Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №23/2005

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Педагогический университет «Первое сентября»

Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры.

Курс ведет Вадим Альбертович РОДИОНОВ



Итоговая работа (срок выполнения – 28 февраля 2006 г.) представляет собой цикл из 3-х сценарных планов занятий для одной из учебных параллелей начальной школы, разработанный на основе принципов сопряженного психического и физического развития.

Тема цикла выбирается самостоятельно. Если название итоговой работы совпадает с темами лекций №№ 7–8, в сценариях должны быть другие цели и использоваться иные упражнения.

Итоговая работа сопровождается справкой из учебного заведения (актом о внедрении).

Лекция № 7.

Организация занятий по развитию коммуникативных способностей на уроках физической культуры

«Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют и слова, и тон голоса, и жесты, и телодвижения».

А.Пиз

КОММУНИКАЦИЯ КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Руководитель автомобильной корпорации «Крайслер» Ли Яккока сказал: «Я знаю человека, всю жизнь проработавшего в автомобильном бизнесе. Он блестящий стратег, один из самых крупных специалистов в своей компании. И тем не менее, его никогда не назначают на высшие посты, и только потому, что он не умеет обращаться с людьми». (Яккока Л. Карьера менеджера. – М., 1991).

Действительно, трудно переоценить значение развитых коммуникативных навыков для успешной социализации. Об этом пишут американские специалисты: «Как показывают исследования в области психологии общения, большинство людей всю жизнь повторяют одни и те же ошибки, которые совершали еще в детстве. Лишь очень немногие из нас умеют правильно и эффективно общаться, завязывать дружбу и поддерживать прочные и долгосрочные отношения». (Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. – М., 2003.).

К сожалению, в школьной практике за редкими исключениями нет занятий, посвященных развитию коммуникативных навыков. Отдельные методические рекомендации не способны решить эту проблему, тем более, что учебное расписание не позволяет увеличивать программу за счет нового курса. Вместе с тем, представляется возможным развивать у детей навыки общения без введения специальной учебной дисциплины, а в рамках имеющегося курса физической культуры. Это обусловлено, в частности, тем, что большая часть информации передается за счет мимики и жестов.

Специалисты по эффективным коммуникациям, такие, как Алан Пиз, предназначают свои разработки для взрослых людей, при этом чаще – для успешного ведения бизнеса. Российские программы большей частью ориентированы на развитие у школьников лидерских качеств. Вместе с тем, игра в начальной школе может стать успешным средством развития навыков общения, при этом позволяя добиваться развития ловкости, силы, выносливости.

В следующем разделе предлагаются примерные сценарные планы занятий по развитию коммуникативных навыков в 1–4-х классах. Следует помнить, что самоконтроль занимает важное место в процессе общения. В рамках уроков физической культуры в начальной школе видится преждевременной отработка навыков самоконтроля и саморегуляции в конфликтных ситуациях. Однако обучаться элементарным навыкам самоконтроля можно и нужно.

Желательно объяснить, как важно следить за своим состоянием («устал», «надоело»), и как добиваться, чтобы этого не было (отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности). После чередования бега и ходьбы обращается внимание детей на то, что ходьба после бега способствует успокоению дыхания, при этом специальные дыхательные упражнения еще больше способствуют успокоению. После активных подвижных игр детям предлагается положить правую руку на область сердца и обратить внимание на его ускоренный ритм. Затем следует ходьба по кругу с глубоким вдохом и выдохом, при этом поднимая и свободно опуская руки. Через одну минуту дети снова проверяют ритм работы своего сердца («самоконтроль пульса»). Разумеется, термин «самоконтроль пульса» не произносится в разговоре с детьми, можно употребить выражение «послушаем сердечко», «послушаем себя».

Детям рекомендуется всегда после игр или в случае усталости применять дыхательные упражнения, например, глубокий вдох и медленный выдох.

В описании отдельных игр и упражнений даются рекомендации по их проведению с учащимися, обладающими различными индивидуально-типологическими особенностями. Для наибольшей эффективности проводимых занятий эти особенности следует учитывать в каждой части каждого урока. Учитывая сложности, которые создают в работе гиперактивные и взрывные дети, приведем несколько советов по организации работы с ними:

  • старайтесь избегать крайностей: вседозволенности, с одной стороны, и чрезмерной пунктуальности – с другой;
  • хвалите ребенка в том случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи;
  • избегайте запретительных слов, все запреты необходимо объяснять;
  • говорите спокойным, мягким тоном;
  • давайте такому ребенку только одно задание на определенный отрезок времени;
  • помните, что утомление ведет к снижению самоконтроля.

