Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2005

ШКОЛА

Иркутская область

Сначала было дело...

Недемократичный директор

Мы приехали в эту школу, потому что не познакомить меня с ее директором просто не могли. «Там столько всего сделано для детского спорта, Вы даже не представляете! – так или почти так говорили мне по дороге в школу № 14 г. Иркутска, – директор – просто энтузиаст своего дела!» В дверях школы стояли старшеклассники. «Ребята, а директор в школе?» – спрашиваем, а они, улыбаясь: «Нет, он уже ушел. Ой, директор здесь... Ребята, атас!»

Глаза ребят горят улыбками и напускным испугом. Виталий Васильевич встретил нас в вестибюле, хоть мы и приехали с большим опозданием, встретил нас лично, пригласил в кабинет. По дороге погонял учеников школы: «Куда пошли?! Почему бегаете?!» Но что-то знакомое было в его облике, словно уже встречались не раз. Где? Когда?

Разговор сразу пошел эмоциональный: «Пойдемте, я вам школу покажу, наши спортивные залы. Все сделали своими руками, учителя и дети. Никакой помощи от государства. Детей надо заставлять заниматься физкультурой, чтобы все как один, обязательно!»

Мои педагогические убеждения Виталий Васильевич раскусил сразу: «Вижу, что Вы – педагогический демократ. Нет, нельзя позволять детям расслабляться, выбирать себе занятия. У нас в школе все построено по правильным законам: каждый ребенок обязан учиться, и точка!»

Говорит грозно, уверенно, а глаза смеются. Почему? Над чем? Резко подскакивает и говорит: «Хватит разговоров, пойдемте школу смотреть!»

А что ее смотреть-то? Ну, школа, спортзал, разве может там быть что-то принципиально новое?

Тем не менее, иду за ним, как ниточка за иголочкой. Силища от Виталия Васильевича такая, что сразу чувствуешь себя ученицей и ослушаться не можешь, как ни старайся. Путаными коридорами спускаемся вниз, в подвал, одна из дверей которого выходит на улицу. «Чтобы детям удобнее было заходить.» А там...

Да, такое трудно представить. Первое помещение, в которое мы зашли, – спортивный зал для настольного тенниса. Столы стоят стройным рядом. Десять? Пятнадцать? Сразу не сосчитаешь. Полы только что отремонтированы: «Когда мы выгребли все из подвала и организовали этот зал для настольного тенниса, только одного не учли: кто его потом ремонтировать будет? Вот приходится каждый год по крохам урывать то тут, то там... Ну да ничего, прорвемся, не впервой».

За этим залом, там же, в подвале – зал легкоатлетический (посередине – яма для прыжков в длину, заботливо прикрытая до поры до времени). Рядом – залы для гимнастики, для борьбы... Да здесь целая спортивная школа!

«Я решил так: нечего ждать, пока кто-то сделает для ребят то, что им нужно. Вот, организовали мы все это в подвале, и пошел я ставки просить, чтобы открыть секции. Мне сначала говорят, что не положено. А я им в ответ: что же, все эти помещения простаивать будут?! Ну, естественно, мне дали ставки тренеров, 16 ставок».

Логика простая, привычная для наших директоров: сначала вкладываются силы, которые непонятно откуда берутся, и деньги, пришедшие словно по мановению волшебной палочки. А вот когда все сделалось «само собой» (то есть кровью и потом коллектива школы), тогда и государство находит возможность помочь. Сомневаюсь, правильно ли это...

Но меня все еще волнует вопрос, что же на уроках физкультуры в этой школе происходит. Понятно, что большинство учеников посещают спортивные секции (в своей родной школе, удобно же!). А потом идут на уроки, где им приказывают заниматься «по программе»? Ох, верится с трудом.

