Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №22/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет «Первое сентября»

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Курс ведет Вадим Альбертович РОДИОНОВ



Итоговая работа (срок выполнения – 28 февраля 2006 г.) представляет собой цикл из 3-х сценарных планов занятий для одной из учебных параллелей начальной школы, разработанный на основе принципов сопряженного психического и физического развития.

Тема цикла выбирается самостоятельно. Если название итоговой работы совпадает с темами лекций №№ 7–8, в сценариях должны быть другие цели и использоваться иные упражнения.

Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении).

Лекция № 6.

Организация индивидуального подхода на основе классификации учащихся по психологическим особенностям личности

«Один мой друг, он стоил двух, он ждать не привык,
Был каждый день последним из дней.
Он пробовал на прочность каждый день этот мир –
Мир оказался прочней.


… Другой держался русла и теченье ловил
Подальше от крутых берегов.
Он был как все, он плыл как все, и вот он приплыл –
Ни дома, ни друзей, ни врагов».

А.Макаревич

Различные виды классификации детей

В песне «Однажды мир прогнется под нас» Андрей Макаревич описал два типа адаптации: активный и пассивный. В первом случае человек адаптируется в окружающей среде, стараясь изменить ее «под себя», во втором случае – сам подстраивается под среду. Оба типа не плохи и не хороши, они характеризуют некоторые из индивидуальных особенностей различных людей. Из подобных особенностей и формируется личность. У иного учащегося после замечания возникает спортивная злость, помогающая преодолеть высоту, у другого, наоборот, опускаются руки. Индивидуальный подход – это еще не работа «один на один», а знание индивидуальных особенностей человека и умение применять эти знания на практике.

В психологии под индивидуальным подходом понимается приспособление психологических особенностей личности к деятельности и индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы1. Существует несколько путей индивидуального подхода. Первый заключается в предъявлении оптимального количества дидактических средств, соответствующих особенностям темперамента и характера индивида. Второй – преодоление отрицательных черт характера и темперамента. Третий – формирование положительного отношения к деятельности соответствующими мотивами и на основании этого развитие положительных черт личности.

В.Д. Чепик (1996) отмечал, что эффект воздействия специальных двигательных режимов на психику человека может быть самым разным, здесь многое зависит от типа личности и ее установок на тот или иной вид физической активности.

По мнению Н.Н. Богданова (1998), «постижение индивидуальности возможно только через типологию». Типология помогает составить представление о человеке в целом, что, собственно, и нужно педагогу в первую очередь. Для этой цели представляется полезным познакомиться с некоторыми классификациями или вспомнить их.

Хорошо известны «школьные типы» П.Ф. Лесгафта: «лицемерный», «честолюбивый», «добродушный», «забитый» («мягкий» и «злостный»), «угнетенный», а также рассматриваемый в качестве педагогически желательного «нормальный» тип.

Среди современников можно отметить Э.М. Александровскую (1993), которая выделяет семь типов формирования личности в школьном возрасте: «гармоничный», «доминирующий», «чувствительный», «конформный», «тревожный», «интровертированный», «инфантильный».

В.А. Ясвин в работе «Моделирование образовательной среды» (1997) предложил эмпирические характеристики личности, объединив характеристики «воспитывающей среды» Я. Корчака и типологию П.Ф. Лесгафта (приводится в сокращении).

  • «Честолюбивому» соответствуют, в частности, такие качества, как упорство, расчет, гордость, самоуверенность, любовь к власти и успеху;
  • «лицемерному» – хитрость, хвастовство, симулирование, заискивание;
  • «забитому злостному» – ожесточенность, самолюбие, подозрительность, безынициативность, замкнутость;
  • «забитому мягкому» – равнодушие, беспомощность, холодность, капризность, трусость, ложная самонадеянность;
  • «добродушному» – рефлексирование, лень, правдивость, обязательность, рассудительность;
  • «угнетенному» – скромность, трудолюбие, низкая самооценка, стремление к уединению, искренность, наблюдательность;
  • «нормальному» – смелость, энтузиазм, предприимчивость, постоянная деятельность.

