Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2006

УРОК

 

Оценка по физкультуре: знания плюс умения

Чтобы осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением школьников и уровнем их физической подготовленности, считаю нужным выявлять уровень развития не только двигательных и силовых способностей. Необходимо определять уровень координационных способностей и теоретических знаний учащихся. При тестировании в полном объеме можно решать следующие задачи:

1. Знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определенное время.
2. Сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп.
3. Обосновать нормы физической подготовленности детей.
4. Оценить качество технической, тактической и теоретической подготовленности.
5. Научить самих школьников определять уровень своей физической подготовленности и планировать для себя комплексы физических упражнений.
6. Выявлять преимущество и недостатки средств, методов обучения и форм организации занятий.
7. Стимулировать учащихся к дальнейшему улучшению своего физического состояния.
8. Стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.

Предлагаю разработанный и апробированный мною тест, который может быть использован в учебно-воспитательном процессе в четвертом классе с целью итоговой проверки учащихся по выполнению ими одного из разделов требований – «Знать и иметь представление». Тест состоит из вопросов, адаптированных к объему и содержанию пройденного ими учебного материала по предмету «Физическая культура» за четыре года обучения. Вопросы позволяют достаточно полно оценить уровень теоретических знаний учащихся, оканчивающих начальную общеобразовательную школу. На выполнение учащимися теста целесообразно отводить целый урок за счет резервных часов. За каждый правильный ответ на вопрос учащийся получает 1 балл. Ответ считается правильным, если данное задание выполнено полностью и без ошибок. При количестве баллов от 16 до 12 – учащийся показывает высокий уровень знаний, от 11 до 7 – средний уровень знаний, от 6 и меньше – низкий уровень.

Тест

1. Подчеркните основные формы занятий физическими упражнениями:

урок физкультуры, утренняя гимнастика, игры на переменах, уборка квартиры, выполнение домашнего задания, физминутка, подвижные игры на воздухе, физкультурная пауза, умывание.

2. Подчеркните способы передвижения человека:

ходьба, ползание, плавание, прыжки, группировка, метание, вис, ходьба на лыжах, бег, лазанье.

3. К физической культуре можно отнести (подчеркните):

физические упражнения, туризм, общение, закаливание, народные танцы, экскурсии, соревнования.

4. Проставьте цифрами очередность выполнения упражнений утренней гимнастики:

Наклоны туловища вправо-влево.
Повороты головы вправо-влево.
Прыжки на месте.
Махи ног вперед с хлопками.
Повороты туловища влево-вправо.
Приседания с обхватом коленей руками.
Движения руками вперед, вверх, в стороны, вниз.

5. К физическим качествам относятся (подчеркните):

сила, решительность, выносливость, смелость, гибкость, ловкость, упорство, быстрота, координация движений.

6. Правильная осанка – это (подчеркните):

голова опущена, плечи сведены вперед, крыловидные лопатки, плечи слегка отведены назад, спина ровная, грудь приподнята, сдвинутые плечи, свисающие плечи, грудь плоская, голова – прямо.

7. Перечислите основные правила поведения в спортзале (не менее четырех).

8. Подчеркните, что относится к процедурам закаливания:

питье холодной воды, прогулка под дождем, ходьба по земле босиком, прохладный душ, солнечные ванны, держание ног в тазу с горячей водой, купание в речке, обливание водой, обтирание мокрым полотенцем.

9. Перечислите спортинвентарь, знакомый вам (не менее пяти наименований).

10. К личной гигиене относится (подчеркните):

чистка зубов, чистка ковров, смена нательного белья, чистка обуви, мытье рук и тела, расчесывание волос.

11. К физическим показателям относятся (подчеркните):

масса тела, походка, продолжительность смеха, рост, настроение, окружность грудной клетки.

12. В двигательный режим входят (подчеркните):

зарядка, уроки физкультуры, прогулка, чтение книг, занятия танцами, просмотр спортивных телепередач, прием пищи, работа за компьютером.

13. Разделите на группы упражнения для развития:

1 – силы;
2 – ловкости;
3 – гибкости;
4 – выносливости.

