Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2005

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Круговая тренировка в физическом воспитании
детей старшего дошкольного возраста:
Учебно-методическое пособие / С.Б.Шарманова, А.И.Федоров, Е.А.Черепов. –
М.: Советский спорт, 2004. – 120 с.

Книга, с которой сегодня мы хотим познакомить наших читателей, издана в 2004 году в издательстве «Советский спорт». В ней рассказывается о методике круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего школьного возраста. Сразу хочется отметить: варианты круговых тренировок, описанные в пособии, можно использовать и на уроках физкультуры в начальной школе. Данная методика базируется на перспективном направлении совершенствования физического воспитания детей – концепции конверсии избранных элементов технологий спортивной тренировки, разработанной В.К.Бальсевичем. Основная цель конверсии заключается в повышении эффективности физического воспитания на базе применения технологий спортивной тренировки, а также оптимизации его структуры и содержания посредством передачи и освоения ценностей культуры двигательной активности. Тренировка рассматривается как процесс направленной адаптации организма к физическим нагрузкам. Подробно анализируется понятие «круговая тренировка», история возникновения этого метода, его внедрение в России и за рубежом. Дается подробное описание трех методических вариантов круговой тренировки:
  1. Круговая тренировка по типу непрерывного длительного упражнения (непрерывно-поточный вариант). При этом круговая тренировка строится в режиме непрерывной длительной работы с умеренной интенсивностью, без пауз отдыха.
  2. Круговая тренировка по типу интервального упражнения с напряженными интервалами отдыха – в режиме интервальной работы субмаксимальной и переменной интенсивности: с очень короткими интервалами между «станциями».
  3. Круговая тренировка по типу интервального упражнения с ординарными (полными) интервалами отдыха, когда серийное выполнение упражнений чередуется с полными интервалами отдыха между ними.
Описаны методические особенности применения круговой тренировки в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Основную часть книги занимают конкретные разработки комплексов круговых тренировок – часть из них вы найдете на страницах нашей газеты. Представленная методика апробирована на базе детского сада N№ 350 г. Челябинска.

Комплексы круговой тренировки игрового характера
для детей старшего дошкольного возраста

НЕПРЕРЫВНО-ПОТОЧНЫЕ ВАРИАНТЫ СЮЖЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Комплекс № 1 «В стране игрушек»

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель приглашает детей в Страну игрушек, но прежде чем дети попадут в эту волшебную страну и встретятся с разными игрушками, они должны отгадать соответствующие загадки.

Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши,
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу.
(Плюшевый медвежонок)

Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мышки)

Я – хорошая игрушка,
Буду девочкам подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
(Кукла)

Пушистый матросик,
Лопаточкой носик.
На ножках коротеньких
Красные ботики.
(Утенок)

В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
(Паровозик)

По луне ползет паук,
Многоног и многорук.
(Луноход)

1-я станция
«Плюшевые медвежата»

Оборудование и инвентарь: гимнастическая стенка, маты.

Программная задача – совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставным шагом.

Описание упражнения: влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставным шагом переходить на последующие пролеты, на последнем пролете спуститься вниз, используя чередующийся шаг.

Организационно-методические указания: при лазанье не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями – четыре пальца сверху, большой – снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая; можно предложить детям, спустившись вниз, тихонечко «порычать» – произнести звук «р-р».

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать число преодолеваемых пролетов гимнастической стенки; 2) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья (переход с пролета на пролет на третьей-четвертой перекладине).

2-я станция
«Резвые мышата»

Оборудование и инвентарь: дорожка для ползания длиной 4–6 м; фишки, конусы или флажки на подставках.

Программная задача – совершенствовать навык ползания на четвереньках «змейкой» между предметами.

Описание упражнения: ползание на коленях и ладонях «змейкой» между предметами.

Организационно-методические указания: ползти по дорожке заданным способом, не задевая предметы; можно предложить детям, заканчивая прохождение станции, тихонечко «попищать» – произнести звукосочетание «пи-пи».

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать способы ползания – с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья; 2) варьировать преодолеваемое расстояние.

3-я станция
«Кукла»

Оборудование и инвентарь: бревно гимнастическое напольное, гимнастические маты.

Примечание. Вместо бревна можно использовать гимнастическую скамейку.

Программная задача – совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: ходьба по бревну.

Организационно-методические указания: выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна; заканчивая упражнение, сходить, а не спрыгивать с бревна; можно предложить детям, заканчивая прохождение станции, произнести имя своей куклы.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении – в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.; 2) варьировать разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.

4-я станция
«Заводные утята»

Оборудование и инвентарь: размеченная дорожка длиной 6–10 м.

Программная задача – совершенствовать навык ходьбы в приседе.

Описание упражнения: ходьба в приседе по прямой, на каждый шаг ритмично говорить: «Кря!»

Организационно-методические указания: выполнять упражнение в полном приседе; спина прямая; смотреть вперед; руки на коленях или на поясе.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать преодолеваемое расстояние.

