Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2005

ФИЗКУЛЬТУРА ПОСЛЕ УРОКОВ

 

Олимпийские игры в летнем лагере

В августе 2004 г. в Афинах состоялись очередные Игры XXVIII Олимпиады. В 2008 г. олимпийскую эстафету летних Игр от Греции примет Китай. Хозяин Олимпиады-2012 пока не определился, но Москва сегодня среди тех городов, кто борется за это почетное право.

Олимпийские события легли в основу проведения тематической смены в нашем оздоровительном лагере, которая получила название «Общелагерные Олимпийские игры».

Смена пройдет под девизом: «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» и будет включать в себя не только спортивные соревнования, но и интеллектуальные игры, связанные с олимпийской тематикой.

Важнейшим направлением в работе лагеря в эту смену должно стать активное приобщение детей к физкультуре, спорту, олимпийским традициям.

Каждый отряд в эту смену представляет сборную команду выбранной им страны. Ребята выбрали, например, Украину, Испанию, Молдавию, Грецию, Израиль, Бразилию и Россию. Коллектив вожатых и сотрудников лагеря также выступает на Играх отдельной командой – Объединенных Арабских Эмиратов. Уголок отряда оформляется олимпийской символикой, веселым спортивным девизом, заметками о прошедших и предстоящих состязаниях.

Физкультурный актив лагеря преобразуется в Международный олимпийский комитет. В него входят по одному представителю от каждой команды. Главная задача комитета – развитие спорта в своих отрядах: внутренние состязания, подготовка команд, подача олимпийских заявок.

Все результаты соревнований на Играх вывешиваются на специальных информационных стендах, главным из которых является «Табло Олимпиады», на котором отображается количество золотых, серебряных и бронзовых медалей по командам. Информация меняется каждый день.

Вожатые проводят беседы об Олимпийских играх. Ежедневно в эфир выходит радиогазета «Олимпийский лекторий», подготовленная инструкторами-методистами по физической культуре и Международным олимпийским комитетом лагеря. В ней рассказывается об истории олимпийского движения, основных принципах олимпизма, прославленных олимпийских чемпионах нашей страны. Чтобы дети были более внимательны к лекторию, в конце смены целесообразно провести игру-викторину по его содержанию.

Работа кружков направлена на отражение олимпийской и спортивной темы. В конце смены можно провести выставку работ занимающихся.

Весь педагогический коллектив заранее знакомится с планом работы на смену, распределяет работу отрядов по подготовке ко всем мероприятиям, проводимым в лагере. В библиотеке лагеря готовится специальная подборка материала по олимпийской тематике в помощь педагогам.

«В воспитании нет каникул» – эта педагогическая формула становится правилом при организации детского летнего отдыха, а заодно и правилом творческого подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического роста каждого ребенка.

При составлении плана работы на летнюю смену нужно учитывать следующее.

Во-первых, до начала «Общелагерных Олимпийских игр» должно быть достаточно времени для того, чтобы дети привыкли к лагерю, подружились со сверстниками, а педагоги-организаторы могли найти контакт с детьми.

Во-вторых, нужно учитывать, что современные Олимпийские игры по продолжительности – это 16 дней, включая церемонии открытия и закрытия Игр. Не следует увеличивать продолжительность лагерных Игр.

В-третьих, после закрытия Игр у детей еще должно остаться несколько дней, чтобы поделиться своими впечатлениями об Играх, о проведенных в дружеской, иногда даже шутливой форме соревнованиях.

В-четвертых, при планировании соревнований нужно руководствоваться имеющейся материальной базой и спортивным инвентарем. Наиболее зрелищные и самые популярные виды спорта будут представлены во второй половине Игр.

В-пятых, за каждые соревнования их победители и призеры должны отмечаться призами или наградами (грамотами, медалями, сувенирами, сладкими призами и т. п.).

Церемонии открытия и закрытия Игр должны иметь яркий, торжественный вид. Это должно стать действительно главным событием лагерной жизни в эту смену.

При планировании «Общелагерных Олимпийских игр» мы разбили традиционную 24-дневную лагерную смену на 4 цикла (шестидневные недели):

– предолимпийская неделя (за это время дети знакомятся со спортивными площадками лагеря, создают свои команды, выбирают страну, честь которой они будут защищать на Играх, готовятся к церемонии открытия Игр);

– неделя легкой атлетики. Это самый популярный, доступный и любимый детьми вид спорта. За эту неделю дети соревнуются в беге, прыжках и метании. Отдельные соревнования можно выделить как «День прыгуна», «День спринтера», «День марафонца», «День метателя», «День эстафет», «День многоборца» и т. д.;

– неделя игровых видов спорта. Турниры по различным подвижным и спортивным играм можно проводить на протяжении всей лагерной олимпиады (в зависимости от числа участвующих команд-отрядов), а финалы назначать на определенный день. Сохраняя вышеизложенный принцип, это будут так называемые «Дни пионербола», мини-футбола, волейбола, баскетбола, стритбола, настольного тенниса. Можно также проводить соревнования по этим видам спорта и в один день (если число команд невелико);

– неделя интеллектуальных видов спорта. В нее входят состязания, где на первый план выходит не физическая подготовка, а способность грамотно и быстро мыслить. Это – спортивное ориентирование, шашечный турнир, а также шахматный, который обычно проводится 20 июля, в Международный день шахмат; в этот же день проводится олимпийская викторина.

Обязательно нужно включить в план соревнований по подвижным играм «Веселые старты». Не стоит забывать и о том, что большинство соревнований проводится на свежем воздухе, а в случае ненастной погоды у организаторов Игр всегда должен быть запасной вариант. Поэтому изменения в программе всегда возможны...

Олимпийский лекторий (содержание)

1. Как зародились Олимпийские игры (мифы и легенды).
2. Олимпийские игры древности. Первые соревнования и первые чемпионы.
3. Пьер де Кубертен – основатель современных Олимпийских игр.
4. Первые Олимпийские игры современности.
5. От Афин до Стокгольма.
6. Россия олимпийская. Николай Панин-Коломенкин – наш первый олимпийский чемпион.
7. Игры без нас. «Особые» чемпионы.
8. Дебют спортсменов СССР на Олимпийских играх.
9. Игры 1956, 1960, 1964 годов.
10. Игры 1968, 1972, 1976 годов.
11. Спорт и политика. Игры в Москве и Лос-Анджелесе.
12. СССР – СНГ – Россия. Игры 1988, 1992, 1996 годов.
13. Последние Олимпийские игры ХХ века.
14. Зимние Олимпийские игры.
15. На зимних Играх – наши!
16. Старт новой команды. Россия на зимних Олимпийских играх.
17. Олимпийское движение. Принципы. Традиции. Правила.
18. Подлинно Всемирное движение. МОК. НОК. «Фэйр плэй» – кодекс спортивной чести.

Алексей МАШКОВЦЕВ
учитель физкультуры

 

Рейтинг@Mail.ru