Подпишите рядом соответствующую цифру:

сгибание рук в упоре, лежа на полу
челночный бег
наклоны вперед, сидя
упражнение «мост»
встречная эстафета
прыжки в длину с места
упражнение с гантелями
метание в цель
упражнение «шпагат»
упражнение «ласточка»
ходьба на лыжах
метание набивных мячей
длительный бег
прыжки через скакалку
упражнение «лодочка»

14. Перечислите подвижные игры, изученные на уроках физкультуры с 1-го по 4-й класс (не менее пяти игр).

15. Какой строй называется шеренгой, а какой – колонной (подпишите):

Строй по росту в затылок друг другу.
Строй по росту плечом к плечу.

16. Перечислите основные причины травматизма на занятиях физической культурой (не менее пяти).

Тесты и нормативы координационных способностей гимназистов

Подвижная игра-тест «Пятнашки»

Оборудование: спортивный зал 9х12, секундомер.

Процедура тестирования. В игре участвуют 11 человек, которым присвоены номера от 1 до 11. Учитель называет гимназиста (например, № 5), который выходит за линию игрового поля. По сигналу гимназист пытается за 20 сек. осалить как можно больше игроков (из 10 человек), которые перемещаются по площадке, стремясь этого избежать. Осаленный покидает игровое поле и занимает отведенное для него место.

Номера игроков, которые были осалены, заносятся в протокол. Тест проводится до тех пор, пока все 11 участников не побывают в роли ловцов. В протоколе фиксируются номера и количество осаленных каждым игроком.

Результат – сумма, складывающаяся из количества игроков (из 10 человек), которых осалил каждый участник, и числа раз, когда его самого не осалили в игре 10 других участников.

Показатели координационных способностей (КС) по данной игре-тесту:

Общие указания и замечания. Игра-тест проводится только среди детей одного возраста и пола. Вышедшие за ограничительные линии учащиеся считаются осаленными. После свистка осаливание не засчитывается. За каждого осаленного ловец получает одно очко.

Тест «Отпускание линейки»

Оборудование: пронумерованная в сантиметрах деревянная линейка.

Процедура тестирования. Учащийся, стоя, держит в прямой, вытянутой вперед правой руке линейку вертикально (так, чтобы нулевая отметка была на одном уровне с мизинцем). Нужно разжать и сразу же как можно быстрее сжать пальцы рук. То же самое проделать левой рукой.

Результат – среднее расстояние (в см) от нулевой отметки на линейке до места хвата учащимся со стороны мизинца правой и левой рукой.

Показатели КС по данному тесту:

Тест «Упор присев – упор лежа»

Оборудование: секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый принимает и.п. – о.с., затем упор присев, потом упор лежа, снова упор присев и, наконец, и.п. За каждую из четырех фаз упражнения дается 0,25 очка. Полностью выполненное упражнение оценивается одним очком.

Результат – количество очков за 10 секунд.

Показатели КС по данному тесту:

 Оценка физической подготовленности

Оценка физической подготовленности проводится с использованием трехуровневой шкалы оценок:

  • 5 баллов – высокий уровень;

  • 4 балла – средний уровень;

  • 3 балла – низкий уровень.

По результатам пяти или шести тестов определяется индекс физической готовности (ИФГ) путем вычисления среднеарифметического значения полученных баллов.

ИФГ = Т1 + Т2 + ТЗ + Т4 + Т5 + Т6 / 6,

где:

Т1 – баллы за первый тест;
Т2 – баллы за второй тест;
Т3 – баллы за третий тест;
Т4 – баллы за четвертый тест;
Т5 – баллы за пятый тест;
Т6 – баллы за шестой тест

(округлять в большую сторону).

При индивидуальной оценке физической готовности принимается физическая подготовленность:

  • Низкая – ниже 2,9 балла;

  • Ниже средней – от 3,0 до 3,6 балла;

  • Средняя – от 3,7 до 4,3 балла;

  • Выше средней – от 4,4 до 4,9 балла;

  • Высокая – 5 баллов.

Наименование теста (контрольного упражнения):

  • Прыжок в длину с места.

  • Челночный бег (10х5 м).

  • Наклоны вперед из положения сидя на полу.

  • Подтягивание на высокой перекладине (мальчики), вис (девочки).

  • Подъем туловища из положения лежа на полу.

  • Бег 1000 м.

Эльвира ТАБАКАЕВА
г. Киселевск,
Кемеровская обл.

Рейтинг@Mail.ru