Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2005

ШКОЛА

 

Точкой отсчета выбрано здоровье

Вряд ли найдется учитель физкультуры, который бы не хотел знать истинного состояния здоровья своих учеников. Речь не о болезнях, а о состоянии организма: его способностях выдерживать нагрузку, адаптироваться к ней, преодолевать стрессовые ситуации, восстанавливаться, компенсировать физические затраты в оптимальные сроки. И если такой прогноз возможен, то возникает вопрос: насколько реально сегодня помочь нашим детям сохранить здоровье, укрепить его и при этом развить физические и интеллектуальные способности, исходя из индивидуальных возможностей каждого?

Профилирующий предмет – физкультура

...Бульвар перед школой тянулся бесконечно. Юноши и девушки, по виду десятиклассники, бежали длинной, с разрывами, цепью. Одни – сосредоточенно, в одиночестве, другие – парами, переговариваясь. «Физкультура, – подумала я, – кросс, как везде». В школе было тихо, как обычно во время уроков, но раздевалки пустовали. И если с 10-м классом и кроссом я не ошиблась, то с уроками, в том числе и с физкультурой, промахнулась. В Центре образования «Сабурово» № 1828 были каникулы. Здесь свой рабочий график: пять недель занятий сменяются неделей отдыха на протяжении всего учебного года. Этот десятый был первым экспериментальным классом, созданным в рамках правительственной программы «Спасатель» МЧС, с профилирующим предметом «физическая культура». И один из последних дней каникул был выбран для очередного обследования учащихся при работе в разных режимах физической нагрузки. Проводил его доктор медицинских наук Борис Дмитриевич Юдин, представляющий лечебный центр «Медэп», который уже не первый год сотрудничает со школой.

...Отмерив от четырех до пяти километров, а это была только разминка, ребята возвращались в спортивный зал и «попадали» на... компьютерный экран аппарата доктора Юдина, расположившегося за столом. Попадали, конечно, в переносном смысле, что очень точно, потому что уже через тридцать секунд после того, как очередной испытуемый вставал на пластинки-педали с закрепленными на щиколотках, запястьях и голове датчиками, на экране возникало цветное изображение конкретного человека. Участки тела при этом были выделены разным цветом, что, в свою очередь, означало не прихоти сидящего за компьютером, а лишь точную характеристику функционального состояния организма. Зеленый цвет – физиологически оптимальное состояние, желтый и красный – степени повышения функциональной активности, синий и голубой – ее снижение. По мере того, как будут меняться показатели физического состояния ребят на разных этапах обследования, будет происходить изменение цветов картинки на экране.

Повышение нагрузки всегда индивидуально

Когда весь класс – 14 мальчиков и 8 девочек – завершил беговую разминку и прошел второе обследование (первое проводилось перед разминкой), ребята примерно на 35 минут приступили к основной нагрузке – от растяжек и прыгалок до силовых и атлетических упражнений. «Этот класс не просто профильный по физкультуре. Ученики ориентированы на поступление в Академии гражданской защиты и экономической безопасности, и отбор в него на основе контрольных испытаний проходили не только ребята нашей школы, – рассказывает учитель физкультуры Марина Александровна Шеверницкая. – Четыре урока физкультуры в сетке и два часа самбо после занятий составляют недельный объем физической нагрузки по предмету. Дети увлеченные, с пониманием собственного выбора. Моя задача как учителя – помочь им достичь того уровня физической подготовленности, который бы отвечал их индивидуальным возможностям. Ведь именно по физкультуре им предстоит непростой профильный экзамен, и к нему надо подвести ребят, нацеливая не только на высокий конечный результат, но и на то, чтобы заложить хорошую основу физической готовности для дальнейшей работы».

Как просчитать возможную нагрузку с учетом физического состояния учащихся? Как она изменится с ростом организма, который обязательно внесет свои коррективы? Как предугадать спад, не ошибиться в причинах его появления? За счет каких резервов должна происходить «наработка» на результат? Эти и другие вопросы уже в начале учебного года Марина Александровна не могла обойти и попросила помочь в их разрешении Бориса Дмитриевича. Так на поле исследований доктора Юдина появились спортсмены...

