Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет «Первое сентября»

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Курс ведет Вадим Альбертович РОДИОНОВ



Лекция № 4.

Психологические основы воспитания на уроках физической культуры. Особенности «малой группы» на уроках физической культуры

«Определенная психологизация российской школы… связана с тем, что реальными фактами стали уход от единообразия и создание вариативной системы образования».
Е.А. Ямбург

Психологическое понятие воспитания

Предметный указатель «Настольной книги учителя начальной школы» (1950) точно характеризует отношение к понятию «воспитание» в советский период. Впервые это понятие упоминается в книге в контексте с такими понятиями, как «коллективизм», «диалектико-материалистическое мировоззрение» и «советский патриотизм и национальная гордость». Следующее упоминание – в разделе «Физическая подготовка». Таким образом, если не учитывать доминирующие в советском воспитании идеологические аспекты, то на первое место по важности в процессе воспитания выходит учебная дисциплина, связанная с физической подготовкой.

Действительно, несмотря на то, что традиционно каждый урок любого учебного предмета должен ставить перед собой задачи не только обучения, но и воспитания, а также развития, легче и естественнее всего это осуществляется на уроках физической культуры. Это обусловлено тем, что, как отмечали В.И. Панов и Г.П. Позднякова (2004), именно двигательная активность является необходимым условием для развития других видов деятельности, например, игровой или учебной. Соответственно, только овладев этим видом деятельности, ребенок получает адекватные возможности для развития познавательной, эмоциональной и личностной сфер психики, что неразрывно связано с процессом воспитания.

Если педагогика занимается целями, задачами, методами воспитания, то психология воспитания исследует внутреннюю психологическую сущность воспитательного процесса. Отсюда необходимость раскрытия психологических законов и механизмов формирования личности, что составляет важную предпосылку разработки новых средств, форм и методов качественного совершенствования системы воспитания.

Психология рассматривает воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитанников, а также взаимодействии между собой самих воспитанников, являющихся полноправными субъектами, а не только объектами воспитания.

Воспитание – это планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценност­ной ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и профессиональной деятельности.

Психологией выявлены определенные законы развития личности, характер ее становления на разных возрастных этапах онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов. Влияние социума на процесс воспитания весьма велико именно в эти периоды, так как растущий человек в эти периоды особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих. Знание этих законов позволяет ориентировать педагогическую практику на построение целостной системы воспитания детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления. Важное место здесь принадлежит физической культуре, тем более, что в структуре потребностей и интересов детей и подростков занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. К разряду непреходящих ценностей, не имеющих исторических и государственных границ, относятся общечеловеческие нравственные ценности, связанные с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. «Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь», – писал С.Л. Рубинштейн. Л.С.Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Обучение – это процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, то есть формирование всех сторон личности. Обучение и воспитание начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понято вне обучения.

Для понимания возможности изменения поведения человека, что и представляет из себя воспитание, необходимо понимать, чем оно (поведение) регулируется, каким образом происходит этот процесс. Существует несколько концептуальных теорий, объясняющих происхождение, формирование и изменение личности и ее поведения под влиянием воспитания.

Так, биогенная теория утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни. Социогенная теория утверждает, что все, что есть личностного в человеке, начиная от темперамента и кончая нравственными чувствами и установками, возникает при его жизни под влиянием социальных условий и в принципе поддается воспитанию. Несмотря на ряд преувеличений, теория социального влияния раскрыла негативную роль СМИ, рекламы, референтной (значимой) группы, способствующих развитию девиантных форм поведения.

Ряд теорий представляют собой промежуточные варианты, которые характеризуются одновременным признанием зависимости развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов.

Воспитательное воздействие человека на человека предполагает правильное восприятие и оценку друг друга людьми, вовлеченными в этот процесс. Поэтому если мы не знаем механизмы восприятия человека человеком в процессе общения, то вряд ли сможем разумно управлять воспитательным процессом через общение, предвидеть его результаты.

По мнению М.И. Лисиной, потребность в общении с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях: а) развитие мотивов общения; б) развитие средств общения; в) совершенствование форм общения.