«Да я Вам сейчас докажу!» – восклицает Виталий Васильевич и подзывает к себе группу малышей, только что забежавших с улицы. Строго смотрит на них, а потом, хитро прищурившись и медленно поднимая правую руку вверх, словно он сидит за партой и хочет ответить на вопрос учителя, спрашивает: «Ну, скажите, кому из вас нравятся уроки физкультуры?» Вслед за рукой директора в воздух взмыли детские ручонки: «Мне, мне нравится!» – «Вот видите, я же Вам говорил», – теперь уже откровенно хохочет (над кем?) Виталий Васильевич. Да, эффектный трюк, ничего не скажешь... Где-то я видела что-то похожее... Всем весело, спокойно – хорошо!

Молодо-зелено

К нам подходит молодой человек. «А это – наш новый учитель физкультуры, Артем Владимирович Петров. Хотите познакомиться?» – «Хочу, если Вы нам дадите с ним поговорить наедине, а то будете за него руку поднимать, советовать, что надо сказать...» – вступаю в предложенную мне игру.

Виталий Васильевич, посмеиваясь, уходит, а я пытаюсь понять, кого же этот человек взял к себе на работу: может быть, и правда – подчиняющегося командам сверху тренера, готового выжимать все соки из бедных ребятишек?

– Я руковожу структурным подразделением нашей школы по спорту, веду уроки физкультуры первый год. Я молодой учитель, не так давно сам закончил школу, поэтому знаю, чего хотят мои ученики.

В этом году мне дали 10-й класс. Ни для кого не секрет, что у них в голове в этом возрасте: юношеский максимализм, уверенность, что они совершенно взрослые, сильные, и уж физкультура им точно больше не нужна. Моя задача – заинтересовать их своим предметом, чтобы они не приносили фиктивные справки от врача. Похоже, мне это удается: мой младший брат учится в этом классе, недавно пришел и сказал, что ребята обо мне говорят: «Классный у тебя брат – Артем Владимирович, мы будем к нему ходить».

Есть такое понятие, как «харизма». Я стараюсь над ней работать и своей энергией, своим примером заражать учеников. Я могу выйти к перекладине и сказать: «Мужчина должен отличаться от женщин, в первую очередь, в физическом развитии. Мужчина должен быть сильнее. Если девочки подтягиваются на перекладине два раза или вообще ни разу и вы столько же, то какая между вами разница?» И тогда начинаю подтягиваться сам, показываю, что должен уметь сильный спортивный мужчина. Отработал с ними две недели, вижу, ребятам становится немного не по себе, перед девочками как-то неудобно, задели мои слова. Они идут к перекладине, пробуют подтягиваться. Кто-то больше, кто-то меньше, иногда даже посмеются друг над другом. Это не так страшно: группа небольшая, 10 человек, подшучивают друг над другом одноклассники. Гораздо хуже, больнее будет, если потом девчонки посмеются. Я внимательно слежу за каждым, стараюсь поддержать в них желание научиться – даже обиду на друзей можно превратить в хороший спортивный азарт. Главное, вовремя подойти и сказать что-то вроде того: «Ну, не можешь ты этого сделать сейчас. Нужно начать с упражнений полегче и заниматься регулярно, и скоро все у тебя получится».

Омар Хайям сказал, что один человек может привести ишака к водопою, но даже тысяча не могут заставить его напиться. Я уверен: детей можно загнать в спортивный зал, но это не научит их любить занятия физкультурой и спортом. Все, что может сделать директор, – привести их в зал. И тогда начинается моя работа как учителя физкультуры: заинтересовать, пригласить в секцию, да мало ли чего... Я ведь только начал в школе работать...

На своем месте

Вот такого молодого специалиста взял к себе на работу Виктор Васильевич. Никого этот парень заставлять не собирается и, уверена, не будет. Неужели опытный директор «промахнулся», принял к себе в школу «не того человека»? Не думаю. Все сложнее, гармоничнее. Каждый – на своем месте. Главное, чтобы школа была для детей, а не дети – для школы.

Вспомнила, откуда я знаю Сафонова. Очень похожий директор когда-то принимал меня на работу: «Ой, не понимаю я, что Вы хотите организовать в нашей школе. Звучит заманчиво, но трудно будет... Ну да ничего, время покажет. Попробуйте!»

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

 

Рейтинг@Mail.ru