Обследование показало: требуется оздоровление

А начиналось все десять лет назад, когда доктор Юдин со своей авторской программой «Профилактика здоровья» и аппаратно-программным комплексом «Амсат», умещающимся в спортивной сумке, начал ездить по детским садам. Встречался с родителями, рассказывал и показывал, но отклика у коллег, увы, не нашел, как сам считает, по одной простой причине: методика эта – новая для врачей, а врачи – консерваторы в большей степени, чем представители других профессий. Потом были школы, и среди них – Центр образования № 1828. Что-то доказать преподавателям оказалось намного легче, чем врачам, потому что они воспринимали это как факт.

При первом показательном обследовании 84 детей, в основном первого-второго классов, здоровыми оказались двое (!). А дело в том, что между абсолютным здоровьем и патологией существует еще множество промежуточных состояний организма, которые характеризуются различными нарушениями. Но в подобной ситуации о каких занятиях физической культурой в рамках сегодняшней школьной программы может вообще идти речь? Нужна оздоровительная физкультура или хотя бы серьезная корректировка существующих программ. Именно с этого и началась работа методического объединения учителей физкультуры на базе школы. Наработки по каждому учащемуся 8–10-х классов, сделанные, например, в прошлом году, с которыми познакомились учителя, позволили им на совершенно законных основаниях корректировать программу.

Справка по освобождению со многими неизвестными

И еще одно заставило Марину Александровну иначе посмотреть на сочетание физкультуры и здоровья: хорошо знакомые всем учителям справки об освобождении от занятий. Их количество три года назад не просто увеличилось, оно стало пугать, а, кроме того, cправка была всего лишь справкой с проставленным кодом заболевания, который учителю, скорее всего, мог быть и не знаком. Шеверницкая забила тревогу и попросила Бориса Дмитриевича помочь разобраться со многими неизвестными в этом справочном хозяйстве. И все встало на свои места: от действительно «освобожденных по состоянию здоровья» отделились «освобожденные по лени»; в зону особого внимания попали те, кто занимался, никогда не приносил справок, а при этом имел проблемы со здоровьем. И хотя теперь предстояло наполнить разным содержанием десятки индивидуальных зон действия, главное было сделано: определена основная точка отсчета – здоровье. Для всех, в том числе и для класса с повышенной физической нагрузкой.

Самочувствие смотрит... с экрана

Задача – достигнуть максимальных результатов для каждого учащегося индивидуально в любом классе, в экспериментальном – тоже. Максимум у всех разный. Но даже подойдя к нему, ребята должны чувствовать, что у них имеется определенный запас сил на то, чтобы выполнить еще какое-то задание. «Высокий норматив, которого ребенок никогда еще не выполнял, – говорит Марина Александровна, – я могу предложить только в том случае, если уверена, что ученик к этому потенциально готов, а показания его физического состояния позволяют ему выполнить задание без каких-либо негативных последствий».

...В той очередности, в какой начинали ребята работу в зале, они ее заканчивали и направлялись на третье обследование. Настроение у всех было хорошее, и если Борис Дмитриевич задавал кому-то вопрос: «Как себя чувствуешь?», то, скорее всего, без всякой цели. Да и сами ребята знают: что бы они ни говорили, самочувствие их «смотрит» на доктора с экрана. В день обследования, например, большинство находилось в состоянии повышенной тревожности. Можно было увидеть, кто потрудился хорошо, а кто выложился не полностью, как отреагировала на нагрузку та или другая физиологическая система.

...Ребята берут коврики, ложатся на пол. Двадцать минут на восстановление – заключительный этап работы перед последним обследованием, и этому умению Марина Александровна их тоже учит: «Выберите положение с минимальным напряжением для тела, расслабьтесь, закройте глаза, постарайтесь ощутить невесомость...» Но кто-то все равно разговаривает, обсуждает свои важные проблемы. Они пока только любители, не профессионалы. И хотя уже строят свои планы на будущее, все равно еще дети. А выбор – только начало, и он вполне может измениться, что ребята для себя тоже не исключают. И это нормально.