Советская система воспитания, выполняя социальный заказ на формирование личности с заранее заданными свойствами, ориентировалась на наличие одинаковых условий для всех детей. Современный антропоцентричный подход к обучению и воспитанию предполагает, что в центре всех учебно-воспитательных воздействий оказывается не коллектив, а отдельная личность. Таким образом, «проблема воспитания учащихся… заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств» [1].

Двигательная активность как условие развития других видов деятельности

Одна из главных воспитательных задач учителя физической культуры заключается в том, чтобы проводимые им занятия были использованы не только для физического развития детей или подростков, но и для развития положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера занятий способствовала подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.д. Эффект физического воспитания за­ключается в том, что с его по­мощью формируются здоровые привычки, самоконтроль за стрессовыми ситуациями, тенденцией к избеганию агрессивных посягательств. В процессе физического воспитания вырабатывается образ Я-учащегося, формируется чувство уверен­ности в себе.

Двигательная активность должна включить в себя не только освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, но и познавательный и личностный аспекты. Известно, что одно и то же упражнение можно использовать как для обучения двигательному навыку, так и для развития двигательных способностей, а также (в игровой форме) – для интеллектуального развития.

Вообще существует прямая взаимосвязь между воспитанием вообще и физическим воспитанием в частности. Так, например, на жизненное самоопределение личности, особенно важное в подростковый период, большое влияние оказывает самопознание. Оно, в свою очередь, формируется, в частности, под влиянием положительной мотивации к преодолению физической нагрузки (более эффективно – в процессе подвижных и спортивных игр). Увеличение физических ресурсов организма создает возможность для более успешной социализации.

Интересно, что школьники в целом достаточно высоко оценивают роль физической культуры и спорта в собственной жизни. Возможность роста собственного статуса за счет укрепления здоровья видится предпочтительным у 80% подростков. Правда, большинство из них средством для достижения этой цели видит не школьные уроки физкультуры, а занятия спортом в секции или клубе. Примечательно, что в списке доверенных лиц в деле сохранения и укрепления здоровья (после родителей) на первое место подростки ставят тренера в спортивной секции, на второе – медицинских работников и на третье – школьного учителя физической культуры. Согласно опросам, среди референтных образов подростки упоминают известных спортсменов, «в то время как ни одного современного исполнителя популярной музыки (в анкетах) названо не было» [2].

Следует признать, что чрезмерная реклама экстрима и, как следствие, увлечение опасными для здоровья видами активности приносит немалый вред обществу. В современном обществе востребован здоровый, социально адаптированный и активный человек. Во многом это зависит от образа жизни, здоровый стиль которого должен формироваться постоянно и, в том числе, во время занятий физической культурой.

Средства воспитания на уроках физической культуры

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых воспитатели воздействуют на воспитанников с целью сформировать и развить у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под средствами психологического воздействия на личность рассматриваются предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитанника. Средствами воспитания могут стать: личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т.п.).

По характеру направленности воспитательного воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

Важное значение имеют личные контакты. В этом плане более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в организованных и неорганизованных социальных группах. В разном возрасте у человека могут быть различные референтные группы. Дошкольники и младшие школьники в большей степени ориентируются соответственно на родителей и педагогов, подростки – на сверстников. Учитывая ту значимость, которую имеют у школьников физические качества (сила, ловкость, быстрота), в процессе воспитания нельзя недооценивать возможности физической культуры и спорта. При этом особую актуальность воспитание в процессе двигательной активности имеет для подростков, поскольку подростковый возраст – это критический период в развитии человека, время сильных психофизиологических и психологических изменений, становления самостоятельности, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни (сексуальное поведение, употребление психоактивных веществ).

Класс, команда как малые группы

Практически вся жизнь человека проходит в окружении других людей, будь то семья, учебный или трудовой коллектив, компании друзей, приятелей, соседей. Все эти общности получили название малых групп. В отличие от больших групп, например, жителей одного города, где не все знакомы друг с другом, в малых группах, например, учащихся одного класса, все друг друга знают достаточно хорошо. Именно в малых группах под воздействием различных социально-психологических процессов происходит формирование личности человека.

