Продолжение. Начало в
№ 7, 2006 г.
Вопросы и ответы к теоретической части
экзамена по физкультуре
11 класс
Порядок составления комплекса
упражнений утренней гимнастики с учетом вашей
медицинской группы (основной, подготовительной,
специальной). Составить и продемонстрировать
свой комплекс утренней гимнастики
В соответствии с физическим развитием,
состоянием здоровья, уровнем тренированности и
уровнем общей физической подготовленности
школьников распределяют на три медицинские
группы: основную, подготовительную и
специальную.
В основную медицинскую группу
включают детей и подростков без отклонений в
состоянии здоровья (или с незначительными
отклонениями), имеющих достаточную физическую
подготовленность. Учащиеся этой медицинской
группы выполняют упражнения утренней гимнастики
без ограничений.
В подготовительную медицинскую группу
включают детей и подростков, имеющих
незначительные отклонения в физическом развитии
и состоянии здоровья, а также недостаточную
физическую подготовленность. В данной группе
можно выполнять такие же упражнения утренней
гимнастики, что и в основной, но при условии
постепенного освоения упражнений, предъявляющих
повышенные требования к организму. Школьники
подготовительной медицинской группы нуждаются в
дополнительных тренировочных занятиях для
повышения уровня физической подготовленности.
В специальную медицинскую группу
включают учащихся, имеющих такие отклонения в
состоянии здоровья, которые являются
противопоказанием к повышенной физической
нагрузке. Школьникам этой группы рекомендуется
включать в комплекс утренней гимнастики
упражнения, предлагаемые по специально
разработанной программе в условиях обычного
режима школы. Детям и подросткам со
значительными отклонениями в состоянии здоровья
необходимо подбирать упражнения для утренней
гимнастики лечебной направленности (ЛФК).
С точки зрения физиологической науки
проведение гигиенической гимнастики наиболее
целесообразно в утренние часы. После пробуждения
организм не в состоянии быстро включиться в
работу с полной нагрузкой, так как возбудимость
центральной нервной системы понижена,
наблюдается некоторая вялость, сонливость,
работоспособность обычно несколько уменьшена.
Равномерно воздействуя на мышцы, утренняя
гимнастика активизирует дыхание и
кровообращение, устраняет застойные явления в
мягких тканях и внутренних органах. Ежедневная
утренняя гимнастика воспитывает привычку к
систематическим занятиям физическими
упражнениями. Она состоит из общеразвивающих
упражнений, которые выполняются без предметов,
либо с предметами (гантелями, мячами, скакалками,
эспандерами, резиновыми бинтами и т. д.).
Примерная продолжительность занятий от 8 до 20
мин. Упражнения выполняются в определенной
последовательности. Вначале потягивание,
которое улучшает дыхание и кровообращение. Затем
упражнения для мышц рук и плечевого пояса,
туловища и ног. После этого можно перейти к
прыжкам и бегу, которые положительно влияют на
обменные процессы в организме. Заканчивается
утренняя гимнастика упражнениями,
нормализующими деятельность органов
кровообращения и дыхания. После зарядки
необходимо принять душ.
При выполнении упражнений утренней
гимнастики следует соблюдать определенные
правила:
1. Гимнастику необходимо
проделывать в одни и те же часы – перерыв в
занятиях допускается только в случаях каких-либо
острых заболеваний.
2. Зарядку следует делать натощак, прополоскав
рот.
3. Выполнение упражнений надо сочетать с
воздушным закаливанием. Комнату необходимо
проветривать, а если позволяет погода, зарядку
можно проводить на свежем воздухе (на веранде, во
дворе).
4. Правильно и точно выполнять каждое
отдельное упражнение, делая его с достаточным
напряжением мышц и в бодром темпе. В то же время,
необходимо следить за полнотой и свободой
движений в суставах.
