Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
 

Полет фантазии?.. Физкультура!

Изучение трудов по театральной педагогике К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, А.Я. Таирова, М.А. Чехова, Н.П. Хмелева, В.Г. Комиссаржевской и других авторов позволило мне сделать качественный скачок в педагогическом мастерстве, который, в свою очередь, образился на результатах работы с детьми. Но внутренний голос и развивающее «чувство партнера» шептали на ухо: «Чего-то все-таки не хватает». А чего конкретно, подсказали мысли Януша Корчака:

1. «Мыслей у детей не меньше, чем у взрослых...», – завел тетрадь, куда записывал детские мысли. Эту тетрадь назвал «БАнк ДЕтских Мыслей». Аббревиатура «БАДЕМ» созвучна слову «эдем» – земной рай. «Бадем» для меня – это истинный детский рай.

2. «...Но не надо впадать в детство, необходимо дойти до уровня их понимания». Как «дойти до уровня их понимания»? «Как найти пути к детской душе?» (Шацкий). Пришел к выводу: необходимо знать возрастные психофизиологические особенности детей. Стал изучать литературу по психологии дошкольного (4–6 лет) и младшего школьного (6–9 лет) возрастов.

Одна из особенностей детской психики и ее генетические корни

В результате практической деятельности, знакомства с литературой по театральной педагогике, наследия педагогов-классиков, с помощью коллег-педагогов я пришел к выводу: для того чтобы воздействовать на детей, крайне необходимо знать их психофизиологические возрастные особенности. В институте нам преподавали общую психологию и психологию спорта, а возрастные особенности детей должен был изучить сам. Во Всеобуче по плаванию, как уже упоминал, работала плеяда замечательных педагогов. Зная мое новое увлечение, они не только щедро делились своим богатым опытом, литературой, но и держали в курсе новых направлений в этой области. За поддержку и помощь благодарю их всю жизнь. Так в моей библиотеке со временем появились труды А.А. Люблянской, В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Ю.К. Бабанского и многих других авторов. Уникальный подарок получил в День Советской армии. Нина Сергеевна Земцова, узнав о том, что я служил в войсках ПВО под Москвой, вручила мне книгу Э.Ш. Натанзона «Приемы педагогического воздействия» со словами: «Как Вы охраняли нашу столицу, так же охраняйте педагогические традиции нашего города, в этом Вам поможет эта книга». Ознакомившись с этой книгой, внедрял в практику приемы педагогического воздействия, где-то мелькнула мысль о том, что хорошо бы иметь свои приемы и даже их систему. В то время, видимо, еще не созрел до должного уровня в педагогическом мастерстве.

В книгах А.А. Люблянской «Детская психология», «Учителю о психологии младшего школьного возраста» нашел все то, что было необходимо для начала в неизвестной мне области знаний. Имея за плечами общей курс по психологии, сравнительно легко разобрался в возрастных особенностях детской психики. Меня удивила и увлекла одна из особенностей детской психики – синкретизм. По мнению А.А. Люблянской, «осмысливание всего предмета по какой-то одной случайной детали, без предварительного анализа носит название синкретизм». Вопросами синкретизма занимались Э. Клаперед, Ж. Пиаже, К. Бюхер и другие авторы. Синкретизм, согласно Л.С. Выготскому, имеет большое значение для развития детского мышления: отбирая в процессе последующей практики синкретические связи, соответствующие действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова.

Эксперимент: как мы понимаем друг друга?

В работах А.А. Люблянской узнал также о том, что особенность детской психики используют художники, преднамеренно прибегая к утрированию отдельных деталей в картинах. Если художники используют эту особенность – синкретизм, почему бы не воспользоваться ею на уроках физической культуры и, в частности, на уроках по плаванию? Провел эксперимент. Расставил руки в стороны, обратился к детям с вопросом: «Что же это может быть?». Масса ответов. Этот процесс, с одной стороны, позволял детям видеть элемент в предмете, слушая мнение других детей, видеть в предметах элемент, тем самым, преодолевать в своей психике одну из ее особенностей – синкретизм. С другой стороны, после проведения этого эксперимента (и подобных) на многих группах и классах мне как педагогу этот процесс давал возможность видеть общую картину «уровня их понимания», использовать в ближайшем поле деятельности.