В составе группы люди думают, чувствуют и ведут себя, находясь под вольным или невольным влиянием присутствия других людей. У индивидов, действующих в составе группы, даже психические процессы протекают по-иному. По данным различных исследований (В.М.Бехтерев, 1928; Н.Н.Обозов, 1979), у них снижаются параметры таких, в частности, качеств, как чувствительность, объем и концентрация внимания. Вместе с тем повышаются сила мышечного напряжения, продуктивность внимания. Таким образом, ситуация группового контакта может существенно влиять на результативность деятельности человека. Этот социально-психологический феномен называется феноменом социального влияния.

В отличие от спорта высших достижений, когда тренер может годами работать с одним спортсменом, в системе физической культуры преподаватель, как правило, работает с группой, будь то класс, команда или секция. Становится очевидным, что учет особенностей группового взаимодействия и взаимовлияния способен существенно повысить эффективность работы преподавателя.

Работа с малой группой может быть успешной при соблюдении ряда условий, однако, прежде всего, очевидно, следует понять – что же такое малая группа. В первую очередь, группа – не совокупность индивидов, а качественно новая целостная система. Представление группы как собрания индивидов равнозначно представлению художественной картины как совокупности точек и мазков, нанесенных краской на холст. Г.М. Андреева (1997) рассматривает малую группу как немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений.

Интерес представляет определение количественных размеров малых групп. Минимумом считается три человека, так как двое не могут образовать группу при отсутствия между ними согласия. Вместе с тем, два человека могут представлять собой специфическую малую группу – диаду. Следует, однако, оговориться, что в физической культуре и спорте группа из двух человек может встречаться достаточно часто: например, человек, играющий в теннис, и его спарринг-партнер.

Для составления качественной характеристики малых групп обычно используют такие параметры, как композиция и структура группы. Под композицией принято понимать совокупность индивидуальных особенностей каждого участника группы, важных и значимых для группы в целом. Точный выбор параметров композиции зависит от цели исследования. Так, в группе занимающихся физической культурой это могут быть пол, возраст, физическое развитие и физическая подготовленность участников.

Структуру группы составляет система связей между отдельными членами или микрогруппами, входящими в группу. При этом структура может быть формальной, определяемой предписаниями, правилами, и неформальной, основанной на реально сложившихся отношениях. Формальную структуру также называют внешней подструктурой, а неформальную – внутренней [3].

Спортивная команда несет в себе все свойства малой группы. В ней возникают «разнообразные социально-психологические явления, носителями которых может быть только команда, а не отдельный спортсмен (например, групповое настроение, коллективные волевые усилия, групповое мышление, нормы, суждения и др.)» [4]. Спортивная команда, как правило, является формальным объединением, однако ей присущи и некоторые признаки неформального объединения: общие интересы и стремления, деятельность, осуществляемая на добровольных началах (за исключением обязательных занятий по физической культуре в школе или в другом образовательном учреждении).

Одна из характерных черт развития спортивных команд – это периодическое обновление их состава. В меньшей степени это относится к группам, образуемым учащимися образовательных учреждений. В зависимости от реальных возможностей членов группы, общего уровня команды (а также возможностей противника) могут выстраиваться конкретные воспитательные цели и задачи. Так, в зависимости от силы противника тренер или преподаватель может поставить задачу победить или проверить умение собственной команды играть с сильным противником.

В командных видах спорта взаимосвязанная деятельность проявляется особенно ярко, однако и в других видах победа команды осуществима лишь при совместном стремлении ее участников к общей цели. Это объясняется тем, что при индивидуальных действиях каждого члена команды к победе приводит единое направление усилий, общая атмосфера, чувство сопереживания и поддержки. Очень часто командная победа зависит от умения одних ее участников в определенные моменты брать игру на себя, а других – подчинять свои действия лидеру. Как говорится в таких случаях, хорошая команда – это нечто большее, чем играющие вместе хорошие спортсмены.