5. Во время выполнения упражнений надо следить
за правильностью дыхания, стараться не
задерживать его, дышать через нос, полной грудью,
соразмеряя ритм дыхания с движениями. Если во
время занятий или после них появляются головные
боли либо другие неприятные ощущения,
рекомендуется посоветоваться с врачом.
6. Желательно выполнять упражнения под музыку.
7. Сложность упражнений, общая физическая
нагрузка должны повышаться постепенно, в
соответствии с возможностями занимающихся.
Общие требования по безопасности при
проведении занятий по плаванию
Занимаясь плаванием, человек в
определенной степени рискует получить
простудное заболевание. Кроме того, постоянное
попадание холодной воды в уши может вызвать
раздражение наружного слухового прохода, что в
последующем нередко приводит к отиту. Возможны и
различные механические травмы: потертости,
ссадины, ушибы, растяжения, надрывы и разрывы
мышц и связок, разрывы барабанных перепонок, шок.
Общие требования по безопасности на занятиях по
плаванию заключаются в выполнении следующих
правил:
1. К занятиям по плаванию
допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж,
медицинский осмотр и не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
2. Должны неукоснительно соблюдаться
расписание учебных занятий, определенный режим
выполнения упражнений и отдыха, установленные
правила поведения.
3. Занятия проводятся только в присутствии
преподавателя. Опоздавшие на занятия не
допускаются.
4. В бассейне категорически запрещается
шуметь, бегать, толкаться, подныривать,
переходить на «чужую» дорожку, подавать ложные
сигналы о помощи, входить на вышку и прыгать с нее
без разрешения преподавателя, висеть на
дорожках, бросать плавательные доски с бортиков
в воду или из воды на кафель.
5. Занятия по плаванию должны быть обеспечены
средствами для спасения утопающих и медицинской
аптечкой для оказания первой помощи
пострадавшим.
6. После перенесенного заболевания среднего
уха перед плаванием следует вкладывать в ушную
раковину шарик из ваты, смазанный вазелином.
7. Почувствовав усталость, надо спокойно плыть
к берегу. При судорогах не теряться, стараться
держаться на воде и звать на помощь. При оказании
помощи не хвататься за спасающего, а помогать ему
буксировать вас к берегу. Почувствовав слабость
или недомогание после плавания, следует
обратиться к врачу.
8. Если вы стали очевидцем несчастного случая,
следует немедленно сообщить о нем учителю и при
необходимости оказать посильную помощь.
9. Обучающиеся, допустившие нарушение общих
требований по безопасности при проведении
занятий по плаванию, привлекаются к
ответственности, а со всей группой (классом)
проводится внеплановый инструктаж.
Какие виды спорта обеспечивают
наибольший прирост в силе? Составить
план-конспект одного занятия по избранному виду
спорта
Наибольший прирост в силе
обеспечивают занятия такими видами спорта, как
тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика,
гиревой спорт, а также упражнения с гантелями и
резиной.
Следует различать общую и специальную
силовую подготовку. Общая силовая подготовка
составляет фундаментальную основу специальной
силовой подготовки человека. Ее задача – развить
мускулатуру разносторонне, повысить способность
к проявлению силы в самых разнообразных
движениях. Задача специальной подготовки
состоит в том, чтобы развить на базе общей
силовой подготовки специфические, наиболее
необходимые для определенного вида спорта
двигательные (физические) качества.
В большинстве видов спорта широко
используются силовые упражнения специальной
направленности, которые формируют необходимые
физические качества. Так, тяжелоатлеты стремятся
развить максимальную силу, которая должна
реализоваться в однократном подъеме штанги
максимально возможного веса в рывке и толчке.
Представители гиревого спорта в своих
тренировках решают другую задачу: они стремятся
развить силовую выносливость, т.е. добиться
выполнения наибольшего числа движений (рывков и
толчков) с гирями постоянного веса (8, 16, 24 или 32
кг).