В свою очередь, автор использовал классификацию детей и подростков по четырем группам: «активный», «зависимый», «взрывной», «замкнутый». В самих названиях достаточно полно раскрывается содержание типов, что особенно удобно для педагогов.

Активный тип

Ученики, относящиеся к активному типу, характеризуются повышенной контактностью в сочетании с некоторой беспечностью и агрессивностью. Они, как правило, решительны и независимы. Самоконтроль выражен недостаточно. Для них нехарактерны тревожность и ранимость. Достаточно высок риск нарушений поведения, но это касается, как правило, только мальчиков.

Под влиянием активной физической деятельности многие имеют хорошее физическое развитие. Особенно они любят подвижные игры, эстафеты, упражнения с элементами спортивных игр.

Для представителей «активной» группы характерна демонстративность. Они стремятся быть лидерами в различных играх, даже в том случае, когда роль лидера не соответствует их социальному статусу и двигательным способностям. Стремятся «брать» все на себя, при неудачах винят партнеров, болезненно реагируют на поражения, не пытаются выяснить их причины.

Отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении к взрослым. Любят командовать. Несмотря на хорошие способности, живой ум, умение все схватывать на лету, в школе учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности.

Склонны к переоценке своих способностей и возможностей. Хотя большинство особенностей своего характера не скрывают, однако стараются выставить себя более конформными к окружению, чем это есть на самом деле. Отходчивы.

Замкнутый тип

Любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество взрослых. Замкнутость сочетается с недостатком интуиции, неумением угадать желание других, догадаться о не сказанном вслух, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие.

Замкнутость затрудняет вступление в детскую группу, где такие дети нередко остаются «белыми воронами». Иногда они подвергаются насмешкам и даже жестоким преследованиям со стороны сверстников, иногда же, благодаря независимости, холодной сдержанности, неожиданному умению постоять за себя, внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию.

Увлечения этой группы учащихся нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. В спорте они предпочитают гимнастику, плавание, велосипед, но не коллективные игры.

Самооценка замкнутых отличается избирательностью: они верно оценивают свою отгороженность, одиночество, трудность контактов, непонимание окружающих. Другие проблемы ученики данной группы видят гораздо хуже, противоречия в своем поведении ими не замечаются или им не придается значение. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Учащиеся, отнесенные к замкнутому типу, недостаточно активны, часто испытывают состояние повышенной напряженности, беспокойства. Они ранимы, остро чувствуют несправедливость.

Замкнутые мальчики имеют показатели физического развития ниже, чем средние для популяции, что объясняется их пассивным образом жизни и недостаточным объемом применяемых ими физических действий; девочек это касается в большей степени.

Если для детей активного типа наиболее типичными поведенческими расстройствами являются гиперактивность и повышенная конфликт­ность, то для замкнутого типа – гипоактивность и тревога.

Характерные личностные реакции: заниженная самооценка, неуверенность в своих способностях, застенчивость, необщительность, обидчивость; в стрессовых ситуациях – защитная реакция избегания. Наиболее сильным сбивающим фактором для детей замкнутого типа является двигательная неудача, на которую реагируют учитель или сверстники. В этом случае они сразу «уходят в себя», не пытаются повторить попытку и в дальнейшем избегают ситуации, в которой есть не обязательно такое упражнение, но и хотя бы близкие к нему двигательные элементы.

Как правило, дети замкнутого типа достигают неплохих результатов в упражнениях, требующих точности движений. В отличие от активных детей, они не афишируют свои успехи и внешне не придают им значения. Часто комментируют «про себя» ошибки других ребят при выполнении физических упражнений, злорадствуют при их неудачах, особенно при неудачах соперников в спортивных и подвижных играх и эстафетах. В последнем случае такие эмоциональные реакции получают отклик у других партнеров и тем самым создают уверенность в правильности позиций самого подростка.

Легкая истощаемость психофизиологических ресурсов в сочетании с невысоким резервом имеют следствием быстрое утомление в циклических монотонных упражнениях: кросс, ходьба на лыжах и т.д. При этом они не пытаются преодолеть наступающее физическое утомление или психическое состояние монотонии и прекращают двигательную деятельность, ссылаясь на отсутствие здоровья, способностей, сил, настроения и т.д. В том случае, когда учитель или сверстники настаивают на продолжении деятельности, нередко наступает аффективный разряд, выражающийся в слезах, особенно у девочек.

