Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2005

НАУКА – УЧИТЕЛЮ
 

Общеразвивающие упражнения для учащихся начальной школы на уроках физической культуры

Одним из важнейших предметов в начальной школе является физическая культура.

Основными задачами физической культуры на этом этапе являются: укрепление здоровья, закаливание организма, развитие двигательных качеств (быстроты, силы, гибкости, ловкости, выносливости), обучение двигательным умениям и навыкам и их совершенствование, формирование правильной осанки, улучшение функционального состояния различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечного тракта).

Занятия физической культурой позволяют снять психическое напряжение учащихся начальной школы после длительной сидячей работы за партой во время уроков. Учителю физической культуры необходимо решать перечисленные выше задачи на протяжении всего учебного процесса.

Прежде чем предложить некоторые общеразвивающие упражнения для начальной школы, следует отметить, что в младшем школьном возрасте у детей достаточно хорошо развиты представление, восприятие, мышление. Дети с большим удовольствием имитируют движения насекомых, птиц, животных, а также различные физические упражнения, показанные учителем.

Общеразвивающие упражнения (несколько упражнений, выбранных вами) желательно проводить на каждом уроке после выполнения детьми разминки.

Особенно интересны упражнения, имитирующие движения животных, птиц, для школьников первого и второго классов. Каждый ребенок индивидуально, по-своему имитирует движение какого-либо животного или птицы.

  1. Для улучшения осанки и укрепления мышц голеностопа выполняют следующие упражнения:
    • ходьба на носках – и.п.: руки на поясе, спина прямая, плечи развернуты, встать на носки, смотреть вперед-вверх;
    • ходьба на пятках – встать на пятки, руки на поясе, спина прямая, плечи развернуты;
    • ходьба на внешней стороне стопы;
    • ходьба на внутренней стороне стопы.
  2. Имитация ходьбы великана – спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога – прямая).
  3. Имитация ходьбы гнома – спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.
  4. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
  5. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.
  6. Имитация движения полета птиц. Учащиеся выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.
  7. Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.
  8. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову. Передвигаться на ногах и руках вперед. Это упражнение необходимо для укрепления позвоночника и мышц спины. С целью развития скоростно-силовых качеств выполняются прыжковые упражнения из полуприседа и полного приседа, а также другие различные прыжки.
  9. Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
  10. Имитация прыжков лягушки. Прыжки – из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.
  11. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.
  12. Для развития скоростно-силовой подготовленности достаточно интересны прыжки в парах, друг через друга, так называемая «Чехарда». Один партнер принимает упор присев, голова обязательно наклонена вперед, второй партнер кладет руки на спину первому и, отталкиваясь двумя руками одновременно, прыгает через него. Это упражнение предназначено для учеников второго и третьего классов.
  13. Для укрепления силы рук, грудных мышц, мышц спины выполняется ходьба на руках в парах. Один партнер становится на руки, второй держит его ноги. Первый партнер передвигается на руках, второй держит ноги первого и двигается за ним. Это упражнение очень интересно для школьников, но требует большого внимания и осторожности. Выполнять его следует в медленном или среднем темпе, крепко держа ноги партнера. Учитель должен проследить, чтобы партнеры были примерно одинаковыми по весу и росту. Упражнение предназначено для третьеклас­сников, но и ученики второго класса успешно справляются с ним.
  14. Для развития быстроты и скоростно-силовых качеств предлагаются прыжки приставными шагами.
  15. Бег боком (правым боком вперед, а затем левым).
  16. Бег спиной вперед.
  17. Ускорение (быстрый бег). Учениками второго и третьего классов выполняются различные беговые упражнения.
  18. Высокое поднимание бедра. Ученик поочередно поднимает вверх правое, а затем левое бедро; спина должна быть прямой, руки работают, как при беге, при выносе вперед-вверх правого бедра вперед выносится левая рука, при выносе левого бедра – правая рука.
  19. Захлест бедра. Ученик поочередно выполняет захлест бедра назад, руки работают, как при беге, спина прямая.
  20. С ноги на ногу. Поочередно вынос бедра вперед, то правой, то левой ногой, нога, находящаяся сзади, – прямая, спина прямая, руки работают, как при беге, смотреть вперед-вверх.


Ирина БОГДАНОВА

 

Рейтинг@Mail.ru