Большой популярностью у молодежи
пользуется атлетическая гимнастика – система
упражнений с различными отягощениями,
направленная на формирование гармоничного
телосложения и пропорциональное развитие силы
мышц. Трудность повышения уровня силовой
подготовки обусловлена естественными
возрастными изменениями организма 15–18-летних
юношей, у которых размеры тела увеличиваются
быстрее, чем растет мышечная масса. Вследствие
этого показатель абсолютной силы увеличивается
незначительно, а относительной – даже
уменьшается. Поэтому в этом возрасте сделать
силовую подготовку более эффективной можно
только при помощи регулярных, целенаправленных
занятий, используя для этого такие формы
физической подготовки, как уроки физической
культуры и внеурочные занятия (см. Примерный
план-конспект).
В процессе занятий силовыми
упражнениями не следует сидеть, отдыхая между
подходами, а рекомендуется спокойно ходить,
потряхивая вовлеченными в работу мышцами и
расслабляя их. Самостоятельно можно
тренироваться в любое время дня, но не раньше чем
через 1–1,5 час. после приема пищи и не позднее
чем за 1,5–2 час. до сна.
В чем состоят особенности
организации и проведения закаливающих процедур
в весеннее время года? Обосновать рассказ,
используя собственный опыт
Человек с давних времен пользуется
солнцем, свежим воздухом и чистой водой для
укрепления своего здоровья. Под воздействием
закаливающих процедур улучшается деятельность
нервной и дыхательной системы, работа сердца и
сосудов. Медицина не знает пока лучшего
профилактического средства, чем закаливание,
которое доступно всем и не требует какой-то
специальной обстановки и сложного оборудования.
Приступать к закаливающим процедурам можно в
любое время года.
Рассмотрим особенности организации и
проведения закаливающих процедур в весеннее
время года. Весенний период, как и другие времена
года, по-своему оказывает определенное
воздействие на человеческий организм. Весной с
каждым днем температура воздуха на улице обычно
повышается, правда иногда наблюдается
похолодание, но, как правило, очень ненадолго.
Организм за зимний период в большей степени
приспособился к низкой температуре воздуха, а
показателем этого может служить сравнение того,
как мы переносим, допустим, температуру +5 °С
осенью (просто замерзаем и одеваемся почти
по-зимнему) и весной (нам сравнительно жарко, и
многие уже не одеваются, как в осенний период, а
стараются одеться по-летнему).
В весенний период лучше всего
проводить закаливающие процедуры, используя
ножные контрастные ванны. Это очень эффективное
средство закаливания и профилактики. Процедура
проводится следующим образом. В два сосуда
наливают воду в один – горячую (28–40 °С), в другой
– воду, имеющую температуру 28–30 °С. Сначала ноги
погружают в горячую воду на 1–1,5 мин., а затем,
не вытирая, в холодную на 8–10 сек. В начале
курса закаливания такую смену производят 3–4
раза. Через каждые 8–10 дней температуру холодной
воды снижают на 1–2 °С. Температура горячей воды
на протяжении всего курса закаливания остается
постоянной, как и длительность погружения в нее.
Время нахождения в холодной воде постепенно
увеличивается и к концу курса достигает 30 сек.
Увеличивается и количество смен холодной и
горячей воды в течение одной процедуры, которое к
концу курса доводится до 10–12 раз. При некоторых
заболеваниях и состояниях водные процедуры
принимать нельзя, поэтому, прежде чем к ним
приступать, необходимо проконсультироваться у
врача.
Общие требования безопасности при
проведении занятий по подвижным и спортивным
играм. Рассказать на примере одной из игр
К занятиям подвижными и спортивными
играми допускаются школьники, прошедшие
медицинский контроль и инструктаж. Они должны
иметь спортивную форму, предусмотренную
правилами игры, и обязаны соблюдать правила
пожарной безопасности, знать места расположения
первичных средств пожаротушения и порядок
действий в случае эвакуации при возникновении
пожара или стихийного бедствия. Занятия должны
проводиться с учетом возрастно-половых
особенностей и двигательной подготовленности
учащихся.
