НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
Сотрудничество
Уроки для начальных классов
УРОК 1
Цель: развитие умения слышать,
понимать и подчиняться правилам.
Инвентарь: гимнастические палки,
обручи.
Вводная часть
Беседа о роли внимания,
сосредоточенности, необходимости соблюдения
правил; о важности не только слушать, но и слышать
(понимать) задания, правила; необходимости
соблюдения правил игры, поведения, дорожного
движения и т.д.
Разминка
Построение в круг в колонне, положить
гимнастическую палку перед ногами (дистанция
2 м).
Ходьба с перешагиванием через палки
прямо, правым (левым) боком, прыжками на двух
ногах; бег с перепрыгиванием через палки, змейкой
между палками.
ОРУ с гимнастической палкой:
1. И.п.: ноги на ширине плеч, палка в
горизонтальном положении. Удерживать ближе к
середине. Повороты вправо и влево, имитируя
греблю на байдарке. Плывем, хорошо палкой гребем,
руки укрепляем, может, это когда-нибудь
пригодится (30–40 сек.).
2. И.п. – о.с., палка внизу. 1 – шаг
вправо, палку вверх; 2 – наклониться вправо; 3 –
выпрямиться, палка вверх; 4 – и.п. То же влево (по 3
раза).
3. И.п.: сидя, ноги врозь, палка в
согнутых руках перед грудью. 1–2–3 – наклон
вперед, коснуться палкой носков ног, ноги в
коленях не сгибать; 4 – и.п. (8 раз).
4. И.п.: лежа на животе, палка перед
собой в вытянутых руках. 1–2 – поднять палку
вверх, посмотреть на нее, подержать, прогнуться,
ноги выпрямить; 3–4 – и.п., расслабиться (6–8 раз).
5. И.п.: ноги слегка расставлены,
палка вертикально полу стоит на расстоянии
вытянутых рук; руки на палке сверху. 1–2 –
перехватывая палку, приседать; 3–4 – так же,
перехватывая палку, в и.п. (5–6 раз).
6. И.п. – о.с., палка лежит на полу
перед ногами. 4 хлопка: 1 – прыжок вперед; 2 –
поворот прыжком кругом; 3 – прыжок вперед; 4 –
поворот прыжком кругом.
Примечание. Прыжки выполнять точно
под хлопки (учитель может менять ритм движений).
Прыгаем: прямо, спиной, боком. Поднять палку и
маршировать с нею на месте.
Основная часть
1. «Менялки».
Игра проводится в кругу. Участники
стоят в обручах. Они выбирают водящего, который
берет и выносит свой обруч за круг – обручей
становится на один меньше, чем играющих.
Учитель говорит: «Меняются местами те,
у кого... (светлые волосы, косички, красные
футболки и т.д.)». После этого имеющие названный
признак должны быстро встать и поменяться
местами: водящий в это время старается занять
освободившееся место. Игрок, оставшийся без
обруча, становится водящим.
2. «Тарелочка».
Играющие садятся на пол по кругу. Один
ребенок выходит в середину круга, ставит тарелку
(или малый обруч, кольцо) на ребро, раскручивает
ее и называет следующего игрока, а сам
возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен
успеть дотронуться до тарелки, пока она крутится.
Вновь раскручивает ее и называет следующего
игрока. Кто не успел добежать до тарелки и
подхватить ее, выбывает из игры.
3. «Травинка».
Считалкой выбирают «наблюдателя»,
остальные дети – «травинки». Задача
«наблюдателя» – выбирать самую лучшую травинку,
т.е. ребенка, который внимательно слушает,
правильно и точно выполняет задания учителя:
Поднимите руки медленно вверх через
стороны.
Потянитесь, как травинка тянется
навстречу солнечному теплу.
Глазами «нарисуйте» солнышко,
которое греет травинку.
Покачайтесь, как травинка на ветру,
сначала из стороны в сторону, а потом
вперед-назад.
Ветер усиливается и все сильнее
раскачивает травинки из стороны в сторону,
вперед-назад.
Затем ветер стихает – травинки
замирают.
Ветер усиливается – травинки вновь
сильно раскачиваются.
Ветер затихает – травинки тянутся,
опустив руки.
