Иркутская область
Сначала было дело...
Недемократичный директор
Мы приехали в эту школу, потому что не
познакомить меня с ее директором просто не могли.
«Там столько всего сделано для детского спорта,
Вы даже не представляете! – так или почти так
говорили мне по дороге в школу № 14 г. Иркутска,
– директор – просто энтузиаст своего дела!» В
дверях школы стояли старшеклассники. «Ребята, а
директор в школе?» – спрашиваем, а они, улыбаясь:
«Нет, он уже ушел. Ой, директор здесь... Ребята,
атас!»
Глаза ребят горят улыбками и
напускным испугом. Виталий Васильевич встретил
нас в вестибюле, хоть мы и приехали с большим
опозданием, встретил нас лично, пригласил в
кабинет. По дороге погонял учеников школы: «Куда
пошли?! Почему бегаете?!» Но что-то знакомое было в
его облике, словно уже встречались не раз. Где?
Когда?
Разговор сразу пошел эмоциональный:
«Пойдемте, я вам школу покажу, наши спортивные
залы. Все сделали своими руками, учителя и дети.
Никакой помощи от государства. Детей надо
заставлять заниматься физкультурой, чтобы все
как один, обязательно!»
Мои педагогические убеждения Виталий
Васильевич раскусил сразу: «Вижу, что Вы –
педагогический демократ. Нет, нельзя позволять
детям расслабляться, выбирать себе занятия. У нас
в школе все построено по правильным законам:
каждый ребенок обязан учиться, и точка!»
Говорит грозно, уверенно, а глаза
смеются. Почему? Над чем? Резко подскакивает и
говорит: «Хватит разговоров, пойдемте школу
смотреть!»
А что ее смотреть-то? Ну, школа,
спортзал, разве может там быть что-то
принципиально новое?
Тем не менее, иду за ним, как ниточка за
иголочкой. Силища от Виталия Васильевича такая,
что сразу чувствуешь себя ученицей и ослушаться
не можешь, как ни старайся. Путаными коридорами
спускаемся вниз, в подвал, одна из дверей
которого выходит на улицу. «Чтобы детям удобнее
было заходить.» А там...
Да, такое трудно представить. Первое
помещение, в которое мы зашли, – спортивный зал
для настольного тенниса. Столы стоят стройным
рядом. Десять? Пятнадцать? Сразу не сосчитаешь.
Полы только что отремонтированы: «Когда мы
выгребли все из подвала и организовали этот зал
для настольного тенниса, только одного не учли:
кто его потом ремонтировать будет? Вот
приходится каждый год по крохам урывать то тут,
то там... Ну да ничего, прорвемся, не впервой».
За этим залом, там же, в подвале – зал
легкоатлетический (посередине – яма для прыжков
в длину, заботливо прикрытая до поры до времени).
Рядом – залы для гимнастики, для борьбы... Да
здесь целая спортивная школа!
«Я решил так: нечего ждать, пока кто-то
сделает для ребят то, что им нужно. Вот,
организовали мы все это в подвале, и пошел я
ставки просить, чтобы открыть секции. Мне сначала
говорят, что не положено. А я им в ответ: что же,
все эти помещения простаивать будут?! Ну,
естественно, мне дали ставки тренеров, 16 ставок».
Логика простая, привычная для наших
директоров: сначала вкладываются силы, которые
непонятно откуда берутся, и деньги, пришедшие
словно по мановению волшебной палочки. А вот
когда все сделалось «само собой» (то есть кровью
и потом коллектива школы), тогда и государство
находит возможность помочь. Сомневаюсь,
правильно ли это...
Но меня все еще волнует вопрос, что же
на уроках физкультуры в этой школе происходит.
Понятно, что большинство учеников посещают
спортивные секции (в своей родной школе, удобно
же!). А потом идут на уроки, где им приказывают
заниматься «по программе»? Ох, верится с трудом.