Взрывной тип

В раннем детстве такой ребенок может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни приструнить, ни отвлечь. Любит мучить животных, дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. Отмечается также не по-детски бережливое отношение к одежде, игрушкам, всему «своему», крайне злобная реакция на всех, кто пытается покуситься на собственность. С первых школьных лет у таких детей проявляется мелочная скрупулезность и повышенная аккуратность в ведении тетрадей, всего ученического хозяйства.

Главной чертой этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения и поиска объекта, на котором можно было бы сорвать зло. Эти состояния длятся часами и днями, постепенно то нарастая, то ослабевая. С подобными изменениями настроения тесно связана аффективная взрывность. Повод для взрыва может быть ничтожным, играя роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны.

В группе такие учащиеся желают устанавливать свои порядки. Для этого ищут компанию из младших, слабых или безвольных. Хорошо адаптируются в условиях жесткого дисциплинарного режима, где умеют подольститься к начальству, завладеть формальными постами, дающими определенную власть над другими подростками, и умело пользуются ею для своей выгоды.

К сказанному следует добавить вязкость, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная аккуратность, скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий окружающих педантизм обычно рассматриваются как способ компенсации собственной инертности.

В спорте заманчивым им кажется то, что позволяет развить физическую силу. Большое внимание к своему здоровью, тщательное соблюдение собственных интересов сопровождается злопамятностью, неумением прощать обиды, малейшее ущемление прав.

Самооценка носит однобокий характер. Они отмечают у себя склонность к периодам мрачного расположения духа («на меня находит»), осторожность, приверженность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и стремление жить реальной жизнью, беспокойство о здоровье, склонность к ревности. В остальном представляют себя гораздо более конформными, чем это есть на самом деле.

Учащиеся взрывного типа отличаются повышенной возбудимостью, причем свойство доминантности проявляется в стремлении навязать свою волю в ситуации напряжения. Они, как правило, эгоцентричны, независимы и далеко не всегда считаются с мнением окружающих. Недостаточны самодисциплина и самоконтроль. В то же время, в трудных ситуациях они нередко проявляют решительность. Для них характерны нарушение внимания и гиперактивность.

При выполнении упражнений, требующих хороших скоростно-силовых качеств, взрывные мальчики опережают активных или, по меньшей мере, равны с ними. У взрывных девочек эти скоростно-силовые качества проявляются не так ярко, так как они не всегда стремятся реализовать свой темперамент через двигательную деятельность.

Положительным является то, что вне зависимости от уровня физической подготовленности взрывные дети любят уроки физической культуры как форму активного двигательного выражения своего Я.

Зависимый тип

В детстве такие подростки отличаются непо­слушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются ими с трудом. За ними все время приходится следить.

С первых классов нет желания учиться. Уже с этих лет обнаруживается полное безволие, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ним родные, старшие, общество.

Не менее свойственна зависимым детям преданная дружба. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, при нападках – защитить, а в минуты эмоционального подъема – разделить радость и веселье, удовлетворить потребность в сопереживании.

Чуткость к всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям, которые доставляют им искреннюю радость, однако, не сочетается у них с заносчивостью и самомнением

В группе сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Главная черта – постоянная и чрезмерная конформность, привязанность к своему непосредственному привычному окружению. Их жизненное правило – думать «как все» (вспомните песню Макаревича!). Под «всеми» подразумевается обычное непосредственное окружение.

Новое не любят потому, что не могут к нему приспособиться, трудно осваиваются в новой обстановке. Положительное отношение к новому остается только на словах. На деле же предпочитают стабильное окружение и раз навсегда установленной порядок. Нелюбовь к новому прорывается наружу беспричинной неприязнью к чужакам.

Для учащихся «зависимой» группы характерна повышенная контактность в сочетании с полным отсутствием доминантности, а следовательно, и агрессивности. У них недостаточна самодисциплина, что приводит к зависимости не только от лидеров, но и от всех тех, кто пытается воздействовать на них. Они беспечны и в то же время нерешительны. У детей этого типа часто возникают стрессовые ситуации. Можно сказать, что зависимый тип – это в основном стрессовый тип. Очевидно, зависимая социальная позиция вызывает чувство неудовлетворения и стрессовые реакции в самых обычных жизненных ситуациях.