5-я станция
«Паровозик»

Оборудование и инвентарь: доска с ребристой поверхностью.

Программная задача – совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: ходьба по ребристой доске с постановкой пятки одной ноги перед носком другой; руки согнуты назад, кисти – в кулак, на каждые два шага круговое движение предплечьями вперед; ритмично говорить: «Чух-чух!»

Организационно-методические указания: спина прямая; смотреть вперед на конец доски; согласовывать движения рук и ног.

Способы дифференцирования нагрузки не предусмотрены.

6-я станция
«Заводной луноход»

Оборудование и инвентарь: размеченная дорожка длиной 6–10 м.

Программная задача – совершенствовать навык ползания на четвереньках животом вверх с опорой на стопы и ладони.

Описание упражнения: ползание на четвереньках животом вверх с опорой на стопы и ладони.

Организационно-методические указания: таз и бедра не опускать; смотреть вперед.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать преодолеваемое расстояние.

Комплекс № 2 «Матросы на корабле»

Создание у детей игровой мотивации

Дети надевают поверх спортивных костюмов матросские воротнички, не стесняющие движений, но помогающие им ощутить себя в роли матросов, а преподаватель – фуражку капитана. Преподаватель включает фонограмму с записью шума морского прибоя и приглашает детей отправиться в плавание на старинном парусном корабле.

1-я станция
«По мачтам и реям»

Оборудование и инвентарь: гимнастическая стенка, наклонная доска, маты.

Программная задача – совершенствовать навыки лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом и перехода с пролета на пролет приставным шагом, в сочетании со спуском по наклонной доске.

Описание упражнения: влезть чередующимся шагом на первый пролет гимнастической стенки, приставным шагом перейти на соседний пролет, спуститься вниз, используя чередующийся шаг; то же самое повторить на третьем-четвертом пролетах; влезть на пятый пролет, приставным шагом перейти на шестой и скатиться вниз по наклонной доске.

Примечание. Преподаватель оказывает страховку при спуске по наклонной доске.

Организационно-методические указания: при лазанье не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями – четыре пальца сверху, большой – снизу; переходить с пролета на пролет, переступая приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая; при скатывании по наклонной доске приземляться на ноги, мягко сгибая колени.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать число пролетов гимнастической стенки (от 3–4 до 8–10); 2) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья (переход с пролета на пролет на третьей-четвертой перекладине).

2-я станция
«Спуск в трюм»

Оборудование и инвентарь: дорожка для ползания длиной 6–8 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.

Программная задача – совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с подползанием под дугами.

Описание упражнения: ползание на коленях и ладонях в сочетании с подползанием под дугами.

Организационно-методические указания: ползти по дорожке заданным способом; подползая под дугами, не задевать их.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать способы ползания – с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья; 2) варьировать число преодолеваемых препятствий.

3-я станция
«Из трюма на палубу»

Оборудование и инвентарь: горизонтальная лестница, приподнятая от пола на 25–30 см.

Программная задача – совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: перешагивание через рейки лестницы.

Организационно-методические указания: шагать чередующимся шагом; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных – руки фиксируются в заданном положении – в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.; 2) варьировать количество перешагиваний.

4-я станция
«По скользкой палубе в шторм»

Оборудование и инвентарь: гимнастическая скамейка.

Программная задача – совершенствовать навык ползания по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Описание упражнения: ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Организационно-методические указания: держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями – четыре пальца снизу, большой – сверху; ползти, подтягиваясь на руках.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать количество подтягиваний.

5-я станция
«Переход на соседнюю мачту»

Оборудование и инвентарь: канат.

Программная задача – совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: ходьба по канату.

Организационно-методические указания: выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец каната; не ступать на пол.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных – руки фиксируются в заданном положении – в стороны, вверх, на пояс, за спину и др.; 2) изменять расположение каната – прямо или волнообразно; 3) варьировать способы ходьбы – приставляя пятку одной ноги к носку другой, приставными шагами правым и левым боком и т.д.

6-я станция
«Между подводными рифами»

Оборудование и инвентарь: лестница, установленная боком на полу.

Программная задача – совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с проползанием «змейкой» между перекладинами поставленной на бок лестницы.

Описание упражнения: ползание на четвереньках с опорой на колени и ладони, проползая между перекладинами лестницы.

Организационно-методические указания: полз­ти заданным способом; проползая между перекладинами, не задевать их.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения количества преодолеваемых препятствий; 2) варьировать способы ползания – с опорой на предплечья и ладони.

ИНТЕРВАЛЬНЫЕ ВАРИАНТЫ СЮЖЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Комплекс № 1 «Любимые игрушки»

Создание у детей игровой мотивации

Преподаватель показывает детям «волшебную палочку», которую «подарила Фея игрушек». С помощью этой палочки он может «превращать» детей в различные игрушки. Когда дети разойдутся по станциям, преподаватель взмахивает волшебной палочкой и произносит волшебные слова: «Эне-бене-раба! Кварта-квинта-жаба!», и круговая тренировка начинается.