Во время игр участники могут при
падениях, столкновениях и выполнении
индивидуальных игровых действий получить
различные травмы. Поэтому занятие должно быть
обеспечено аптечкой для оказания первой
медицинской помощи.
Обеспечение мер безопасности во время
игр достигается выполнением следующих основных
правил:
1. Занятия должны проводиться на
спортивных площадках и в залах стандартных
размеров, отвечающих требованиям правил игры.
2. Перед игрой участники должны снять все
украшения (кольца, браслеты, серьги и др.). Ногти
на руках должны быть коротко острижены, а очки
закреплены резинкой и иметь роговую оправу.
3. На занятиях необходимо соблюдать
дисциплину, строго выполнять требования и
указания судьи, преподавателя, тренера, капитана
команды.
4. Игра должна проводиться на сухой площадке.
Если она проходит в зале, пол должен быть чисто
вымытым и сухим.
5. Все острые и выступающие предметы,
находящиеся в зале, должны быть заставлены
матами или ограждены.
6. Тренировочные игры должны проходить в
соответствии с правилами./
7. Занятия должны проводиться под руководством
учителя физкультуры (инструктора-общественника,
тренера).
С помощью каких физических
упражнений можно успешно развивать такое
физическое качество, как быстрота?
Для развития быстроты необходимо
использовать упражнения, которые можно
выполнить в максимальном темпе. Такие упражнения
должны быть просты по технике исполнения, хорошо
освоены, а их продолжительность должна быть
такой, чтобы к концу скорость их выполнения не
снижалась. Для развития быстроты основными
являются методы повторного,
повторно-прогрессирующего и переменного
выполнения упражнений.
Чаще всего скоростные возможности
развиваются следующими упражнениями:
1. Бег на короткие (20–30 м)
дистанции из разных исходных положений (низкий
старт, из упора лежа, из упора присев, спиной к
направлению бега, из положения «полушпагат» и т.
п.); беговые упражнения на месте и в движении с
максимальной частотой шагов; прыжки в длину с
места, разбега, различные многоскоки.
2. Ведение баскетбольного мяча с изменением
направления и скорости движения; перемещение
парами с передачей мяча; нападающий удар в
волейболе.
3. Прохождение лыжной дистанции на время с
несколькими ускорениями; повторное прохождение
отрезков в 50–150 м на скорость; эстафеты;
элементы слалома; спуски с гор.
4. Проплывание отрезков в 10–15 м с
максимальной скоростью; проплывание отрезков до
25 м с максимальной скоростью.
При выполнении физических упражнений
быстрота складывается из трех показателей:
времени двигательной реакции (времени ответа на
какой-либо заранее известный сигнал), времени
отдельного движения и частоты (темпа) движений.
Скоростные способности человека относительны.
Можно очень быстро выполнять одни движения и
значительно медленнее – другие. Если движения
разные, например, бег и плавание, то можно быстро
бегать и медленно плавать. Для каждого движения
быстроту нужно развивать отдельно, хотя в
сходных движениях имеет значение приобретенный
ранее навык. Поэтому, развивая быстроту,
необходимо включать в занятие упражнения для
всех видов скорости. Длительность выполнения
упражнений на быстроту не должна превышать
6–12 сек.
