Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

УРОК

 

60-летие Победы над фашистской Германией отмечали практически в каждой российской школе. Проводили митинги и концерты, собирали информацию о тех, кто погиб, помогали ветеранам, нуждающимся сегодня в нашей поддержке. На разных уроках говорили о войне: на истории, географии, литературе… И на уроках физкультуры, оказывается, тоже вспоминали те жестокие годы. Но вспоминали по-другому: в движении, в действии. Музыка военных лет создавала настроение. Строевые упражнения проводились серьезнее, чем обычно. Может, это и не урок вовсе, а театрализованное представление, в котором все ученики – участники и нет зрителей? Судите сами. Но, пожалуй, одно можно сказать уверенно: на этом занятии дети многому научились. Потому что не только тренировались их организмы – это была хорошая тренировка для души каждого участника урока-праздника…

Урок-праздник

План-сценарий урока-праздника физической культуры «Но помнит мир спасенный...» в ознаменование 60-летия Победы советского народа
над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Цель урока: развитие и становление познавательных интересов ребенка, облагораживание его души и сердца и обогащение объема знаний, умений, навыков.

Задачи урока:

  1. Повышение уровня активности и сознательности на занятиях физической культуры и увеличение моторной плотности урока.
  2. Совершенствование двигательных качеств: выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы, координации.
  3. Воспитание патриотизма, национального духа нашего народа и содействие эстетическому воспитанию.

Место занятий: спортивный зал.

Инвентарь: гимнастические маты, гимнастические палки, гимнастические скамейки, мячи для метания, гранаты, пневматические винтовки, пульки, самокаты, флажки, «манжаретки», музыкальный центр, фонограмма с записями музыки, флаги расцвечивания, косынки, платки, наглядная агитация.

Многие пункты плана сценария предполагают разработку приложений с комплексами упражнений. В качестве примеров привожу некоторые из них.

Комплекс гимнастических общеразвивающих упражнений с предметами
(голубая косынка, синий платок) для воспитания правильной осанки
и исправления ее недостатков (к пункту № 7)

  1. Голубая косынка вверху в вытянутых руках – медленная ходьба на носках.
  2. Голубая косынка за спиной в руках – медленная ходьба на пятках.
  3. Голубая косынка в вытянутых руках перед грудью – медленная ходьба в полуприседе.
  4. Голубая косынка за плечами в руках – плавный перекат с пятки на носок, поднимая поочередно колени до пояса.
  5. Голубая косынка внизу в вытянутых руках – медленная ходьба на внешней стороне стопы.

Комплекс гимнастических общеразвивающих упражнений с предметами
(голубой платок) (к пункту № 9)

  1. Голубой платок за плечами в руках: наклон головы вперед, назад, влево, вправо.
  2. Голубой платок в вытянутых руках внизу: поднять руки с платком вверх, прогнуться, опустить руки вниз.
  3. Голубой платок в вытянутых руках перед грудью: вращение платка вокруг туловища влево, вправо.
  4. Голубой платок в вытянутых руках внизу: наклон вперед на каждый третий шаг, кулаки достают пола.
  5. Голубой платок в вытянутых руках перед грудью: ходьба на носках в приседе (гусиный шаг).
  6. Голубой платок в вытянутых руках перед грудью: глубокий выпад левой, правой ногами с поворотом туловища и рук с платком влево, вправо.
  7. Голубой платок в вытянутых руках внизу: прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Описание правил проведения военизированной эстафеты обшей физподготовки «Салют, Победа» (к пункту № 23)

Две команды построены у верхней линии спортплощадки. На этой же линии в левом и правом углах стоят столы, на них лежат пневматические винтовки с пульками. У боковых стен спортзала выставлены экраны, на которых висят мишени – по пять надутых шаров. На расстоянии 3 м от верхней линии спортплощадки лежат гимнастические маты – по одному на команду. На расстоянии 8 м от верх­ней линии спортплощадки расположены по два гимнастических мата, на которых лежат гранаты – для каждой команды. У места построения команд (верхняя линия спортплощадки) стоят тренажеры, детские самокаты.