Двигательные методы развития коммуникативных навыков

Количество представленных тем в каждом классе неодинаково, учитель может варьировать выбор по собственному усмотрению. Помимо этого, в зависимости от собственных предпочтений и возможностей, особенностей учащихся учитель может вводить дополнительно (или убирать) те или иные темы. Также педагог решает, сколько уроков запланировать по конкретной теме. В уроки, посвященные одной и той же теме, рекомендуется вносить незначительные изменения, например, при проведении упражнений в разминочной части или общеразвивающих упражнений.

1-й класс

Главная направленность темы – обучение учащихся общению с окружающими людьми и поведению в коллективе. При этом коммуникации должны способствовать эффективной жизнедеятельности, реализации принципов здорового образа жизни.

Тема 1. «Двигательные и психологические портреты профессий».

Цель: развивать телесные выразительные возможности учащихся.

Вводная часть (7 мин.). Учитель рассказывает, что профессиям соответствуют типовые позы, мимика, движения. Показываются движения милиционера на дороге, водителя, дворника; позы моряка за штурвалом; думающего над ходом шахматиста.

Разминка (5 мин.). Ходьба. Ходьба с имитацией движения лыжника; и.п.: руки за спину, продвижение шагами в сторону с имитацией движений конькобежца; то же – легкими прыжками. Ходьба с перестроением через центр в колонну по два.

ОРУ (5 мин.). По команде учителя дети встают лицом друг к другу.

Упражнения в парах:

  1. И.п.: руки согнуты в локтях, взяться за руки; попеременные движения руками вперед и назад.
  2. То же – с сопротивлением.
  3. И.п.: руки внизу, взяться за руки; на 2 счета – поднимание рук, на 2 – опускание.
  4. То же – с сопротивлением одного из партнеров.
  5. То же – поменяться ролями.
  6. И.п.: руки на плечах партнера, наклоны вперед.

Основная часть (20 мин.). Этюды с выполнением движений «Штангист», «Теннисист», «Милиционер на дороге», затем проводится конкурс, кто больше покажет движений, имитирующих работу повара.

Подвижные игры.

Заключительная часть (3 мин.). Дыхательные упражнения.

Домашнее задание: придумать двигательный этюд, в котором будут отображены профессии, не показанные на уроке.

Тема 2. «Этюды на распознавание жестов и мимических средств выражения эмоционального состояния».

Цель: научить пользоваться жестами и мимическими средствами для выражения эмоционального состояния и распознавать их.

Вводная часть (4 мин.). Беседа о роли жестов и мимики в выражении эмоционального состояния при общении людей. Учитель показывает, как выражается доброжелательность, недовольство, удивление, радость.

Разминка (5 мин.). Ходьба с одновременным выполнением этюдов «Мы гордые» (прогнуться, голову высоко поднять), «Мы удивлены» (плечи подняты, голова поворачивается в стороны), «Мы рады» (руки в стороны, на лице эмоция радости).

Легкий бег с переходом на этюды в движении: «Лиса на охоте» (бег мелкими шажками зигзагом с остановками), «Медведь пробирается сквозь лес» (ходьба широкими шагами вперед в стороны, руки полусогнуты в локтях), «Лягушка прыгает на берегу» (прыжки на двух ногах из глубокого приседа с изменением направления вперед в стороны), «Цапля летит над болотом» (бег с плавными движениями руками, как крыльями).

Ходьба с успокаивающими дыхательными упражнениями.

ОРУ (5 мин.) «Спортсмены» (упражнения, имитирующие движения в различных видах спорта).

Основная часть (23 мин.). Конкурс по определению и передаче эмоциональных состояний человека в форме игры «Назови и покажи». Подвижные игры.

Заключительная часть (3 мин.). Опросить детей, какие упражнения, игры больше всего запомнились, почему.

Домашнее задание: выполнить этюды перед зеркалом «Я знакомлюсь со взрослым», «Я недоволен», «Я услышал смешную историю».

Тема 3. «Этюды для моделирования положительных черт характера и отрицания нежелательного поведения».

Цель: научиться моделировать положительные черты характера и отрицать нежелательное поведение в процессе двигательной активности.

Инвентарь: гимнастические палки.