«Да я Вам сейчас докажу!» – восклицает
Виталий Васильевич и подзывает к себе группу
малышей, только что забежавших с улицы. Строго
смотрит на них, а потом, хитро прищурившись и
медленно поднимая правую руку вверх, словно он
сидит за партой и хочет ответить на вопрос
учителя, спрашивает: «Ну, скажите, кому из вас
нравятся уроки физкультуры?» Вслед за рукой
директора в воздух взмыли детские ручонки: «Мне,
мне нравится!» – «Вот видите, я же Вам говорил», –
теперь уже откровенно хохочет (над кем?) Виталий
Васильевич. Да, эффектный трюк, ничего не
скажешь... Где-то я видела что-то похожее... Всем
весело, спокойно – хорошо!
Молодо-зелено
К нам подходит молодой человек. «А это
– наш новый учитель физкультуры, Артем
Владимирович Петров. Хотите познакомиться?» –
«Хочу, если Вы нам дадите с ним поговорить
наедине, а то будете за него руку поднимать,
советовать, что надо сказать...» – вступаю в
предложенную мне игру.
Виталий Васильевич, посмеиваясь,
уходит, а я пытаюсь понять, кого же этот человек
взял к себе на работу: может быть, и правда –
подчиняющегося командам сверху тренера,
готового выжимать все соки из бедных ребятишек?
– Я руковожу структурным
подразделением нашей школы по спорту, веду уроки
физкультуры первый год. Я молодой учитель, не так
давно сам закончил школу, поэтому знаю, чего
хотят мои ученики.
В этом году мне дали 10-й класс. Ни для
кого не секрет, что у них в голове в этом возрасте:
юношеский максимализм, уверенность, что они
совершенно взрослые, сильные, и уж физкультура им
точно больше не нужна. Моя задача –
заинтересовать их своим предметом, чтобы они не
приносили фиктивные справки от врача. Похоже, мне
это удается: мой младший брат учится в этом
классе, недавно пришел и сказал, что ребята обо
мне говорят: «Классный у тебя брат – Артем
Владимирович, мы будем к нему ходить».
Есть такое понятие, как «харизма». Я
стараюсь над ней работать и своей энергией, своим
примером заражать учеников. Я могу выйти к
перекладине и сказать: «Мужчина должен
отличаться от женщин, в первую очередь, в
физическом развитии. Мужчина должен быть
сильнее. Если девочки подтягиваются на
перекладине два раза или вообще ни разу и вы
столько же, то какая между вами разница?» И тогда
начинаю подтягиваться сам, показываю, что должен
уметь сильный спортивный мужчина. Отработал с
ними две недели, вижу, ребятам становится немного
не по себе, перед девочками как-то неудобно,
задели мои слова. Они идут к перекладине, пробуют
подтягиваться. Кто-то больше, кто-то меньше,
иногда даже посмеются друг над другом. Это не так
страшно: группа небольшая, 10 человек, подшучивают
друг над другом одноклассники. Гораздо хуже,
больнее будет, если потом девчонки посмеются. Я
внимательно слежу за каждым, стараюсь поддержать
в них желание научиться – даже обиду на друзей
можно превратить в хороший спортивный азарт.
Главное, вовремя подойти и сказать что-то вроде
того: «Ну, не можешь ты этого сделать сейчас.
Нужно начать с упражнений полегче и заниматься
регулярно, и скоро все у тебя получится».
Омар Хайям сказал, что один человек
может привести ишака к водопою, но даже тысяча не
могут заставить его напиться. Я уверен: детей
можно загнать в спортивный зал, но это не научит
их любить занятия физкультурой и спортом. Все,
что может сделать директор, – привести их в зал. И
тогда начинается моя работа как учителя
физкультуры: заинтересовать, пригласить в
секцию, да мало ли чего... Я ведь только начал в
школе работать...
На своем месте
Вот такого молодого специалиста взял к
себе на работу Виктор Васильевич. Никого этот
парень заставлять не собирается и, уверена, не
будет. Неужели опытный директор «промахнулся»,
принял к себе в школу «не того человека»? Не
думаю. Все сложнее, гармоничнее. Каждый – на
своем месте. Главное, чтобы школа была для детей,
а не дети – для школы.
Вспомнила, откуда я знаю Сафонова.
Очень похожий директор когда-то принимал меня на
работу: «Ой, не понимаю я, что Вы хотите
организовать в нашей школе. Звучит заманчиво, но
трудно будет... Ну да ничего, время покажет.
Попробуйте!»
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
|