Порядок преодоления этапов эстафеты:

  1. Участники (по одному от каждой команды) берут самокаты и по сигналу судьи преодолевают расстояние по периметру своей площадки. Ставят самокаты на место.
  2. Выполняют кувырок вперед на гимнастических матах.
  3. Подбегают к гранатам, берут их и по-пластунски преодолевают 4 м на гимнастических матах.
  4. Бегут с гранатами до нижней линии спортплощадки, обегают гимнастические скамейки, бегут назад, кладут гранаты на место.
  5. Бегут к столам, берут винтовки. Стреляют по мишеням. Передают эстафету следующим участникам.

Комплекс массовых вольных гимнастических упражнений с предметами «манжаретки», способствующий воспитанию чувства ритма, координации, красоты (к пункту № 26)

  1. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены, в руках «манжаретки»:
    – мах руками дугообразно, кисти рук к плечам, вверх, к плечам;
    – глубокий выпад влево левой ногой, руки в стороны, приставить ногу, руки к плечам (упражнения выполняются при исполнении куплета);
    – глубокий выпад вправо правой ногой, руки в стороны, приставить ногу, руки к плечам;
    – прыжком ноги врозь, руки вверх вместе;
    – наклон туловища к левой ноге, руки вниз, выпрямляясь, руки вверх;
    – наклон туловища к правой ноге, руки вниз, выпрямляясь, руки вверх;
    – наклон туловища вперед, коснуться пальцами пола, выпрямляясь, руки вверх;
    – прыжком глубокий присед, руки вперед – в стороны;
    – вставая, шаг влево, руки полукругом влево – вместе;
    – шаг вправо, руки полукругом вправо – вместе (на повтор последних двух строчек куплета).
  2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены, в руках «манжаретки»:
    – руки вперед, вверх, в стороны, вниз (повторить 2 раза) (на две первые строчки второго куплета);
    – махом руки вверх, глубокий присед, руки на колени;
    – вставая, махом руки вверх, глубокий присед, руки на колени;
    – «Шторка» – влево, вправо (повтор по­следних двух строчек).
  3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены, в руках «манжаретки»:
    – мах руками вверх – назад, левая нога назад на носок (на две первые строчки третьего куплета);
    – руки опустить, ногу приставить;
    – мах руками вверх – назад, правая нога назад на носок;
    – руки опустить, ногу приставить;
    – наклон туловища вперед (90°), руки в стороны, левую ногу влево, выпрямляясь, руки опустить;
    – наклон туловища вперед (90°), руки в стороны, правую ногу вправо, выпрямляясь, руки опустить;
    – «Шторка» влево, вправо (повтор двух последних строчек).
  4. И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены, в руках «манжаретки»:
    – выполнить упражнения первого куплета (выполняются при исполнении последнего куплета);
    – «Шторка» (вставая, шаг влево, руки полукругом влево – вместе. Шаг вправо, руки полукругом вправо – вместе) (повтор последних двух строчек четвертого куплета).

Немаловажное значение при организации и проведении урока-праздника я придаю оформлению спортивного зала.

Цвет может и должен быть использован в создании условий для активной жизни участников в том социуме, который мы им создаем. Воздействие же цветовой гаммы на физическое и нервно-психическое здоровье школьников различное:

  1. Красный цвет – проникающий тепловой. Он способствует мускульному напряжению, увеличивает кровяное давление и ритм дыхания. Этот цвет активизирует все функции организма и стимулирует мыслительную деятельность.
    30 флагов,
    7 полотнищ.
  2. Желтый цвет тонизирует деятельность нервной системы, в том числе стимулирует зрение. Он действует успокаивающе на слишком возбужденное состояние организма.
    16 флагов,
    13 полотнищ.
  3. Зеленый цвет успокаивает нервную систему, способствует отдыху ума, пробуждает в человеке терпение, на длительное время повышает уровень работоспособности детского организма.
    10 флажков расцвечивания.
  4. Голубой цвет успокаивает нервную систему, понижает напряжение в мышцах, снижает кровяное давление, пульс и ритм дыхания.
    10 флажков расцвечивания.

Вячеслав ШПАКОВ,
учитель физической культуры

 

Рейтинг@Mail.ru