Вводная часть (5 мин.). Проверка домашнего задания, выполнение этюдов «Я знакомлюсь со взрослым», «Я недоволен», «Я услышал смешную историю». Учитель рассказывает, что не каждый взрослый может быть другом; доверять следует тем, с кем знакомят родители, близкие, учителя.

Разминка (5 мин.). Ходьба, легкий бег, имитационные упражнения.

ОРУ с гимнастическими палками (8 мин.).

Основная часть (16 мин.). Этюды на моделирование положительных черт характера «Добрый мальчик», «Часовой»; нежелательного поведения «Хочу, и все!», «Кривляка». Подвижная игра.

Заключительная часть (6 мин.). Учитель рассказывает о роли защитника в жизни (родители, учителя, милиционер, военный).

Домашнее задание: придумать этюд «Бульдог боится», «Ой, объелся!».

Тема 4. «Психогимнастика для коррекции трудностей в общении».

Цель: освоение выразительных средств, необходимых для общения.

Инвентарь: детский мяч.

Вводная часть (5 мин.). Учитель показывает движениями и жестами эмоции удивления, удовольствия, презрения, отвращения. При этом рассказывается о роли внешних проявлений в жизни.

Разминка (5 мин.). Ходьба, легкий бег с дополнительным заданием: на один хлопок остановиться с выражением эмоции радости, на 2 хлопка – двигаться назад с нейтральным, «каменным» выражением лица.

ОРУ в парах, комплекс 1 (7 мин.).

Основная часть (18 мин.). Этюды «Два сердитых мальчика», «Круглые глаза», «Игры в воде». В перерывах между этюдами – подвижные игры.

Заключительная часть (5 мин.). Дыхательные упражнения. При выполнении их стараться сохранять спокойное, расслабленное выражение лица.

Домашнее задание: разыграть с друзьями этюды «Удивление», «Отвращение», «Страх», «Радость».

Тема 5. «Игры на развитие коммуникативных и организаторских способностей».

Цель: развивать коммуникативные и организаторские способности в процессе двигательной активности.

Инвентарь: баскетбольные мячи.

Вводная часть (4 мин.). Учитель рассказывает, как важно проявлять организаторские способности, начиная с групповой игры и заканчивая любой деятельностью. При этом игра выступает как модель жизни.

Разминка (5 мин.). Ходьба, легкий бег, имитационные упражнения.

ОРУ с баскетбольными мячами (6 мин.).

Основная часть (19 мин.). Подвижные игры с элементами спортивных игр и сменой игровых амплуа.

Заключительная часть (4 мин.). Движение колонны «змейкой» со сменой направляющего через каждые 10–15 с.

Домашнее задание: разыграть с друзьями этюды «Удивление», «Внимание», «Усталость», «Радость».

2-й класс

Ко второму классу учащиеся более глубоко понимают сущность таких терминов, как «организатор», «руководитель», «капитан», «команда». Именно понятие команды должно становиться ведущим в большинстве игр и упражнений по этой теме.

Тема 1. «Двигательные и психологические портреты характеров».

Цель: научить выразительности движений, показать связь телесного и духовного.

Вводная часть (10 мин.). Учитель говорит о том, что каждый человек время от времени испытывает чувство раздражения, неудовольствия, но рано или поздно успокаивается.

Конкурс этюдов характеров (например, «Раздражительный человек успокаивается»). Каждый последующий исполнитель старается изобразить этот характер лучше. В следующем задании дети сами придумывают характер и изображают его.

Разминка (5 мин.), ОРУ (6 мин.) – на усмотрение учителя.

Основная часть (14 мин.). Имитационные упражнения «Разомни пластилин», «Ловля комаров», «Вертолет», подвижные игры.

Заключительная часть (5 мин.). Изобразить групповые (парные) этюды «Мальвина учит Буратино писать», «Буратино продает азбуку».

Домашнее задание: придумать и суметь показать с партнерами групповые этюды на тему «Буратино» или других популярных сказок.

Тема 2. «Выразительные движения как моторный компонент эмоционального общения».

Цель: развивать правильное понимание детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.

Вводная часть (6 мин.). Проверка домашнего задания. Далее выполняются этюды с использованием эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста («Это я, это мое», «Заколдованный ребенок»), комплексные этюды («Залез на дерево», «Залез на скалу»).

Разминка, ОРУ (по 5 мин.) – на усмотрение учителя.

Основная часть (20 мин.). Подвижные игры со сменой амплуа.