1-я станция
«Плюшевые медвежата»

Оборудование и инвентарь: гимнастическая стенка, маты.

Примечание. Число секций гимнастической стенки должно соответствовать количеству занимающихся на станции, так чтобы на одном пролете упражнялся один ребенок.

Частная задача – совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом.

Описание упражнения: влезать вверх и спускаться вниз чередующимся шагом.

Организационно-методические указания: при лазанье не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями – четыре пальца сверху, большой – снизу; при спуске доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) ограничивать нагрузку за счет уменьшения высоты лазанья; 2) варьировать продолжительность выполнения упражнения.

2-я станция
«Ванька-встанька»

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частная задача – укрепление мышц живота.

Описание упражнения:
И.п.: сидя, согнув ноги, руки за головой. 1–2 – лечь на спину; 3–4 – и.п.

Организационно-методические указания: стопы от пола не отрывать; в положении лежа на спине разводить локти и касаться плечами пола.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) в облегченных вариантах упражнения изменять положение рук – на пояс, в упоре сзади и т.п.

3-я станция
«Оловянные солдатики»

Оборудование и инвентарь – гимнастическая скамейка.

Частная задача – развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности.

Описание упражнения:
И.п.: стоя, ноги вместе, лицом к скамейке, руки внизу. 1 – согнуть правую ногу вперед на скамейку; 2 – разгибая правую ногу, толчком левой встать на скамейку; 3 – шагом правой ноги назад согнуть левую вперед на скамейку; 4 – приставить левую ногу в и.п.

Организационно-методические указания: спина прямая; смотреть вперед; постепенно увеличивать темп движений.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) в облегченных вариантах выполнять упражнение на скамейке меньшей высоты; 3) облегченный вариант упражнения: 1 – поставить правую ногу на скамейку; 2 – и.п.; 3–4 – то же с левой.

4-я станция
«Качели»

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частная задача – укрепление мышц спины.

Описание упражнения:
И.п.: лежа на животе, руки вверху. 1–2 – прогнуться, поднять руки, голову, верхнюю часть туловища; 3–4 – и.п.; 5–6 – поднять ноги; 7–8 – и.п.

Организационно-методические указания: руки и ноги прямые; пятки вместе; постепенно увеличивать амплитуду движений.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) облегченный вариант упражнения – руки перед грудью, подбородок на кисти.

5-я станция
«Мячики»

Оборудование и инвентарь не требуются.

Частная задача – развитие функциональных возможностей, повышение уровня физической работоспособности.

Описание упражнения:
И.п.: о.с., руки на поясе. Прыжки на месте, выпрямившись.

Организационно-методические указания: спина прямая, затылком тянуться вверх; в фазе полета выпрямлять ноги, вытягивая носки; мягко приземляться с носков на всю стопу.

Способы дифференцирования нагрузки: 1) варьировать количество повторений; 2) усложненные варианты упражнения – выполнять прыжки в приседе, руки на коленях; выполнять выпрыгивания вверх из приседа.

6-я станция
«Велосипед»

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частная задача – укрепление мышц живота и ног.

Описание упражнения:
И.п.: лежа на спине, ноги согнуты вперед, руки за головой. Движениями ног имитировать педалирование.

Организационно-методические указания: плечи и локти прижаты к опоре; полностью разгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

Дополнительные станции, позволяющие снизить нагрузку

7-я станция
«Кукла»

Оборудование и инвентарь: гладкая стена без плинтуса.

Частная задача – формирование навыка правильной осанки.

Описание упражнения:
И.п.: стоя спиной к стене, руки внизу ладонями вперед.

Сохранять положение правильной осанки.

Организационно-методические указания: пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки и голова касаются стены (расстояние между крестцом и спиной должно быть равно ширине ладони); смотреть вперед; ребенок представляет себя куклой, стоящей в коробке в витрине магазина игрушек.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения, чередуя напряжение мышц, участвующих в фиксации правильной осанки, с их расслаблением.

8-я станция
«Барабан»

Оборудование и инвентарь: коврики по количеству занимающихся на станции.

Частные задачи – укрепление мышц стопы и голени, развитие чувства ритма.

Описание упражнения:
И.п.: сидя, согнув ноги врозь, стопы параллельно, руки в упоре сзади. 1–4 – постукивать об пол носком правой ноги (пятки плотно прижаты к полу); 5–8 – то же левой ногой. 1–8 – то же носками обеих ног одновременно. То же, постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.

Организационно-методические указания: постукивать точно в соответствии с ритмом музыкального сопровождения; спина прямая, смотреть вперед, сохранять положение правильной осанки.

Способы дифференцирования нагрузки: варьировать продолжительность выполнения упражнения.

С.Б.Шарманова,
А.И.Федоров,
Е.А.Черепов

 

Рейтинг@Mail.ru