Высокий уровень «командной» игры проявляется в умении игроков «видеть» друг друга на поле или площадке, чувствовать и предвидеть замыслы партнеров, уметь их реализовать. Этому, в частности, способствует высокая дисциплина, а также такие групповые феномены, как единое коллективное настроение, групповое мышление. Важное значение имеет так называемое организационное единство, подразумевающее адекватные, сбалансированные отношения между формальным руководителем группы и ее неформальным лидером.

Важным фактором, влияющим на психологический климат группы (класса, команды), являются межличностные отношения – объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В системе межличностных отношений выделяют формальные (деловые) и неформальные (личные). Формальные отношения выстраиваются на основе официальных обязанностей и статуса каждого члена команды; они диктуются извне. Неформальные основываются на личной симпатии или антипатии, дружбе или неприязни; они возникают самопроизвольно.

При наличии единой цели и соответствующей мотивации формальные и неформальные отношения дополняют друг друга, способствуя возникновению групповой сплоченности. Групповая сплоченность характеризуется, в частности, тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней. Таким образом, писал А.И.Донцов (1984), «силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп» [5]. В данном случае группу образуют индивиды, для которых преимущества нахождения в группе более значимы, чем вне ее. Исходя из этого, можно предположить, что для каждой группы характерна изначальная сплоченность.

Подобную особенность следует учитывать при организации работы с впервые сформированной группой или группой, пришедшей на занятия после длительного перерыва, например, летних каникул. Имеющаяся положительная мотивация может усилиться при соответствующем подкреплении или, наоборот, ослабнуть при неудаче, мнимой или действительной.

При работе в группе, независимо от того, является ли объектом воздействия коллектив в целом или отдельная личность, большое внимание уделяется дисциплине. Под понятием «дисциплина» подразумевается не система наказаний, а совокупность правил, соблюдение которых способствует сплочению коллектива. По мнению А.С.Макаренко, дисциплина является дополнительным фактором, способствующим возникновению чувства принадлежности каждого к коллективу, «чувства локтя».

Еще одним фактором, способствующим упрочнению межличностных отношений в коллективе, являются традиции. К ним могут относиться принятые членами группы ритуалы начала и окончания занятий, правила поведения во время занятий, система поощрений. Прочные традиции, основанные на доброжелательности, особенно помогают в кризисных ситуациях, а также в период вхождения в группу новичка.

В зависимости от сложившихся межличност­ных отношений в группе может образовываться различный психологический климат. Под этим понятием подразумевают преобладающее настроение в коллективе. Общий эмоциональный настрой во многом зависит от учителя. Настрой передается от одного человека к другому, определяя модель поведения и, как следствие, результативность.

Но наличие самого благоприятного психологического климата не исключает периодического возникновения в группе конфликтов – острых противоречий, возникающих между членами группы. В основе конфликта лежит конфликтная ситуация. Таким образом, для устранения конфликта необходимо разрешить конфликтную ситуацию.

Основными типами конфликта являются разногласия между: а) членами группы; б) личностью и группой; в) микрогруппами, составляющими малую группу. Для разрешения конфликт­ной ситуации рекомендуют пять типовых стратегий поведения (по В.Ф. Сопову [6]). Это: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование и соперничество.

Приспособление предполагает изменение своей позиции, поведения в ущерб собственным интересам. Компромисс представляет собой урегулирование разногласий путем взаимных уступок. Сотрудничество – совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Игнорирование – попытка уйти из конфликтной ситуации, не принимая мер к ее разрешению. Соперничество – продолжение борьбы за свои интересы, отстаивание своей позиции.

С первого взгляда конфликтная ситуация представляется как отрицательное явление, однако занятия физической культурой учат преодолевать конфликтные ситуации.

Характерной особенностью группового настроения является то, что при командной удаче, победе возникает чувство удовлетворенности, радостное стремление к дальнейшему совершенствованию. Вместе с тем, при неудаче, поражении также может возникнуть аналогичное стремление, направленное на естественное желание доказать себе и окружающим свою профессиональную в области физической культуры состоятельность. Победа и поражение могут, в свою очередь, вызвать негативные состояния: от зазнайства и излишней самоуверенности в первом случае до безразличия и утраты веры в собственные силы во втором. От умения учителя использовать и победу, и поражение в целях дальнейшего совершенствования зависит эффективность воспитательной работы.