Заключительная часть (4 мин.). Сочетание дыхательных и глазодвигательных упражнений.

Домашнее задание: придумать и суметь изобразить комплексом движений любую спортивную профессию.

Тема 3. «Этюды для моделирования спортивных специальностей».

Цель: прививать интерес к занятиям физической культурой, развивать пластику движений.

Инвентарь: детские мячи.

Вводная часть (4 мин.). Проверка домашнего задания. Учитель рассказывает об основных спортивных специальностях и выдающихся спортсменах.

Разминка с детскими или волейбольными мячами, например, «Парные упражнения в движении с мячами» (6 мин.).

ОРУ с мячом, комплекс 1 (5 мин.).

Основная часть (21 мин.). Разыгрывается этюд «Футболист получает мяч, обводит соперников, забивает гол и радуется успеху». Подвижные игры.

Заключительная часть (4 мин.). Дыхательные упражнения.

Домашнее задание: придумать и изобразить в замедленном темпе спортивную игру.

Тема 4. «Игры на развитие коммуникативных и организаторских способностей».

Цель: развивать коммуникативные и организаторские способности в процессе двигательной активности.

Урок строится по аналогии с уроком темы 5 в первом классе.

Изменения: во вводной части проводятся выборы капитанов на сегодняшний урок, затем – проверка домашнего задания предыдущего урока. В основной части – игры «Мяч водящему», «Мяч капитану». В заключительной части – дыхательные упражнения.

Домашнее задание. Выполнить гимнастику для лица перед зеркалом («Я нахмурился, удивился, обрадовался, попрощался»).

Тема 5. «Психогимнастика для коррекции трудностей в общении».

Цель: развивать психические качества: волевое внимание, двигательную память, коммуникативные способности.

Инвентарь: обручи.

Вводная часть (5 мин.). Учитель спрашивает, улучшилось ли настроение у детей, когда они выполняли дома «зеркальную гимнастику». Дети встают парами лицом друг к другу, один из них изображает мимикой эмоции, второй повторяет, затем меняются ролями.

Разминка (5 мин.), ОРУ (6 мин.) – на усмотрение учителя.

Основная часть (20 мин.). Подвижные ролевые игры.

Заключительная часть (4 мин.). Дыхательные упражнения.

Домашнее задание: как в предыдущем уроке, но при этом дети должны отмечать, как изменяется настроение во время изображения различных эмоций.

Тема 6. «Мини-футбол со сменой игровых условий и амплуа».

Цель: развивать коммуникативные и организаторские способности, скоростные качества, глазомер.

Инвентарь: волейбольные мячи и гандбольные ворота.

Вводная часть (4 мин.). Краткий рассказ о футболе и игровых амплуа в футболе, напомнить, что это – и женская игра.

Разминка (6 мин.). Парные упражнения в движении с мячами.

ОРУ в парах (6 мин.).

Основная часть (22 мин.). Учащиеся делятся на команды (от 2 до 4) в зависимости от количества детей. В одной команде может быть 5–6 человек: вратарь, два защитника, два-три нападающих. Играть следует по таймам, каждый из которых длится не более 5 минут. После каждого тайма меняются амплуа игроков и может меняться их численность в команде.

Заключительная часть (2 мин.). Упражнения на расслабление.

Домашнее задание: выполнить эти же упражнения.

3-й класс

При изучении темы учащиеся должны получить представление о том, что в процессе подвижных игр развиваются коммуникативные качества и организаторские навыки, которые необходимы в реальной жизни.

Тема 1. «Этюды на моделирование спортивных специальностей».

Цель: прививать интерес к занятиям различными видами спорта, развивать пластику движений.

Инвентарь: скакалки, волейбольный мяч.

Вводная часть (4 мин.). Беседа о различных видах спорта, которые редко показывают по телевидению, в частности, о гандболе.

Разминка (3 мин.). Этюды на демонстрацию редких видов спорта (по выбору учащихся). Этюд «Бросок по воротам в гандболе» (желательно чаще предлагать выполнить этюды замкнутым детям).

ОРУ со скакалкой, комплекс 1 (7 мин.).

Основная часть (23 мин.). Броски волейбольным мячом в цель с разбега (как в гандболе). Подвижные игры.

Заключительная часть (3 мин.). Дыхательные упражнения; то же для домашнего задания.

Тема 2. «Психогимнастика для коррекции трудностей в общении».