«Наблюдатель» не только выбирает
лучшую «травинку», но и объясняет свой выбор.
Ребенок, которого выбрали, становится
«наблюдателем», и игра повторяется.
Заключительная часть
Бег с переходом на ходьбу «змейкой» за
водящим.
Домашнее задание: запомнить и
суметь повторить упражнение «Травинка».
УРОК 2
Цель: развитие чувства
ответственности за другого, формирование
доверия друг к другу.
Инвентарь: картонки, мягкий
конструктор, кубики, обручи, набивные мячи,
повязки, клубок.
Вводная часть
Беседа о том, как важно в жизни
помогать и поддерживать друг друга. Приводятся
истории о том, как важно не пройти мимо человека,
попавшего в трудную ситуацию, помочь ему, проявив
свои знания, смекалку, чувствовать
ответственность за себя и за своего товарища.
Разминка
Ходьба в колонне, перестроение в пары; 1
хлопок – ходьба в парах на носках, 2 хлопка – бег
врассыпную.
ОРУ в парах:
1. И.п. – о.с., лицом друг к другу,
держась за руки. 1 – руки в стороны, правые ноги
назад на носок; 2 – и.п., 3–4 – то же левыми ногами
(6–7 раз).
2. И.п.: ноги врозь, стоя спиной друг к
другу, взявшись за руки. 1 – наклон в сторону с
подниманием рук в стороны; 2 – и.п.; 3 – то же в
другую сторону, 4 – и.п.
3. И.п.: стоя на коленях лицом друг к
другу, держась за руки. 1 – правую ногу в сторону; 2
– и.п.; 3 – левую ногу в сторону; 4 – и.п.
4. И.п. – о.с., лицом друг к другу,
держась за руки. 1–2 – поочередные приседания,
разводя колени; 3–4 – и.п.
5. И.п.: стойка ноги на ширине ступни,
лицом друг к другу, держась за руки. 1–2 – поднять
правую (левую) ногу назад-вверх – «ласточка»,
держась за руки партнера; 3–4 – и.п. Выполняется
поочередно (4–5 раз).
6. И.п.: стоя друг к другу на
расстоянии вытянутых рук. 1 – руки вперед,
хлопнуть о руки партнера обеими руками; 2 – и.п.;
3–4 – то же.
7. Прыжки на двух ногах вправо, влево.
Основная часть
1. «Звери на болоте».
Играют все дети. Они – «звери», которые
попали в болото. У каждого – по три картонки.
Выбраться из болота можно только парами и только
по «дощечкам». У одного из игроков сломались и
пошли ко дну две картонки. Чтобы он не утонул, ему
надо помочь – это может сделать партнер. В роли
«потерпевшего» и «спасающего» должен побывать
каждый ребенок. Оцениваются как готовность
прийти на помощь, так и предложенные варианты
спасения.
2. «Поводырь».
В зале разложены и расставлены
предметы-препятствия (кубики, обручи, набивные
мячи, стойки). Дети распределяются по парам:
ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза
повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как
двигаться, например: «Переступи через кубик»,
«Здесь стойка. Обойдем ее». Затем дети меняются
ролями.
3. Эстафета.
Дети делятся на две команды. Задача –
построить из мягкого конструктора заданную
пирамиду. Каждый из ребят по очереди переносит и
устанавливает необходимый предмет. Члены
команды, выполняя свой этап, могут исправлять
недочеты партнеров по команде. Оценивается
правильность выполнения задания, взаимопомощь,
скорость выполнения.
Заключительная часть
«Связующая нить».
Дети сидят по кругу и передают друг
другу клубок ниток так, чтобы все взялись за нить.
Передача клубка сопровождается высказываниями о
том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и
могут пожелать другим. Когда клубок вернется к
взрослому, дети натягивают нить и закрывают
глаза, представляя, что они составляют одно
целое, что каждый из них важен и значим в этом
целом.
Домашнее задание: вспомните
истории, когда вы сами помогли в сложной ситуации
своему товарищу, родителям, детям на детской
площадке и т.д. (привести примеры из фильмов, книг,
жизни – своей или родителей).
Ирина СЕЛИВАНОВА,
школа № 5
г. Истра,
Московская обл. |