Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №20/2006

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ

ВОКРУГ СПОРТА

Феномен футбольных фанатов в России

Те, кто на дешевых местах, – хлопайте.
Прочие могут просто греметь бриллиантами.

Если обратиться к опыту зарубежного футбольного фанатизма, то для европейских обществ это одна из наиболее серьезных проблем. Массовые побоища, которые устраивают фанаты различных клубов и сборных (особенно в этом преуспели английские, немецкие и латиноамериканские футбольные фанаты), заканчиваются десятками раненых, разгромленными магазинами и даже убитыми. Великобритания, и в частности Англия, всегда считалась родиной футбольного насилия, и многие верят, что эта идея составляла лучший экспорт Британии.

Драки на футбольных матчах были обыденным явлением со дня создания футбола, но стали вполне обычными в Британии 60-х. К тому времени путешествовать по стране стало намного легче, а у фанатов появилось больше денег в кошельках, что, в свою очередь, позволило им следовать за своей командой. В 60-х часто можно было заметить группы фанов, вычислявших врагов, а, например, на стадионе Shed фанаты проводили больше времени в драке, чем в созерцании футбола. Да, 60-е и 70-е увидели много насилия на трибунах, а кроме того, это была эра скинхедов. Наиболее острые инциденты тех лет лежат на совести знаменитой «Красной Армии», которая поддерживала «МЮ» («Манчестер Юнайтед»).

Англичане сейчас, без сомнения, самые лучшие в Европе, несмотря на то, что кое-где им пришлось туго и они проиграли битвы. Поэтому на любом важном турнире можно увидеть англичан, устраивающих беспорядки и драки. Правда, такие страны, как Польша, считают, что их хулиганы лучше, потому что им удалось погнать англичан, но они забывают, что им надо доказать свое превосходство на выезде.

Насилие достигло своего пика в 1985 году, когда после побоища на стадионе Хейзель английские клубы были отстранены от евротурниров до 1990 года. В то время проблема хулиганства, от которой Англия страдала многие годы появилась и в других странах, а фаны английских клубов стали все чаще подвергаться атакам враждебных хулиганов во время выездов за границу.

Фанатское движение в России стало культурной инсценировкой. Возникшая на Западе субкультура была скопирована, подведена под российскую действительность и перенесена на российскую почву, где она, впрочем, с успехом приживается. Но состав участников оказался принципиально другим, чем на Западе. Фан-движения на Западе объединяют болельщиков, средний возраст которых около 26–40 лет, люди уже твердо стоят на ногах в этой жизни. Средний возраст российских фанатов – 15–25 лет. Правда, почти все лидеры намного старше по возрасту (начинали в 70–80-х гг.).

Фанатская субкультура принципиально оппозиционна по отношению к общей культуре общества, так как нацелена на создание собственного стиля жизни, но не конфликтна. Редкие конфликты (столкновение фанатов с милицией) если и возникают, то, как правило, не по инициативе футбольных фанатов. Хотя околофутбольное безумие охватило уже большинство крупных городов России, центром остается Москва. С точки зрения социологов, привыкших объяснять антиобщественное поведение низким уровнем жизни и отсутствием образования, складывается абсурдная ситуация: молодежь лютует в самом экономически благополучном и культурно развитом регионе страны.

Удивляет и состав участников бесчинств: как правило, это студенты престижных вузов, дети из благополучных и обеспеченных семей. Следование «хулиганской моде» в стиле одежды требует немалых финансовых средств, а посещение как домашних, так и выездных матчей команд – большого количества свободного времени, которое есть только у студентов.

Ответ на вопрос, что же движет хулиганами, прост. Когда молодежь не знает, куда направить энергию, она направляет ее на разрушение. Наша страна не знала такого явления, как бессмысленный молодежный бунт, только потому, что весь ХХ век направляла новые поколения то на великую войну, то на великую стройку. Сейчас выросло поколение, не охваченное заботой государства.

Существует несколько критериев отнесения болельщика к числу фанатов. Это активное посещение домашних матчей команды, ежегодное совершение нескольких выездов в другие города, знание и принятие субкультуры футбольных фанатов, участие в околофутбольных событиях.

Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп. Фан-группа обычно состоит из 20–30 человек, объединенных по принципу территориальной близости. Для того чтобы попасть в фан-группу, необходимо получить рекомендацию от одного или двух (в разных группировках по-разному) членов группировки или фанатов, пользующихся авторитетом в фан-движении, но не являющихся членами данной группировки. Потом тебя и других новичков просматривают в «деле», а после этого могут взять в состав банды. Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Впрочем, пока эти требования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, но находится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкции по отношению к нему вряд ли будут применены.

Обычно уставом предписывается то, какое количество выездов в другие города должен совершить фанат, принадлежащий данной группировке. Иногда выезды подразделяются на «ближние» и «дальние», в таких случаях предписывается минимально обязательное количество «дальних» выездов. Как правило, за каждым фанатом в группировке закрепляется своя социальная роль так, чтобы осуществлялись все необходимые для существования и развития группировки функции: организаторская, информационная, управление финансами группировки и т.д. Периодически устраиваются собрания членов группировки для обсуждения каких-либо актуальных вопросов, стоящих перед данной группой или всем фан-движением.

Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45–50 тыс. человек. По конкретным командам это распределено так: «Спартак» (Москва) – около 15 тыс., «ЦСКА» (Москва) – около 10 тыс., «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) – 6–8 тыс., «Торпедо», «Локомотив» (Москва) – 2–3 тыс. Фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, так как большинство людей, которые покупают фанатскую атрибутику, рано или поздно станут футбольными фанатами. У фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а также формируется система членских взносов в рамках фан-групп.

Можно выделить три принципиально разные группы участников:

Во-первых, hooligan’s. Так называемые hooligan’s, или футбольные хулиганы – это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20–30, реже 50 человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких банд. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения (основы). Вся их символика, как правило, именная, точнее, номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы.

У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan’s обязаны ежегодно совершать большинство выездов, особенно в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним, и участвовать во всех драках. В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan’s враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Сейчас в драках стараются отбить вражеский баннер (большое полотно с названием банды), например: Gladiators, RBW, BWD, Capitals...

Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Чаще всего образование таких групп происходит по территориальному принципу, что, естественно, наиболее удобно в плане коммуникаций между фанатами. Например, фан-группу могут образовать жители пригородного поселка, поддерживающие команду «большого города», или жители городского микрорайона. Как правило, это те микрорайоны, которые достаточно автономны и ощущают свою «отдельность» от остального города.

На нижней ступени располагаются так называемые «кузьмичи», или неорганизованные фанаты, не принадлежащие к фан-группам, но участвующие в деятельности фан-движения. Остальные члены фан-групп испытывают к ним чувство превосходства. Но таких фанатов подавляющее большинство в любом фан-движении. Эти фанаты пользуются обычной клубной символикой, находящейся в открытой продаже. Обычно они менее активны, чем фанаты, вступившие в группировки. У них нет никаких жестких обязательств относительно того, какие выезды и когда совершать, как поступать в тех или иных ситуациях. В то же время, они наиболее уязвимы в разного рода конфликтных ситуациях, например, во время выезда, когда не могут рассчитывать на поддержку своей группы. В результате молодые фанаты почти всегда становятся жертвами «дедовщины» со стороны некоторых фанатов из группировок, как правило, hooligan’s. Правда, обычно это ограничивается сбором определенной денежной «дани».

Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов». Положительно на авторитете фаната могут сказаться даже травмы, полученные в ходе драки с фанатами-врагами. Существует специальная иерархия выездов: чем дальше, тем почетнее. Кроме того, существуют еще «двойники», «тройники» (выезд в два или три города подряд без заезда домой). Если кому-либо удается добыть в честных драках «вражескую» атрибутику, особенно атрибутику hooligan’s, это заметно повышает его авторитет.

Выезд в России и выезд на Западе – это, как говорят в Одессе, «две большие разницы». Для европейских фанатов выезд – это цивильная поездка на собственном автомобиле или в комфортабельном поезде, которая занимает несколько часов и не доставляет особых хлопот. Обычно выезды по Британии – это поездка на автобусе или на скоростном поезде. Часто, когда автобус останавливается на заправке, происходят инциденты, связанные с тем, что на этой же заправке остановился автобус вражеской группировки, которая так же ехала на выезд (в английском чемпионате 4 дивизиона, в каждом дивизионе по 20 команд, у каждой команды есть свои фанатские группировки).

