Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2005

НОВОСТИ ШКОЛЬНО-СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ
 

По дороге к тем, кому труднее всех...

В последнее время мы упорно пытаемся вернуть детский спорт на утраченные позиции: в советском спорте была массовость, бесплатные секции, множество всевозможных состязаний, был азарт – не только игровой, но и зрительский. Сегодня любую инициативу в организации детских спортивных мероприятий нельзя не приветствовать, а уж если речь заходит о соревнованиях в масштабе страны для детей с ограниченными возможностями, организаторам хочется сказать «спасибо».

Именно такие соревнования – в рамках Всероссийской спартакиады «Республика Спорт» – проведены в конце осени в столице.

До начала соревнований прошла пресс-конференция, посвященная этому событию, всем были розданы подготовленные заранее справочные материалы. Ознакомившись с ними, подумала: организаторами проделана огромная работа, благодаря которой 517 детей из 30 регионов страны смогут собраться на несколько дней на спортивный праздник в Москве.

Остаться равнодушным к детям, занимающимися спортом, несмотря на собственные физические недостатки, невозможно. Поэтому всегда интересно: что? как? почему? Что, например, главное в подобных соревнованиях? В какой степени отвечают они задачам, которые уважающее себя общество обязано решать по отношению к инвалидам? Как будут организованы эти соревнования – первые в масштабе страны?

Цель проекта определена как «содействие процессу социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями на основе проведения массовых спортивных соревнований». Какие же основные задачи планируется решить?

Задача первая: укрепление здоровья участников соревнований.

Честно говоря, эта формулировка вызывает вопросы. Не понимаю, как на основе соревнований можно укрепить здоровье. Всегда считала, что для этого необходимо трудиться ежедневно, пусть даже понемногу. И почему речь идет об укреплении здоровья только участников соревнований? А как быть с тем большинством, которое не только не участвует в соревнованиях, но и не имеет возможности заниматься спортом? Дети, приезжающие на соревнования, как правило, уже выбрали спорт себе в друзья и помощники. Заинтересовать других, которые слабо верят в то, что спорт им необходим и вполне по силам, – задача, которую решить только лишь проведением соревнований будет невозможно. Это как раз та сторона проблемы, лицом к которой и должно повернуться общество. Сможет ли? Сколько на это потребуется времени? Помогать этим детям нужно не завтра, а сегодня.

Задача вторая: привлечение внимания общественности к проблеме развития детского инвалидного спорта через широкомасштабное освещение соревнований в средствах массовой информации.

Эта задача отчасти уже является решением для первой. Только надо уточнить, что решение будет действенным лишь при условии качественно выполненной работы. Но если информация не успевает заблаговременно добраться ни до школ, ни до общественных организаций, ни до самой прессы, то о какой эффективности вообще может идти речь?

Во время московского футбольного турнира, проводившегося в закрытом спортивном комплексе «Динамо» (об этом наша газета рассказывала в № 16 за 2005 г.), в котором участвовали дети с нарушениями речи и слуха, зрительский балкон так и остался пустующим. Да и откуда было взяться зрителям, если даже в близлежащем районе не оказалось ни одного рекламного щита с информацией об этом турнире?

И не надо сильно напрягаться, чтобы вспомнить, как ударно, в течение месяца, работала столичная реклама, приглашая всех в Лужники на спортивный праздник в поддержку кандидатуры Москвы на проведение Олимпийских игр 2012 года. В итоге – праздник получился воистину всенародным. И дело тут не столько в масштабе, сколько в подходе.

Меня заинтересовало, какую детскую зрительскую аудиторию планируют увидеть организаторы на предстоящих соревнованиях? Вопрос на время повис в воздухе. Возможно, для организаторов он вновь оказался не из числа важных, поэтому конкретного ответа так и не прозвучало. Жаль, если трибуны на спартакиаде будут пустыми.

Почему бы не приглашать в качестве зрителей учеников разных школ, в том числе и вспомогательных, интернатов для детей с ограниченными возможностями? Ведь дети – самые благодарные зрители, и особенно те, кому такая возможность выпадает нечасто.

Задача третья: формирование традиции проведения всероссийских детских инвалидных соревнований.

Неплохо, если бы решать ее мы начали именно с того, что помогли бы детям с ограниченными возможностями найти средства для посещения соревнований (для оплаты билетов, заказа автобусов). Но это пока не обсуждается. К сожалению.

И не только о соревнованиях школьников идет речь. Имея только «свои» игры, дети, лишенные по физическим параметрам возможности соревноваться (а порой – и просто общаться) с детьми здоровыми, живут как бы в отдельной республике. Спрашивается, почему бы их состязания не включать в программу спортивных праздников для здоровых детей? Не это ли – лучшая адаптация к будущей взрослой жизни? На этот вопрос организаторы ответили, что такой вариант будет рассматриваться в перспективе. А мы, естественно, расскажем об этом нашим читателям.

Перспектива решения подобных вопросов назрела уже давно. В большинстве цивилизованных стран для детей с серьезными нарушениями здоровья постоянно изыскиваются возможности обучения в обычных школах. Так, в Норвегии дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата занимаются со всеми остальными даже на уроках танцев.

Нельзя думать о детях только по праздникам. Им нужна повседневная забота, помощь, поддержка каждого из нас. В том числе и в спорте. Чтобы полюбить спорт, надо для начала узнать, что он существует, что он красив и может быть другом. Чтобы ребенок, наблюдающий за соревнованиями, сидя в инвалидной коляске, однажды поверил: спорт – и для него тоже. Так же, как для всех. И разве не для того мы все работаем, чтобы у наших детей оставалось как можно меньше неиспользованных возможностей для приобщения к спорту, для обретения полноправного и достойного места в жизни?

Валентина РЕПИНА

Из истории соревнований.

Вдохновителем и организатором первых крупных спортивных соревнований инвалидов был нейрохирург Людвиг Гутман. В 1944 г. по предложению Британского правительства он организовал национальный центр по лечению позвоночника и стал первым врачом, применившим спортивные упражнения для реабилитации больных. В 1948 г. в Лондоне Гутман провел состязания под названием «Олимпийские игры колясочников» – параллельно с проходившей здесь же Олимпиадой. Проведение подобных соревнований для людей с физическими недостатками стало его мечтой. Она сбылась в 1960 г. в Риме: после завершения Олимпиады состоялись первые Паралимпийские игры. Папа Римский Павел XXIII назвал Гутмана «Кубертеном для парализованных».
Самыми крупными соревнованиями для инвалидов, официально признанными МОК, являются Паралимпийские игры (для людей с ограниченными физическими возможностями), а также Специальная олимпиада, объединившая детей и взрослых с ограниченными интеллектуальными возможностями.
В России специальное олимпийское движение началось в 1993 г. с зимних видов спорта, а в 1995 г. российская команда, принимавшая участие в IX Играх в США, завоевала более 100 золотых медалей.
С 1990 г. в нашей стране стали проводиться городские, областные и краевые спартакиады для людей с ограниченными возможностями, с 2001г. – спартакиады федеральных округов.
Детская спартакиада 2005г. «Республика СПОРТ» – первый шаг в истории всероссийских соревнований.

 

Рейтинг@Mail.ru