Разработать комплекс физических
упражнений, направленный на коррекцию
индивидуального физического развития и
двигательных возможностей (лично для себя)
В понятие коррекции входит сумма
оздоровительных, общеукрепляющих и развивающих
воздействий специально подобранных систем
физических упражнений, оказывающих влияние на
формирование опорно-двигательного аппарата,
помогающих устранению функциональной
недостаточности и повышению уровня физической
подготовленности. При коррекции физического
развития (телосложения) ликвидируются
отклонения в осанке, искривления позвоночника в
различных направлениях (кифозы, лордозы,
сколиозы), нарушения в развитии формы грудной
клетки (плоская, узкая, асимметричная),
плоскостопие и другие недостатки. В целях
коррекции физического развития применяются
специальные корригирующие и общеразвивающие
физические упражнения: упражнения для
укрепления мышц спины и передней части туловища
(мышечный корсет), дыхательные упражнения – для
улучшения функции дыхания, плавание, подвижные и
спортивные игры, элементы различных видов
спорта. При наличии избыточной массы полезны
гимнастические упражнения, которые способствуют
активизации жирового обмена в области живота,
бедер и других частей тела. При выполнении таких
упражнений следует чередовать исходные
положения: стоя, сидя, лежа. Наиболее эффективно
активизируют жировой обмен циклические
упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
При различных формах
сердечно-сосудистой недостаточности
применяются строго дозированные физические
упражнения: ходьба, оздоровительный бег,
плавание, передвижение на лыжах с постоянным
медицинским контролем за состоянием организма.
Коррекция двигательных возможностей
осуществляется после определения их
недостаточности. Для этого выполняются
различные тесты на быстроту, силу, выносливость,
координацию движений, в результате которых
обнаруживаются качества, отстающие в развитии.
Затем подбираются средства физической
тренировки, способствующие усиленному
воздействию на эти двигательные возможности.
Следует отметить, что наряду с
выполнением физических упражнений для коррекции
индивидуального физического развития и
двигательных возможностей важное значение имеет
режим питания, учебной и трудовой деятельности,
отдыха и сна.
Существует большое количество
комплексов общеразвивающих и корригирующих
физических упражнений, применяемых для
коррекции физического развития. В частности, для
устранения избыточной массы тела может быть
предложен следующий комплекс:
1. Ходьба на месте
продолжительностью до 2 мин.
2. И.п. – о. с. Согнуть руки перед грудью и
выполнять рывки в стороны с одновременным
поворотом туловища налево и направо.
3. И.п. – о.с. Вытянуть руки вперед (ладонями
вниз). Выполнить маховые движения ногами,
поочередно доставая носком левой ноги правую
ладонь и носком правой ноги – левую ладонь.
4. И.п.: стойка, ноги шире плеч, руки вдоль
туловища. Выполнить наклоны туловища вправо и
влево, доставая руками носки ног.
5. Выполнить прыжки с хлопками над головой 50–100
раз.
6. Медленная ходьба в течение 30–40 мин.
Ускоренная ходьба (450–500 м). Бег трусцой (500– 550 м).
7. Игра в баскетбол, бадминтон, футбол в течение
10–15 мин.
После занятий следует принять душ и
растереть тело махровым полотенцем. Приведенный
комплекс может быть дополнен посещением
бассейна (2 раза в неделю) и участием в туристских
походах в выходные дни.
Общие требования безопасности при
проведении спортивных соревнований
Общие требования безопасности при
проведении спортивных соревнований
предусматривают следующее:
– соблюдение возрастных норм
начала специализации в спорте и допуска к
соревнованиям («Настольная книга учителя
физической культуры», табл. 12. Авт.-сост. Г.И.
Погадаев);
– участниками соревнований могут быть только
лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж.
К спортивным соревнованиям не допускаются
учащиеся подготовительной и специальной
медицинской группы;
– правила соревнований должны строго
соблюдаться всеми участниками;
– участники допускаются к соревнованиям в
спортивной одежде и обуви, соответствующих виду
спорта, сезону и погоде, и обязаны соблюдать
правила их ношения;
– должна быть медицинская аптечка для
оказания первой помощи пострадавшим;
– о каждом несчастном случае следует
немедленно сообщить руководителю соревнований и
администрации учреждения;
– при неисправности инвентаря и оборудования
соревнования немедленно прекращаются, и об этом
сообщается руководителю.
В отношении лиц, допустивших
невыполнение или нарушение общих требований
безопасности при проведении спортивных
соревнований, проводится расследование для
принятия конкретного решения.
Физиологическая характеристика
предстартового состояния и «второго дыхания».
Как себя вести в подобных ситуациях?