Среди массы ответов, которые записал в «Бадем», меня поразил один: «Это буква Т». Дав детям установку на восприятие-алфавит, получил поразительные результаты. В этом вопросе неоценимую помощь оказала Н.С. Земцова. По принципу: абрис буквы – поза – звук совместно с детьми, их учителями разработали алфавиты: «В полный рост», «На пальцах», «На лице». Придумали «Русскую алфавитную зарядку» (аббревиатура РАЗ). Вдохнули в каждую букву душу, наделили каждую букву индивидуальными чертами характера, привычками, придумали сюжеты, зарифмовали в куплеты, исполняли под мотивы различных песен не только «на суше», но и «на воде». Изобрели «Альфадром».

Придумали «Английский алфавит» и «Английскую алфавитную зарядку» (ААЗ). Разработали «ДВА» – «Другие варианты арифметических зарядок», «Циферблатную зарядку», «Векторную зарядку». Изобрели с детьми «Векторную арифметику», «Арифметический квадрат» – счет и решение примеров в пределах 12, без написания цифр, чисел, знаков. Дети с огромным удовольствием и пользой решали примеры, задачи, не сидя за партой, а в спортивном зале, пританцовывая и напевая.

Научились? Теперь слово за вашей фантазией

Обучив детей абрисам-позам букв, цифр, знаков, давал им возможность самим составлять слоги, склады, слова, предложения, составлять примеры и задачи. Часто слышал, как дети, обращаясь ко мне, говорили: «Посмотрите, посмотрите, я сам придумал...». Смотрел, читал, решал примеры и задачи, восхищаясь и удивляясь, советовал: «Напиши дома, принеси «потомкам на память». Дети в «треугольниках с фронта» приносили свои шедевры. Это была одна из форм необязательного домашнего задания, одна из форм привлечения родителей к нашему общему делу. Дети с радостью, интересом и пользой исполняли ОРУ по «треугольникам с фронта». Потому что это все наше, все свое, родное и близкое, выстраданное, добытое в поте лица и напряжении детской мысли, потому-то исполнять плохо ни у кого не возникало мысли. Но всему нужна мера. Составляя и проводя перед группой РАЗ, ДВА, ТРИ и другие наши находки, ребенок вправе воспользоваться «своим почерком» – вариантами из многообразия абрисов-поз (букв, цифр, чисел, знаков) по своему усмотрению.

Общая копилка

Такие действа, как говорил К.Д. Ушинский: «Когда есть дело в руках и мысль в голове», – на мой взгляд, можно назвать «этапом внешней, материальной формы деятельности» (по П.Я. Гальперину). Реальным предметом действий является тело человека как самый совершенный инструмент. Знаменитый русский физиолог И.П. Павлов советовал: «При занятиях физическими упражнениями следует воспитывать «мышечную радость». Поскольку наши физические упражнения исполняются, в какой-то мере, в единстве с умственной деятельностью, полагаю, можно высказаться так: воспитывается интеллектульно-мышечная радость (термин мой). Любая находка, пусть маленькая, пусть известная всему миру, но ребенок открыл ее сам, в творческом порыве, в полете детской фантазии, на глазах у всех, – становится достоянием, интеллектуальным капиталом для остальных детей. Каждый видит то, что его идеи не пропали, его труд вливается в труд нашей «Плавательной республики». Из линолеума нарезал карточки размером 3ґ6 см, с обеих сторон каждой карточки фломастером написал наши находки. По этим карточкам дети индивидуально с удовольствием и пользой исполняют психофизические комплексы.

Борис БУЯНОВ

 

Рейтинг@Mail.ru