Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2005

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Тема: Может ли спорт заменить физкультуру?

Я против замены уроков тренировками!

Хотелось бы высказать свое мнение на ваши публикации в газете № 1 («Реорганизация преподавания физической культуры в Пензенской области», «Главное – возможность выбора»).

Я двумя руками за то, чтобы ДЮСШ и другие спортивные организации сотрудничали с образовательными школами, чтобы в школу приходили тренеры по различным видам спорта, но я категорически против замены уроков физической культуры тренировками.

Во-первых, существует различие в целях. Хотим мы того или не хотим, тренировка нацеливает ребят на определенный результат, да и тренер не лишен амбиций. А на уроке ведь должны заниматься все, не только абсолютно здоровые дети, но и с разными наклонностями и не всегда любящие спорт или данный вид спорта.

Во-вторых, почему для девочек только аэробика? Они что, не хотят научиться играть в баскетбол, волейбол, заниматься легкой атлетикой или гимнастикой? Ведь мы в таком случае опять хотим что-то им навязать! Я не против уроков аэробики, это прекрасное средство физического воспитания, вернее, одно из средств. В своей школе я делаю так. В конце I четверти прошу девочек в классах разделиться на группы по 2–4 человека и приготовить комплекс ритмической гимнастики на 12–15 мин. Дети самостоятельно подбирают музыку, составляют комплексы и выдают такие интересные комбинации, что дух захватывает. Иногда они даже костюмы себе изготавливают на уроках труда. Таким образом, каждая группа выполняет с девочками класса свои комплексы на 3–5 уроках, а мальчики в это время занимаются атлетической гимнастикой. Но если из четверти в четверть, из года в год заниматься аэробикой, то как же можно говорить тогда о полном среднем образовании? А девочка вырастет, станет мамой, и она первая может научить своего ребенка кувыркаться, бегать, прыгать, играть. Но при одном условии: маму надо научить! Я всегда с удовольствием смотрю, когда в школу приходят поиграть 35–40-летние родители. Их дети слышали, что мама когда-то играла за сборную школы, города, была призером первенства области. Да, у нее уже не та выносливость, не та прыгучесть, но техника и понимание игры остались, и этого никто не отнимет. А какими глазами в момент игры смотрят на своих родителей дети!

В-третьих, вряд ли обучение одному виду спорта будет способствовать гармоническому развитию личности, когда непознанными остаются огромные области спорта. «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя», – утверждал Козьма Прутков. Занятия на уроках физической культуры различными видами спорта способствуют всесторонней подготовке детей, их олимпийскому образованию. На уроках детям необходимо рассказывать об истории Олимпийских игр, о чемпионах Олимпийских игр, о спортсменах, прославивших нашу страну, о технике различных видов спорта. Дети с удовольствием занимаются на гимнастических снарядах, изучают технику легкоатлетических упражнений, учатся играть в баскетбол, волейбол. И почему, если у нас в школе есть этот спортивный инвентарь, я не должен его использовать?

И еще пример. На уроках гимнастики ребенок научился выполнять кувырок вперед. Пришел он на тренировку, и тренер предложил ему выполнить упражнение: ускорение – кувырок вперед – ловля мяча – бросок в корзину в движении. И таких упражнений можно привести массу! Таким образом, на уроках закладывается фундамент, а во внеурочное время, на тренировке идет совершенствование технических, физических качеств.

Наш предмет, физическая культура, отличается от других тем, что он связан с практикой. Необходимо постоянно увязывать теоретические знания учащихся с практическими заданиями. Надо «заряжать мозги», как говорится в одной рекламе. Надо все время ставить перед детьми вопросы и вместе с ними искать ответы. Примеры? Пожалуйста! От чего зависит дальность полета снаряда? От скорости разбега, от начальной скорости снаряда, от траектории полета, от угла вылета снаряда, роста спортсмена и т.д. и т.п. Какие силы действуют на прыгуна в высоту? Сила тяжести, центробежная сила, центростремительная сила и т.д. А пресловутый вопрос: «Зачем нужно изучать технику низкого старта?» Покажите ученикам фотографию старта в беге на 100 м на Первых Олимпийских играх. Кто-то стартует с палочками в руках, кто-то принимает положение высокого старта, а чемпион (будущий) Г. Барк – с низкого старта. При низком старте центр тяжести находится впереди опоры (ноги). Человек же обладает чувством самосохранения и, чтобы не упасть, начинает быстро «перебирать» ногами. Где-то к 30 м спортсмен выпрямляет туловище увеличивая при этом длину шага. Таким образом при высокой частоте движений с увеличением длины шага увеличивается скорость. Ответ на поставленный выше вопрос: «Низкий старт необходим для того, чтобы как можно быстрее развивать максимальную скорость». Для того, чтобы ее сохранить, нужно тренировать скоростную выносливость и т.д. А как тренируется скорость? Когда обучающий процесс станет творческим, то уроки уже не будут «муштрой».