В работе с детьми и подростками различных возрастных групп преподаватель физической культуры или тренер в секции в первую очередь обращает внимание на особенности физического развития и физической подготовленности своих подопечных. Вместе с тем, для создания команды-коллектива, а также для общего развития личности следует учитывать другие особенности участников группы. Среди этих особенностей – возраст, пол, свойства темперамента, состояние здоровья, профессия, предшествующий опыт общения с людьми и некоторые личностные характеристики.

Приведенные ниже рекомендации не являются обязательными. Кроме того, следует учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей детей или класса в целом можно работать в предложенных направлениях не только в указанной учебной параллели, но и в других.

Так, с учетом возрастных особенностей для учащихся начальной школы актуальным представляется обучение основам общения и правилам поведения в группе. Следует помнить, что в первом-втором классах коллектив и его актив не воспринимаются детьми как значимые. Также целесообразно показывать разницу между Я и «Я в группе». Возраст третьего (четвертого) класса позволяет целенаправленно развивать коммуникативные качества и организаторские навыки. Начиная с этого возраста стремление занять определенное место в группе (классе) становится серьезной потребностью.

Особенности, обусловленные полом участников группы, также проявляются уже в детстве. Уже в детском возрасте заметно, что мальчики более активно, чем девочки, вступают в контакты, участвуют в коллективной деятельности. Девочки стремятся устанавливать отношения с теми, кто им нравится. При этом само содержание совместной деятельности для них не так важно, как для мальчиков. Это, кстати, наблюдается и во взрослом возрасте. Для женщин более значимы личностные особенности окружающих, а для мужчин – их деловые качества. Характерным является и то, что при обнаружении того или иного нарушения мужчины предпочитают сказать об этом виновнику нарушения, а женщины – сообщить тренеру.

В отношении свойств темперамента известно, что, в отличие от холериков и сангвиников, сравнительно легко устанавливающих контакты, для меланхоликов и флегматиков это представляет определенную проблему. При этом наиболее устойчивы пары «меланхолик-флегматик», «флегматик-сангвиник», неустойчивы – «холерик-холерик», «сангвиник-сангвиник», «холерик-сангвиник».

Если не рассматривать внешние физические недостатки и заболевания, связанные с повышенной нервозностью, что, безусловно, влияет на межличностные отношения, то в любом случае необходимо учесть следующее. Часто болеющий участник группы, например, учащийся класса, как правило, имеет более низкий статус, чем его здоровые сверстники.

Профессиональная деятельность, как правило, в той мере отражается на межличностных отношениях, в какой она связана с общением с людьми.

Большую роль в формировании межличностных отношений играют условия, в которых это происходит: сельская или городская местность, состояние материальной базы спортивного сооружения (в том числе размеры зала), личность преподавателя.

Контрольные вопросы и задания:

  1. Как рассматривает педагогическая психология процесс воспитания?
  2. Каковы основные принципы теорий воспитания?
  3. Опишите роль общения в воспитании.
  4. Приведите факты, свидетельствующие о положительном влиянии коллектива на воспитание личности.
  5. Опишите особенности класса (команды) как малой группы.
  6. Каковы особенности работы учителя с учащимися различных возрастных групп?

Рекомендуемая литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М. 1988.
  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М., 1987.
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб. – Москва, 2002.
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
  5. Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984.
  6. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Пер. с нем. Под ред. М.Я.Виленского и О.С.Метлушко. – М., 1995.
  7. Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. – Махачкала, 2002.
  8. Родионов В.А. Индивидуализация сопряженной деятельности педагогов и учащихся в педагогическом процессе. – М., 2003.
  9. Сиваков В.И. Педагогические основы управления психическим состоянием школьников на уроках физической культуры. – Челябинск, 1998.
  10. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. – 1994, № 2.

     

Рейтинг@Mail.ru