Для них характерна дисгармония в оценке физического Я. Я-реальное сильно отличается от Я-социального при заметном занижении Я-идеального. Из-за этого они нередко низко оценивают свои физические возможности, даже если для этого нет объективных оснований. У зависимых детей может замечаться психосоматическая ослабленность. При этом замедленный темп созревания препятствует адаптации в группе сверстников.

Проведенные исследования уровня физического развития и физической подготовленности детей показали, что в целом представители зависимого типа находятся в зоне средних значений для всей выборки. Если же учесть, что такие дети часто характеризуются признаками гипоактивности с недостаточным энергетическим тонусом, то становится ясно их стремление избегать активной и напряженной физической деятельности, которая бывает на уроках физической культуры.

Можно утверждать, что зависимый учащийся так относится к физической культуре, как относится к ней его лидер. Но это не является аксиомой. У него больше, чем у кого-либо, существует четкое деление на «любимые» и «нелюбимые» упражнения, причем его трудно убедить в пользе «нелюбимых» или в том, что и от них можно получить не только физическое, но и эмоциональное удовлетворение.

Забавной, на первый взгляд, но легко запоминающейся может стать типология, основанная на героях хорошо известной книги о Винни-Пухе.

Так, «Кролику» может соответствовать активный тип. Эти ребята отличаются завышенным уровнем притязаний, склонностью к фантазированию, хвастовству. Вместе с тем, этот тип несет в себе ряд положительных черт, связанных с социальной деятельностью. Они могут быть хорошими помощниками учителю, хотя не всегда одинаково эффективно. По классификации В.А. Ясвина, эмпирическая характеристика «Кролика» может примерно соответствовать «честолюбивому» типу («Кролик присел было рядом с Пухом на землю, но, почувствовав, что это умаляет его достоинство, снова встал»).

Для «Иа-Иа» характерны некоторые аутистические черты характера, что соответствует замкнутому типу. Они часто преувеличивают недоразумения, возникающие в процессе общения со сверстниками и старшими. Поскольку «Иа» не отличается выраженной эмпатией (сопереживанием), он часто вынужден задавать кажущиеся банальными вопросы («– Как самочувствие? – по обыкновению уныло спросил он»).

Взрывной «Тигра» часто не может сосредоточиться при выполнении сложного задания, не способен взять себя в руки по указанию учителя («Тигра тем временем весело прыгал впереди, поминутно возвращаясь, чтобы спросить: «Сюда идти?»). Учителям такие учащиеся доставляют немало трудных минут, так как «Тигры» страдают нарушением внимания и гиперактивностью. Учитывая, что проступки таких учащихся случаются «не нарочно», учителю следует быть по отношению к ним особенно терпимым.

Типичными зависимыми являются «Пятачки». Они не начинают действия, пока не получат соответствующего распоряжения учителя. Стремятся внешне подражать лидерам класса (походка, прическа, любимые словечки). Весь Пятачок сконцентрирован в фразе: «Он (Пух) замолчал и решительно зашагал вперед по следу, а Пятачок, помедлив минутку-другую, побежал за ним».

Для «Винни-Пуха» как нельзя лучше подходит эмпирическая характеристика «добродушного» (по В.А. Ясвину). По П.Ф. Лесгафту, у таких детей развита главным образом аналитическая деятельность: они привыкли рассуждать над каждым новым явлением («...ворча себе под нос эту ворчалку и размышляя», или «Винни-Пух вытащил голову из норы и задумался»). Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями. «Пухи» охотно принимают участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины.

Учащиеся этого типа отличаются доверчивостью и исполнительностью. Иногда следует обращать внимание на то, чтобы окружающие не злоупотребляли этим, хотя такие дети, как правило, способны постоять за себя. Иногда скромность и апатичность создают впечатление определенной «недалекости». Однако «Пухи» могут хорошо учиться: некоторая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляет учащихся изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Кстати, скромность вовсе не означает равнодушие к похвале. Такие дети достаточно эмоциональны, поэтому равнодушие или несправедливое наказание может глубоко обидеть их. Среди «Пухов» немало левшей.