Определяющий показатель

Одного они не представляли себе в полной мере – насколько сложно будет врабатываться в новый режим физической нагрузки. И вряд ли с этим справились бы самостоятельно. «Сегодня нет ни одного другого метода функциональной диагностики, который бы встал на место «скрининговой оценки»: точная и быстрая информация о функциональном состоянии всего организма, физиологических систем, отдельных органов, – говорит Борис Дмитриевич. – Для нас наиболее важны организм и системы. Просчитывая нагрузку, мы можем говорить об эффективности врабатывания: высокой, низкой, средней, чрезмерной, о противопоказаниях нагрузке. Чтобы правильно подойти к оценке физических нагрузок, надо знать, в каком состоянии приходят к нам дети. Я решаю две проблемы: первая – индивидуальный подбор физической нагрузки, или определение ответной реакции на нее организма, а вторая – сохранение здоровья детей. Если вдруг случится так, что организм не позволяет увеличить индивидуальную нагрузку, я не задумываясь выберу сторону здоровья, постараюсь помочь каждому пересмотреть перспективы будущей деятельности с учетом состояния здоровья».

...Восстановительные двадцать минут показали, что сегодня всем ребятам их было достаточно. Если бы кто-то не сумел восстановиться в достаточной степени, была бы дана еще одна дополнительная двадцатиминутка – то контрольное время, после которого, независимо от выполненной нагрузки, функциональное состояние организма должно прийти в норму. Неспособность же организма быстро и хорошо восстанавливаться после нагрузки, независимо от рода деятельности, может привести к психологическому срыву.

Быть здоровым ребенку помогает учитель

Несмотря на каникулы, именно в феврале-марте, по общему мнению, наблюдается тенденция усталости. И не только в работе учащихся, но и преподавателей. И пусть кому-то это покажется странным, но три года назад в числе первых испытуемых доктора Юдина были именно учителя школы во главе с директором Самуилом Александровичем Горловским. «Сотрудничество с лечебным центром и непосредственно с Борисом Дмитриевичем, – говорит он, – обусловило то, что в нашем учреждении учитель не просто учитель, но и специалист, умеющий определить состояние ребенка и, что особенно ценно, считающий это своим долгом». А если еще иметь в виду, что, кроме почти тысячи учащихся, более 1200 детей микрорайона занимаются в кружках дополнительного образования, в том числе в спортивных секциях, то умение преподавательского состава организовать учебно-тренировочный процесс с учетом физического здоровья, психологических особенностей детей переоценить трудно.

Работать «на здоровье» и лечить болезнь – не одно и то же

Поддержать детское здоровье можно, если, по выражению Юдина, «работать на доболезнь». Какие перспективы у растущего, еще не заболевшего организма? – вот на какой вопрос мы должны отвечать сегодня, чтобы завтра здоровье не растерять. По мнению доктора Юдина, для практического и объемного решения этой задачи нужны постоянно работающие кабинеты функциональной оценки, оснащенные аппаратом «Амсат», допущенным к работе со всеми группами населения, независимо от возраста. Метод совершенно безвреден, позволяет делать столько обследований, сколько необходимо. Метод очень быстрый: новая модель аппаратно-программного комплекса уже через пять секунд позволяет увидеть на экране картинку. 2400 параметров состояния организма – информацию в таком объеме можно получить с его помощью. И, конечно, доктор Юдин с коллегами по лечебному центру мечтает о том, чтобы на основе разработанного ими метода в школах и детских садах работали кабинеты функциональной диагностики. Работали на самое главное – здоровое детство. А поэтому помочь они готовы всем, кто хочет видеть своих учеников здоровыми, активными, работоспособными и счастливыми.

Валентина РЕПИНА

 

Рейтинг@Mail.ru