Почему мы бегаем на уроках кроссы? Да, это тяжело! Но расскажите детям о благотворном влиянии циклических видов спорта, в данном случае бега, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, заострите внимание учеников на роли бега в закаливании организма и в профилактике простудных заболеваний. В то же время, продолжительный бег выступает как средство укрепления воли. А роль бега в подготовительном периоде у спортсменов (футболистов, хоккеистов и т.д.) вообще трудно переоценить. При недостаточной общей выносливости нельзя начинать работу над специальной выносливостью. А это уже практическая связь бега с успехами юных спортсменов, и не только в игровых видах.

В последние годы стали популярны олимпиады по предмету «Физическая культура». Посмотрите, кто становится победителем? Дети, разносторонне подготовленные! Дети, которые обладают выносливостью (бег), могут непринужденно и элегантно выполнить акробатику, достаточно сильны (подтягивание у мальчиков, сгибание и разгибание рук в упоре у девочек), наделены ловкостью и быстротой (челночный бег) и к тому же имеют навыки спортивных игр. Да, я согласен, что можно «натаскать» некоторых детей и они станут призерами соревнований. На соревнованиях городского уровня я с большой долей уверенности могу сказать, ученики каких школ будут в числе призеров. Почему? Потому что я знаю всех преподавателей и знаю, кто как ведет уроки. А глядя на участников соревнований, можно с уверенностью говорить о том, в какой школе уроки проводятся в соответствии с комплексной программой, в какой школе занимаются разносторонней подготовкой. На областном уровне это немного нивелируется, так как выступают все же победители районов и городов. Но и там видно, что побеждают дети, имеющие «школу» движений. Согласитесь, что на таких детей смотреть приятнее, чем на тех, кто освоил один вид спорта. И еще. Согласно «Теории и методике физического воспитания», человек освоивший большое количество умений и навыков, быстрее освоит новые. А это уже поможет ему в дальнейшей жизни, в освоении профессии. Ведь, в конце концов, не всем же быть спортсменами. Я за то, чтобы школа имела свое лицо, свои традиции, свою историю, чтобы дети получали на уроках представление о различных видах спорта, а во внеурочное время занимались, тренировались, совершенствовались в избранном виде спорта.

По моему глубокому убеждению, нельзя выносить урок физической культуры за сетку общего расписания. Далеко не все дети могут посещать секции и тренировки во внеурочное время. У детей ведь тоже есть свои увлечения: рисование, музыка, танцы, факультативы по предметам, кружки по интересам, всевозможные курсы и т.д. и т.п. И такие дети, которым необходима двигательная активность, могут пострадать из-за необдуманного решения.

И совсем немного о жизни в провинции. Наша школа невелика – в ней 230 детей, есть небольшой спортзал (18ґ9), комната для настольного тенниса, комната атлетической гимнастики с самодельными тренажерами, гирями, гантелями, штангой, спортивные площадки для баскетбола, футбола, беговая легкоатлетическая дорожка. В школе работают секции легкой атлетики, футбола, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, атлетической гимнастики и шашек.

В нашем городе 18 школ. О своих коллегах я мог бы рассказать много интересного. Даже в тяжелые 90-е годы у нас проводились соревнования среди школьников по отдельным видам спорта, спартакиады. Спортивная жизнь не замирала благодаря А.Т. Колесникову, Н.Н. Матияш, В.Д. Авдиенко, В.В. Солодунову и многим, многим другим.

В последние годы произошли изменения: ввели третий урок физической культуры за счет регионального компонента, стали выделять спортинвентарь. Но третий урок рекомендован, и складывается такое впечатление, что его могут отменить в любой момент. Два года подряд получаем кое-какой инвентарь. В последний раз даже получили список, по которому можно было выбрать необходимый в школе спортинвентарь. Но мячи стоимостью 350 руб. китайского производства больше месяца не «служат», а на рынке они стоят 100 руб. Таким образом, 250 руб. где-то «прилипают». Видимо, с другим инвентарем происходит то же самое.

Все ДЮСШ – №№ 1, 2, 16, которые работают в нашем городе, сотрудничают со школами, многие учителя работают совместителями. Так что связь ДЮСШ – общеобразовательная школа у нас действует давно. Возможно, это от нашей бедности, ведь названные организации имеют не очень хорошую спортивную базу и вынуждены идти к нам. Эти люди неравнодушны к детям и полностью отдают себя работе с ними, живут их успехами и неудачами, переживают вместе с ними.

Николай БАУЛА
учитель физической культуры

Ростовская область

 

Рейтинг@Mail.ru