Приведенные характеристики, как показывает опыт, достаточно хорошо согласуются с результатами других исследований. Однако следует знать, что существует немалое количество индивидуумов, сочетающих в себе черты, характерные для различных типов.

Чтобы определить, какому примерно типу соответствует ребенок, можно использовать метод направленного наблюдения (выявление особенностей по «внешним проявлениям» в поведении и деятельности). Чем больше совпадающих признаков, тем большая вероятность достоверной диагностики типа.

Ниже приводятся внешние характеристики четырех типических групп (активные, замкнутые, взрывные и зависимые).

Активный тип

  1. ярко выраженная моторика;
  2. не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности;
  3. любит быть в центре группы;
  4. легко отвлекается;
  5. стремится к участию в различных подвижных играх, соревнованиях;
  6. любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость;
  7. сохраняет бодрость в трудных ситуациях;
  8. неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения;
  9. быстро реагирует на любые команды;
  10. выраженная способность к подражанию;
  11. легко вступает в разговор с чужими людьми;
  12. склонен к риску;
  13. быстро приступает к работе, получив указания учителя;
  14. на уроках физкультуры стремится исправлять двигательные ошибки;
  15. быстро отвечает на неожиданные вопросы.

Замкнутый тип

  1. избегает общения в группе учащихся;
  2. как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери;
  3. терпеливо ждет окончания неприятного урока;
  4. избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль;
  5. избегает сложных и рискованных двигательных упражнений;
  6. принижает свои возможности, особенно двигательные;
  7. не любит выступать на собраниях;
  8. скован при обращении к нему посторонних взрослых;
  9. теряется, когда товарищи на него кричат;
  10. неудача в начале выполнения двигательного упражнения приводит к ступору;
  11. мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях;
  12. терпелив при монотонной работе;
  13. обидчив;
  14. при несправедливом замечании учителя у него «все валится из рук»;
  15. болезненно реагирует на шутки над собой.

Взрывной тип

  1. любые эмоции проявляются очень ярко;
  2. не способен взять себя в руки по указанию учителя;
  3. частые срывы при монотонной работе;
  4. не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;
  5. не может сдерживать злость или раздражение;
  6. не умеет приспосабливать свое поведение к поведению окружающих;
  7. болезненно переносит поражения в играх и соревнованиях;
  8. преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;
  9. охотно берется выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;
  10. беспокоен в ситуации ожидания;
  11. часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;
  12. делает едкие замечания партнерам;
  13. болезненно реагирует на замечания партнеров;
  14. склонен к излишнему риску в играх;
  15. во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции.

Зависимый тип

  1. стремится не начинать действия, пока не получит соответствующего распоряжения учителя;
  2. любит, чтобы старшие аргументировали важность предстоящей работы;
  3. стремится внешне подражать лидерам класса (походка, прическа, любимые словечки);
  4. при выполнении любого действия ждет похвалы учителя;
  5. на команды реагирует замедленно;
  6. по-разному реагирует на замечания товарищей, боится критики лидеров, пренебрежительно относится к критике аутсайдеров;
  7. легко меняет свои позиции с учетом мнения других;
  8. часто отказывается от своих намерений в соответствии с мнением старших;
  9. товарищи легко могут изменить его плохое настроение в лучшую сторону;
  10. легко приспосабливается к различным стилям деятельности разных учителей;
  11. избегает выступать против общепринятого мнения в группе;
  12. способен подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть;
  13. не склонен к упрямству;
  14. любит обсуждать полученное от учителя поручение с товарищами;
  15. обычно не обижается, когда над ним зло подшучивают.

Примечание. При оценке конкретного ребенка ставится 1 балл в каждом случае, когда указанный признак проявляется без сомнения. Если таких совпадений 75–80% (10–12 в данном случае), то есть все основания отнести ребенка к соответствующей типической группе. При совпадениях менее 75% необходимо считать, что случай неоднозначный и данному типу не соответствует.

