Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

НОВОСТИ СВЕРХУ

Реформа образования: какой ей быть?

«Перемены вместо уроков: что сулит очередная реформа образования?» – такой была тема пресс-конференции Председателя Комиссии Московской городской думы по образованию Е.А. Бунимовича, проходившая в конце марта этого года в РИА «Новости».

В течение последнего года, как отметил докладчик, российское образование находится в ситуации, когда информация и гласность не опережают события, а идут вслед за ними, чего не было на всех предыдущих этапах реформирования в этой области. В результате по сути незамеченным осталось то, что радикально изменился государственный подход к образованию и государство на федеральном уровне из образования полностью ушло.

Если Федеральный закон об образовании от 1992 года, признанный, по оценке ЮНЕСКО, одним из самых демократичных в мире, давал государственные гарантии и учителям, и учащимся, то теперь эта статья исключена полностью, как и многие другие моменты, связанные с поддержкой образования.

Одним из ключевых моментов, делающих страну страной, подчеркнул Евгений Бунимович, является именно образовательное пространство. C одной стороны, мы говорим о построении вертикали власти, а с другой – полностью отдаем решение вопросов образования на усмотрение регионов. Если Москва не боится такой ответственности и на свои деньги финансирует отрасль, то большинство других регионов такой возможности не имеют, а теперь еще и лишились какой бы то ни было законодательной защиты.

На федеральном уровне образование перестало быть государственным приоритетом – достаточно взглянуть на наш бюджет. А запросы по его реформированию вполне реальные. Каким образом и в какой степени государство сможет их удовлетворить – от этого в конечном итоге и будет зависеть будущее страны.

У нас, к сожалению, при разрешении большинства вопросов чаще присутствуют две радикально противоположные позиции: или все оставить, как есть, или – полностью изменить. Но образование не та область, где можно весь опыт отбросить. Сказать, что в советской школе все было замечательно, безусловно, нельзя. Но несомненно то, что она имела и много достоинств.

Радикализм – общая болезнь нашего общества – в образовании виден невооруженным взглядом на всех направлениях. К примеру, учебники, которых может быть до тридцати по одному предмету, что для любой европейской страны просто недопустимо, а возможен и один – с кратким курсом. Примерно то же самое, отметил Евгений Бунимович, происходит и с Единым государственным экзаменом: одни считают, что он не годится, другие думают, что с его помощью мы решим все проблемы. Этого не может быть. Почти пятнадцать лет мы не можем принять стандарты образования, потому что забываем, что это, прежде всего, рабочий документ, и смотрим на него как на что-то вечное и незыблемое. Но ведь все эти годы школы работают! А значит, стандарты существуют! Только все эти требования дня идут намного впереди принятия наших законов, которые к тому же исключают возможность внесения изменений в рабочем порядке.

И до тех пор, пока отсутствует нормальный, трезвый и, что самое важное, не абсолютный взгляд на образование, поиск компромисса, движение вперед будет все более усложняться. Задача состоит в том, чтобы найти разумное сочетание лучшего из опыта прошлого и настоящего, с тем чтобы реформа обеспечила всей нашей образовательной системе высокую качественную ступень.

Но, к сожалению, как было справедливо замечено, предложения по реформированию образования, изложенные министром образования на заседании правительства, вовсе не направлены на поиск компромисса, а связаны по сути с переводом образования в сферу услуг. И тогда понятной становится идея сокращения в средней школе количества обязательных уроков на 25 процентов и замены их платными по выбору тех, кто способен платить.

Если таким образом предлагается решить вопрос с перегрузкой наших школьников, которая якобы существует по сравнению с западными сверстниками, «иначе как цинизмом голорыночной перестройки школы», по мнению докладчика, это не назовешь. Что же касается степени загруженности учащихся школ, то вопрос не новый и не такой однозначный, а 25 процентов – цифра довольно условная. Если же к оценке этого показателя подходить с точки зрения того, не сколько, а как заниматься, то и десять минут могут быть перегрузкой, если урок неинтересен.

Но чем при этом обернется ситуация, когда за стандарт платит государство, а за все остальное – родители? Обернется грустным, а именно, что уже с первого класса в школах будет половина детей, которых причислят ко «второму сорту». С каким ощущением жизни они выйдут из школы?

«Основная школа не может не быть бесплатной», – еще раз подчеркнул докладчик. Это даже не должно обсуждаться. А вот сделать ее более эффективной, в том числе и в плане разгрузки, можно. Надо только потрудиться над содержанием предметов, способных это максимально обеспечивать. Нельзя считать абсолютным, например, когда Министерство здравоохранения расписывает, каким возрастным группам сколько часов в день и чем надо заниматься. Спортивные игры, например, сколько в них ни играй, не могут являться дополнительной нагрузкой. При интенсивном учебном процессе – это отличная разгрузка, самая доступная возможность дать отдых одним зонам организма, включив в работу другие. Если происходит наоборот и урок физкультуры становится мучением, это означает только то, что предмет мы преподаем неверно.

Что сегодня ограничивает физкультуру? Во-первых, нехватка учителей, во-вторых, поурочные рамки: положено три часа физкультуры в неделю, значит, трем и быть. Но разве хуже, если школа ежедневно сможет выделять этому предмету урок? И пусть он будет не таким уж научным и серьезным. Ребята – прекрасные организаторы, и стоит им немного помочь, любую игру организуют самым естественным образом. Физкультура – это та область, где в принципе не должно быть никаких стандартов.

В завершении своего выступления Е.А. Бунимович сказал: «Нельзя забывать главное: уровень всего нашего образования – это всегда степень ответственности власти перед обществом. Реформа, проведенная без обсуждения, безответственна и провальна».

Подводя итоги сказанному на пресс-конференции, хочется подчеркнуть, что образование – это возможность для ребенка, подростка не просто расширить свои знания, но и подняться на более высокий общественный уровень. Более того, вложениями в образование наших детей сегодня будет определяться эффективность экономики страны завтра.

Валентина РЕПИНА

 

Рейтинг@Mail.ru