Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

ТРАВМАТИЗМ НА УРОКАХ

 

Чтобы уменьшить вероятность

От 10 до 25% случаев скоропостижной смерти среди населения в целом связаны с физическим напряжением. Большие физические нагрузки увеличивают риск внезапной смерти в 7–10 раз. Смертельные случаи намного чаще случаются с мальчиками, чем с девочками, из-за больших претензий на результат.

Ежегодно в Соединенных Штатах происходит от 10 до 25 связанных с занятиями спортом смертельных случаев от сердечных причин, и у 5 молодых спортсменов из 100 000 имеются предрасполагающие факторы. Ежегодный показатель скоропостижной смерти составляет 1 на 75 млн. среди новобранцев Военно-воздушых сил, которые были предварительно проверены путем обычного физикального обследования, и 1 на 250 000 – среди необследованных молодых бегунов.

Основной причиной внезапной смерти при физических нагрузках является обширное склеротическое поражение коронарных артерий, вызывающее сужение их просвета более, чем на две трети.

Можно выделить две группы причин, ее вызывающих.

К первой относится нераспознанное или недооцененное врачом патологическое состояние, имевшее место до начала занятий спортом. Здесь в первую очередь следует назвать аномалии и пороки сердца и сосудов, кардиомиопатии, синдром удлиненного QT.

Ко второй группе причин относятся случаи острых патологических состояний, возникающих у здоровых людей под влиянием чрезмерных физических нагрузок. В этой группе – случаи смерти от острого перенапряжения здорового сердца, проявляющегося острой дистрофией миокарда. При отсутствии органических поражений сердечно-сосудистой системы внезапная смерть возможна вследствие спазма коронарных артерий или же резкого нарушения сердечного ритма (типа фибрилляции желудочков) в результате выделения в кровь чрезмерного количества адреналина и норадреналина.

В то же время известно: у страдающих от гиподинамии остановка сердца в результате фибрилляции желудочков при физическом или эмоциональном напряжении наступает значительно чаще, чем у тренированных. Риск такого осложнения при стрессовых ситуациях у людей, адаптированных к большим физическим нагрузкам, значительно меньше.

Выводы

Часто преподаватель мотивирует ученика результатом: «Если не уложитесь в норму, то будете бегать до тех пор, пока не уложитесь». В этом направлении особенно усердствуют преподаватели военного дела. Работа таких преподавателей, склонных к волевому давлению на учеников, должна контролироваться вышестоящими органами. Ученик имеет право пройти дистанцию и пешком, если не готов на большее.

Смерть наступает от бега либо на 100 м, либо на дистанции свыше 2000 м. Нецелесообразно начинать с бега сразу. Предпочтительнее спортивные игры, где ученик достаточное время отдыхает в ходе самой игры.

Нельзя нарушать общеизвестные принципы постепенности, адекватности нагрузки. Обязательно должна быть медицинская подстраховка, самоконтроль. Например, преподаватель не может сразу назначать дистанцию 3000 м. Сначала он должен попросить детей замерить свой пульс после пробегания, скажем, 500–1000 м и отсеять детей с пульсом выше 180 уд./мин. Заслуживает внимания эпизод, когда мальчик побежал 3000 м, потом 100 метров и задохнулся. Согласно положениям Л.П. Матвеева, последовательность упражнений должна быть такой: координация, скорость, скоростно-силовые упражнения, упражнения на выносливость. Но никак не наоборот – выносливостью надо заканчивать занятие.

Врач дает освобождение от занятий, как правило, на основании слов самого ученика. Поэтому смертельные случаи происходят с теми детьми, которые не склонны жаловаться на свое здоровье. Сами учителя физкультуры устали от справок, которые выдают всем, кто желает от нее отдохнуть. При освобождении необходимо руководствоваться показаниями приборов (электрокардиограмма, УЗИ сердца, результаты теста на ЧСС при стандартной нагрузке), а не жалобами ученика.

Андрей ПОЛОЗОВ, д. п. н.,
Екатеринбург

Рейтинг@Mail.ru