Методические рекомендации для работы с детьми в соответствии с предложенной классификацией

Одна из важнейших задач педагога заключается в том, чтобы использовать занятия физической культурой для формирования положительных черт личности, интеллекта, а психологическая атмосфера должна способствовать подавлению эгоизма, лицемерия, нечестности и т.д. При этом необходимо акцентировать внимание учащихся на их индивидуальных особенностях и возможностях. Это способствует активизации процессов их самопознания и самоуправления.

Процесс физического воспитания будет более эффективным при использовании упражнений, воздействующих на физическую и психическую сферы с учетом типа ребенка.

Активный тип:

  • подбор физических упражнений, требующих точности выполнения и достаточного физического напряжения;
  • дифференцирование ролей для различного рода игровых упражнений («капитан», «диспетчер», «исполнитель»);
  • формирование установки на очень точное и ответственное выполнение упражнений, в которых есть хотя бы минимальная возможность риска;
  • формирование установок на терпеливое и качественное выполнение циклических упражнений, не представляющих обычно интереса для таких детей (например, равномерный бег).

Замкнутый тип:

  • проводить индивидуальные беседы о роли физической культуры: с мальчиками («ты станешь сильным и ловким», «тебя никто не сможет победить»); при общении с девочками упор делался на внутригрупповое общение и внешнее проявление физической подготовленности («тебя будут всегда приглашать во все игры», «все будут завидовать твоей фигуре»);
  • соблюдать принцип постепенности при выборе роли в подвижных играх: сначала давать второстепенную роль, с которой ребенок легко справится, повышая затем значимость функциональных ролей, вплоть до роли лидера;
  • использовать положительное подкрепление: чаще говорить, что это двигательное действие выполнено хорошо, что учащийся справился с заданием и т.д.;
  • подчеркивать индивидуальное отношение к учащемуся при выполнении упражнений (подчеркнутая страховка, тщательное объяснение);
  • применять двигательные упражнения с включением элементов психической деятельности (выполнение упражнений на вестибулярную устойчивость с одновременным решением интеллектуальных задач).

Взрывной тип:

  • взрывным детям полезно овладевать дыхательными упражнениями;
  • рекомендуется физическая деятельность с элементами единоборства, сублимирующими повышенную агрессивность, а также деятельность, требующая проявления выносливости;
  • необходимо культивировать положительное отношение к сложным, но посильным гимнастическим, а также акробатическим упражнениям; при этом страховка должна быть особенно ответственной;
  • для взрывных детей особенно важны занятия ритмикой, в данном случае педагог должен убедительно объяснять, что владение танцевальными формами делает человека современным, помогает общению и повышает его социальный статус.

Зависимый тип:

  • предлагать самостоятельно выбирать различные общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики и для проведения упражнений с группой (отделение в классе или группа подшефных младших школьников и т.д.);
  • формировать установку на анализ механизмов каждого упражнения: целесообразно постоянно спрашивать у ребенка, почему, например, в первой попытке кувырок не получился, а во второй – получился, почему при метании в цель все попадания у него были ниже центра и т.д.;
  • разводить их с «лидером» в разные команды и предлагать выполнение игровых функций, требующих наиболее активных действий, основанных на принятии самостоятельных оперативных решений.

Контрольные вопросы и задания

  1. Дайте определение индивидуального подхода и трех его путей.
  2. Приведите примеры типов детей в соответствии с различными типологиями.
  3. Назовите характерные особенности замкнутого и зависимого типов.
  4. Чем отличаются дети активного типа от детей взрывного типа?
  5. Приведите примеры рекомендаций для работы с детьми активного (взрывного, зависимого) типов.

Рекомендуемая литература

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., 1992.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988.
  4. Лесгафт П.Ф. Школьные типы. – СПб // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1995, № 4; 1996, №№ 1–3.
  5. Родионов А.В. Психофизическая тренировка. – М., 1995.
  6. Родионов В.А. Индивидуализация по Винни-Пуху // Школьный психолог, 1999, № 13.
  7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. «Безобидный» непоседа // Обруч, 1998, № 5.
  8. Чепик В.Д. Физическая культура в социальной практике. – М., 1996.
  9. Ясвин В.А. Моделирование образовательной среды. – М., 1997.

     

Рейтинг@Mail.ru