное направление деятельности». Организация работы в форме разновозрастных объединений позволяет это сделать.

Разработаны специальные условия соревнований, а состав команды от содружества определяется таким образом, что туда должны входить учащиеся всех возрастов, что обеспечивает преемственность, заботу старших о младших.

Особой популярностью у учащихся пользуется русская лапта, соревнования по которой проходят весной и осенью, а заканчиваются, как правило, товарищеской игрой между сборными учащихся и учителей. Также поединки между сборными учащихся и учителей проходят и по другим игровым видам спорта.

На итоговой линейке в конце учебного года содружеству-победителю «Олимпийских игр» вручается большой кубок с надписью на кубке названия содружества, занявшего 1-е место.

Предусмотрены и другие атрибуты, поддерживающие постоянный интерес к Олимпийским играм.

Учебные, трудовые и культмассовые дела организуются примерно так же. Главным направлением работы все-таки считается учеба, и здесь делается все, чтобы, с одной стороны, ребята чувствовали ответственность за свой главный труд, с другой – чтобы учебный процесс не превратился в скучное однообразное занятие: постоянно поддерживается и развивается интерес к знаниям за счет многочисленных познавательных игр, которые проводятся в рамках предметных недель в течение учебного года. Это различные КВН, «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час», «Брейн-ринг» и др. Эти игры организуются также с участием команд от всех содружеств, что позволяет сделать соревнования более интересными. Период внутришкольной жизни, связанный с развитием интереса к учению, проводится в школе обычно с ноября по февраль и называется «Попробуй найти себе место в науке». А заканчивается он, как правило, итоговой познавательной игрой «Что? Где? Когда?», в которой, кроме команд от содружеств, принимает участие и команда учителей. Это вызывает дополнительный интерес к игре, а в некоторых случаях учителя показывают определенный пример обсуждения и ответов на вопросы. Примерно таким же образом организуются КТД и по другим направлениям.

Таким образом, практически все учащиеся школы участвуют в реальном управлении и могут влиять на школьные процессы и проводимые дела. Взаимодействие ученических органов с другими органами самоуправления (Советом школы, педагогическим советом) происходит постоянно. Так представители школьного ученического совета и советов содружеств входят в состав Совета школы, где представляют интересы учащихся. Они являются полноправными членами Совета школы наравне с педагогами и родителями.

Геннадий ЧИСТЯКОВ

 

Рейтинг@Mail.ru