Цель: развивать эмоциональную сферу и коммуникативные способности методами двигательной активности.

Инвентарь: разноцветные флажки.

Вводная часть (4 мин.). Беседа о том, что постепенно дети овладевают приемами управления самим собой, создания хорошего настроения, формирования умений общаться с другими. Особенно выделяется последнее.

Разминка (3 мин.). Упражнение «Пишущая машинка»: детям «присваиваются» буквы, одна и та же буква может быть присвоена различным детям. Учитель «диктует» фразу, дети-буквы «печатают». Первый раз ребенок, буква которого названа, делает шаг вперед, второй раз – приседает.

ОРУ в парах, комплекс 1 (5 мин.).

Основная часть (22 мин.). Подвижные игры, в том числе «Защитник»: обозначается круг диаметром 2–3 м. Играют 8–10 человек. Двое из них по жребию располагаются в центре круга: один садится на корточки, а второй (защитник) кладет ему одну руку на голову и, не отнимая ее, обходит сидящего то справа, то слева. Задача остальных игроков – коснуться сидящего. Задача защитника – осалить нападающих, не отнимая руки от головы сидящего. Если защитник выполнит свою задачу, осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитников, а защитник присоединяется к остальным игрокам. Осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего.

В «Защитнике»: если защитник – замкнутого типа, то защищаемые должны быть взрывного или активного типов; если защитник – взрывной, то защищаемый – зависимый.

Заключительная часть (6 мин.). Упражнения на релаксацию.

Домашнее задание: выполнить «Интервью», которое ребенок берет сам у себя и у родителей:
– Твой любимый цвет, любимое время года (не считая лета)?
– Твоя любимая погода (не считая яркого солнечного дня)?
– Твое любимое блюдо, любимый напиток?
– Твой любимый фильм, мультфильм, любимая книжка?
– Твои любимые физические упражнения (подвижные или спортивные игры)?
– Какие пейзажи тебе нравятся?

Отвечая на заданные вопросы, надо объяснить, почему ответ именно такой.

Тема 3. «Мини-гандбол со сменой игровых условий и амплуа».

Цель: развивать коммуникативные и организаторские способности, скоростные качества, глазомер.

Инвентарь: волейбольный мяч, гандбольные ворота.

Вводная часть (4 мин.). Учитель спрашивает детей, получилось ли у них интервью с самим собой, узнали ли они что-то новое о себе после интервью. Затем он напоминает об игре «гандбол» и рассказывает, как в командных играх проявляются товарищество, сплоченность, взаимовыручка, как такие игры развивают скоростные качества, глазомер.

Разминка (6 мин.) – на усмотрение учителя.

ОРУ с мячом (6 мин.).

Основная часть (24 мин.). Организация этой части урока, а также заключительной (6 мин.) – по схеме соответствующего урока во втором классе.

Тема 4. «Игры на развитие коммуникативных и организаторских способностей».

Цель: развивать коммуникативные и организаторские способности.

Инвентарь: детские и баскетбольные мячи, стойки.

Вводная часть (4 мин.). Беседа о роли организаторских качеств в современной жизни. Этим качествам помогают развиваться многие подвижные и спортивные игры.

Разминка (5 мин.). Парные упражнения в движении с мячом.

ОРУ (6 мин.). Упражнения с баскетбольными мячами.

Основная часть (21 мин.). Подвижные игры со сменой игровых амплуа.

Заключительная часть (4 мин.). Дыхательные упражнения.

Домашнее задание: придумать примеры подвижных и спортивных игр, развивающих организаторские способности. Объяснить, почему.

4-й класс

У детей формируется представление о том, что поведение в условных ситуациях (танец, игра) может переноситься на конкретные жизненные ситуации.

Тема 1. «Игры с творческим ролевым сюжетом».

Цель: развивать умение творческого подхода к общению, решению различных коммуникативных задач.

Ивентарь: обручи.

Вводная часть (7 мин.). Групповое выполнение двух асан.

Разминка (6 мин.). Упражнения легкоатлетического характера.

ОРУ в парах (6 мин.).

Основная часть (17 мин.). Эстафеты с творческой этюдной направленностью «Карета» и «Болото». Подвижная игра.

Заключительная часть (4 мин.). Упражнения на расслабление.

Домашнее задание: придумать эстафету, в которой мальчики оказывают помощь девочкам.

Тема 2. «Коммуникативные общения в процессе танца».

Цель: обучать правилам принятого поведения во время танцев, навыкам здорового образа жизни, развивать пластику движений.