Не все люди находятся в одинаковом
психологическом и физическом состоянии за
несколько дней, часов, минут или секунд до начала
выступлений в соревнованиях. В обиходе люди
называют этот период предстартовым состоянием, а
среди спортсменов, преподавателей и тренеров он
получил название стартового состояния.
Стартовым состоянием называют усиление ряда
функций организма человека перед началом
соревнований несмотря на то, что в это время
организм еще находится в состоянии покоя.
Стартовое состояние может наступить за много
часов до начала соревнования. Мысли о
предстоящем соревновании, разговоры о нем могут
вызывать изменения физиологических функций,
которые обычно сопровождают соревновательные
действия спортсмена, но отсутствуют при полном
покое организма. В этом состоянии отмечается
учащение пульса, повышение кровяного давления,
усиление дыхания, в крови увеличивается
содержание сахара и некоторых гормонов (в
частности, адреналина). В физиологическом смысле
стартовое состояние – это условный рефлекс,
имеющий эмоциональную окраску. Различают три
разновидности эмоций, характеризующих это
состояние: боевую готовность, стартовую
лихорадку и стартовую апатию. Состояние боевой
готовности – это благоприятная форма стартового
состояния. Физиологические сдвиги соответствуют
интенсивности предстоящей работы,
психологически это проявляется в уверенном
ожидании предстоящего старта, в стремлении
победить в состязании. Стартовая лихорадка
представляет собой слишком сильное возбуждение
нервной системы. Физиологические изменения в
этом случае непомерно велики по сравнению с
предстоящей работой. Наблюдается дрожание рук,
иногда оно охватывает все тело. Стартовая
лихорадка вследствие чрезмерного возбуждения
бывает причиной недостаточной
координированности движений, фальстартов,
неудачного начала выступления. Стартовая апатия
– это торможение, пришедшее на смену чрезмерному
возбуждению. Она представляет собой обратную
сторону лихорадки и характеризуется
неуверенностью спортсмена в своих силах,
появлением желания отказаться от соревнований.
Важным средством борьбы с неблагоприятными
формами стартового состояния служит разминка.
Она уменьшает избыточное возбуждение при
стартовой лихорадке и снимает угнетенное
состояние при стартовой апатии.
Иногда у спортсменов (особенно у
начинающих) через некоторое время после старта
возникает своеобразное состояние, получившее
название «мертвой точки». Чаще всего это
наблюдается при беге. Такое состояние
проявляется в скованности ног, в ощущении
стеснения в груди, одышке и даже в удушье. Если
преодолеть состояние «мертвой точки», невзирая
на неприятные ощущения и некоторое снижение
скорости, собрать свою волю и продолжать
движение, как обычно поступают опытные
спортсмены, то через некоторое время наступает
облегчение. Такое состояние, приходящее на смену
«мертвой точке», получило название «второе
дыхание».
Главная причина возникновения
«мертвой точки» состоит в том, что чрезмерно
большая скорость с начала дистанции не создает
условий для нормального функционирования систем
дыхания и кровообращения, обеспечивающих
мышечную работу. Это приводит к недостаточному
снабжению мышц кислородом, их работа совершается
преимущественно в анаэробных условиях. Кроме
того, такое состояние может возникнуть, если
перед стартом спортсмен недостаточно разогрелся
и размялся. Замечено, что, если скорость на
дистанции во время «мертвой точки» не
уменьшается, тогда все описанные явления
прогрессируют, быстро наступает утомление, и
дело может кончиться сходом с дистанции.
Снижение интенсивности работы предохраняет
организм от наступления острого утомления и
создает условия, благоприятствующие
нормализации физиологических функций. В этом
случае «мертвая точка» сменяется «вторым
дыханием». Опытные спортсмены перед стартом
хорошо разминаются, распределяют свои усилия на
дистанции сообразно своим возможностям и
выбирают такую скорость на дистанции, при
которой исключается возникновение «мертвой
точки».
Продолжение следует
|