Выезд в России, особенно дальний, – это самая настоящая авантюра. Выезд – это определенный стиль жизни, и для многих это самое интересное, что есть в жизни фаната. Человек не может считаться фанатом, если он не совершает определенное количество выездов, то есть поездок вместе с командой в другие города. Большинство фанатов добираются «на собаках», автостопом или на специально арендованных автобусах. Подавляющее большинство фанатов добираются до места назначения «на собаках», то есть на пригородных электричках или поездах. Чтобы добраться из Петербурга в Москву на пригородных электричках, нужно совершить минимум 5 пересадок. Как правило, фанаты выезжают утром одного дня, а в Москву приезжают утром следующего дня.

Если же фанаты находятся в напряженных отношениях или имеет место конфликт, то приехавшие фанаты держатся вместе, чтобы не быть в одиночестве в возможных драках. Наиболее агрессивные договариваются о месте и времени возможных драк – «забивают стрелки». Поэтому милиция, зная это и не вдаваясь в нюансы взаимоотношений между фанатами, часто пытается локализовать фанатов в каком-то определенном месте.

Коллективные действия футбольных фанатов – это ключевой компонент всей фанатской субкультуры. Действия обычно состоят из определенного набора движений, осуществляемого под ритм, который задается фанатскими песнями или так называемыми «кричалками». Их главное отличие друг от друга – длительность. Песня состоит из нескольких куплетов, положенных на мотив какой-нибудь известной песни. В репертуаре фан-групп, как правило, всего 4–5 настоящих песен. А «кричалка» – это просто один (реже 2–3) рифмованный куплет. Их можно разделить на хвалебные (в адрес своей команды, какому-либо ее игроку в отдельности или тренеру) и ругательные (в адрес судьи, команды-противника и т.д.).

В отличие от России, на Западе просто не умеют что-то кричать, они всем стадионом поют! У англичан нет кричалок из 2–3 куплетов, которые сначала орет (именно орет, как это происходит на наших стадионах) один сектор, а потом другой (чаще бывает, что один сектор «заводит» одно, а соседний – другое). Там все настолько слаженно, что наши, приезжая в Европу, сильно удивляются, как 20–30 тыс. человек поют одну песню, никто не лезет вперед и никто не отстает. Конечно, некоторые песни не очень понятны русскому уху. Например, в Англии популярно петь счет в матче (назло приезжим болельщикам), или у фанатов лондонского «Челси» гимном фанатов является песня с названием «Blue Boys» («голубые парни», голубой – цвет команды).

Интересно, что обычно фанатские войны возникают в трех случаях.

Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе. Например, известны напряженные отношения между фанатами миланских «Интера» и «Милана», римских «Ромы» и «Лацио», мадридских «Реала» и «Атлетико», московских «Спартака» и «ЦСКА» и т.д. Этот факт легко объяснить борьбой за различные ресурсы и тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются всего 2–3 раза в год, а если в одном – то каждый день.

Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида и Барселоны или Мадрида и Бильбао (неофициальная столица басков). В России это, разумеется, Москва и Петербург.

В-третьих, когда отношения футбольных команд принимают принципиальный характер. Случается, например, что одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах, и если их встречи проходят в напряженной борьбе, то это может способствовать ухудшению отношений между фанатами.

Фан-движение представляет собой значимое социальное явление, с которым вынуждены считаться и которое может оказать значительное влияние на социальную жизнь общества. Фанаты уже оказывают определенное влияние, например, на политические выборы. Многие политики сейчас обращают внимание на футбольных фанатов, включают в свои политические программы специфические лозунги. Можно вспомнить хотя бы пламенную речь Жириновского перед фанатами на церемонии чествования московского «Спартака».

А если обратиться к примеру Италии, то там влияние футбольных фанатов на органы власти очень велико. Вряд ли мы повторим путь Италии, но то, что футбольные фанаты будут оказывать большее влияние на жизнь общества, очевидно. Многие фанаты поддерживают националистические идеи. Несмотря на близость к скинхедам, однозначно причислять фанатов к крайне правым нельзя – они руководствуются не политическими убеждениями, а поиском острых ощущений.

Андрей ПОЛОЗОВ,
доктор педагогических наук
г. Екатеринбург

Рейтинг@Mail.ru