Инвентарь: магнитофон.

Вводная часть (3 мин.). Беседа о пользе танцевальной гимнастики, а также о правилах поведения в процессе танцев.

Разминка (6 мин.). Проверка домашнего задания и групповое выполнение лучшей из эстафет.

ОРУ – по усмотрению учителя (6 мин.).

Основная часть (20 мин.). Танцевально-ритмические упражнения типа «аэробика» с одновременным разучиванием этюдов «Вежливое приглашение на танец», «После танца». Подвижные игры.

Заключительная часть (5 мин.). Упражнения на расслабление.

Домашнее задание: выполнить утреннюю гимнастику с элементами комплекса аэробики.

Тема 3. «Мини-баскетбол со сменой игровых условий и амплуа».

Цель: развивать коммуникативные и организаторские способности, скоростные качества, глазомер.

Инвентарь: баскетбольные мячи.

Вводная часть (4 мин.). Беседа о баскетболе и его коммуникативных характеристиках.

Разминка (6 мин.). Парные упражнения в движении с мячом.

ОРУ с баскетбольными мячами (6 мин.).

Основная часть (20 мин.). Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита после ведения и остановки.

Баскетбол со сменой игровых условий (одна команда только атакует, вторая защищается; одна команда только передает мяч – другая может пользоваться ведением; игра в неравных составах).

Заключительная часть (4 мин.). Дыхательные упражнения.

Домашнее задание:выполнить асаны.

Тема 4. «Психогимнастика для коррекции трудностей в общении».

Цель: развивать эмоциональную сферу и коммуникативные способности методами двигательной активности.

Инвентарь: детские и баскетбольные мячи, обручи.

Вводная часть (4 мин.). Выборы капитанов и вице-капитанов (помощников).

Разминка (5 мин.). Упражнения, выполняемые по сигналу.

ОРУ с обручем, комплекс 2 (6 мин.).

Основная часть (21 мин.). Подвижные игры, баскетбол.

Заключительная часть (4 мин.). Сразу после игры – проверка самочувствия по пульсу. Дыхательные упражнения.

Домашнее задание: мысленно бросать мяч в корзину с разных расстояний (до 4 м).

Примечание. В игре «баскетбол» учитель старается организовать обязательное взаимодействие капитана и его помощника.

Тема 5. «Игры на развитие коммуникативных и организаторских способностей».

Цель: развивать коммуникативные и организаторские способности.

Инвентарь: обручи.

Вводная часть (3 мин.). Беседа о том, как важно уметь быть раскованным.

Разминка (5 мин.). Упражнения и игры с обручем.

ОРУ в парах (8 мин.).

Основная часть (21 мин.). Этюды в парах для мальчиков «С папой на рыбалке», для девочек «С мамой в магазине». Упражнение «Тень» (в роли ведущего желательно ставить зависимого или замкнутого ребенка, в роли тени – взрывного), эстафета «Болото».

Заключительная часть (3 мин.). Дыхательные упражнения.

Домашнее задание: придумать и выполнить этюд «Я еду в автобусе».

Контрольные вопросы и задания

  1. Придумайте, как можно использовать для развития коммуникативных навыков в первом классе подвижные игры с мячом.
  2. Придумайте, какие игры можно использовать для развития коммуникативных навыков во втором-третьем классах.
  3. Придумайте подвижную игру (эстафету) для отработки коммуникативных навыков, необходимых в общественных местах (улица, транспорт, магазин).
  4. Придумайте шуточный танец «Будьте взаимно вежливы».

Рекомендуемая литература

  1. Анисимов В.В. Дидактический материал по физическому воспитанию учащихся начальных классов и воспитанников детских дошкольных учреждений (в помощь учителям физической культуры и воспитателям дошкольных учреждений. – М., 1993.
  2. Геллер Е.М. и др. Ритмическая гимнастика для школьников. – М., 1989.
  3. Любимые детские игры (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста) / Сост. Г.Н. Гришина. – М., 1999.
  4. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – М., 1983.
  5. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. – М., 1997.
  6. Родионов В.А. Готовимся к школе методами физической активности // Дошкольное образование, 2002, № 5.
  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1995.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – М., 1995.
  9. Шипицына Л.М., Воронова А.П., Защиринская О.В., Нилова Т.А. Основы коммуникации. – СПб, 1993.
  10. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993.

 

Рейтинг@Mail.ru