Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №24/2006

МЕТОДИКА

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Игры и развлечения на снегу

Холодная, морозная погода и, прежде всего, снежный покров в значительной мере способствуют физической подготовке юных туристов-лыжников. Движение по заснеженной местности на санках, на лыжах или без лыж повышает закалку, развивает отвагу. Игровые упражнения зимой требуют более тщательной подготовки, чем в другое время года. Педагог должен хорошо знать место проведения игры, позаботиться о точности соблюдения правил игры, об условиях безопасного движения по заснеженной местности.

Все учебные занятия на местности в зимнее время должны проводиться с хорошо разработанной методикой и четко поставленной задачей по обеспечению мер безопасности. Только в соединении этих двух факторов может быть заложена гарантия успешного проведения учебных занятий. При организации зимних игровых упражнений надо считаться с относительно коротким световым днем и переменчивой погодой. Играющие должны быть хорошо одеты и обуты. Следует помнить, что выносливость детей при ходьбе по снегу и при движении на лыжах зависит от их возраста, а также от общей физической подготовки.

Буксир

Два-три участника каждой команды занимают место на линии старта. Условно пострадавший находится на санках (волокушах), задача – транспортировка «раненого» на расстояние до 100 м. Навыки, которые приобретаются в этой игре, пригодятся в соревнованиях по туристскому многоборью.
Игры, в которых требуется имитировать оказание простейших приемов первой доврачебной помощи, служат для повторения и закрепления этих знаний в полевых условиях. Накапливая навыки оказания первой доврачебной помощи, дети могут их применять при необходимости всюду, действовать при этом целесообразно и с полным пониманием произошедшего.

«Сороконожка» на лыжах

Лыжники делятся на две равные команды и строятся в колонну по одному, выдерживая дистанцию в 2–3 м между играющими. Расстояние между колоннами – не менее 3 м. Каждая команда получает по длинной веревке, за которую берутся лыжники (без палок), вставая с правой и с левой стороны от нее.
Перед колоннами отмечается стартовая линия. Отметками могут служить ветки, флажки и т. д. На расстоянии 60–100 м от стартовой линии отмечается линия финиша, на которой против каждой команды надо воткнуть в снег палку, флажок или просто установить большой снежный ком. По сигналу лыжники в колоннах, держась за веревку, бегут вперед к финишной линии. Колонна, прибежавшая первой в полном составе, считается победительницей. Если игрок отпустил веревку, он должен догнать свою колонну и ухватиться за веревку. В противном случае команда получает штрафное очко. Команда заканчивает бег, когда замыкающий игрок в колонне пересечет финишную линию.

Эстафеты на лыжах

Участники эстафет разбиваются на пары, связывают ноги репшнуром и в таком виде скользят по лыжне до условной линии.

Вариант: участники команд связывают ноги веревкой и в таком положении скользят до финиша.

Дотянись до флажка

Игра проводится на снежной площадке. Связав веревку длиной 6–9 м, ребята берутся за нее на равном расстоянии друг от друга, образуя равносторонний треугольник или квадрат. В 1,5–2 м от каждого человека в снег втыкается по флажку. По сигналу соревнующиеся стремятся, не отпуская веревки, овладеть своим флажком, увлекая за собой соперников. Кому это удастся, тот победитель.

Падающая башня

Для этой игры нужна основная веревка длиной 10–15 м и 2 квадрата из фанеры размером 25ґ25 см. В обоих квадратах на пересечении диагоналей просверливают отверстия такой величины, чтобы сквозь них можно было свободно продернуть веревку. До начала игры все желающие в ней участвовать скатывают большие снежные комья и складывают из них «башню» высотой не менее 2 м. Примерно в 80 см от земли башню насквозь протыкают палкой и в отверстие пропускают веревку. На ее концы нанизывают деревянные квадраты и затем завязывают на веревке узлы по обеим сторонам «башни».
Расстояние между узлами – 2,5–3 м. Когда закончены все приготовления к игре, участники делятся на две команды, одинаковые по численности и примерно равные по силам. По сигналу каждая команда изо всех сил начинает тянуть веревку в свою сторону. После упорной борьбы более сильная команда перетянет своих соперников, и «башня» падает в сторону команды-победительницы.

Кто быстрее?

Нужна ровная утрамбованная площадка, 3–4 конца основной веревки длиной 10–15 м. Играющие садятся на санки, ледянки и в таком положении как можно быстрее подтягиваются к линии финиша.

Вариант: то же самое, только сидя вдвоем.

Встречный «паром»

Для проведения этой игры нужны двое санок с веревками длиной 25–30 м. Участвуют две команды по 8–10 человек. Каждая команда делится на две части и выстраивается. По сигналу первые слева садятся на санки, а первые справа начинают тянуть их за веревку к себе – получаются гонки на санках. Когда санки пересекут финишную линию, сидящие на них спрыгивают и пристраиваются к колонне тех участников, которые только что их притянули. Как только санки еще раз пересекли финишную линию, первый справа, взяв конец веревки, бежит на противоположную сторону, где становится первым в колонне. Перетягивание повторяется, только теперь санки движутся справа налево. Игра заканчивается, когда все участники проедут на санках. Выигрывает команда, которая закончит первой.

Челнок

Для имитации этапа «тонкий лед» нужны две веревки длиной 15–20 м, палка, карабин, ледянки (санки). В каждой команде 4–6 участников. По сигналу первые номера обвязываются узлом «булинь», садятся в ледянки и с помощью палки проходят отрезок длиной 7–8 м, таща за собой конец веревки. Когда участник пересечет финишную линию, он выбирает веревку до середины, вяжет узел «проводник» и пристегивает карабином ледянки. Отставшие участники на противоположной стороне выбирают за веревку челнок, в него садятся вторые номера, а первые номера выбирают челнок на свою сторону и т.д., пока вся команда не переправится на противоположную сторону. Финишем считается переправа всех участников и сбухтованная веревка.

Перетягивание каната

Вы, наверное, не поверите, но когда-то этот вид спорта входил даже в олимпийскую программу. Сейчас, правда, проходят чемпионаты мира.
Перетягивание веревки на снегу требует от играющих хорошей физической подготовки и утрамбованной площадки. Играют две команды по 4–8 человек в каждой. На снегу проведены три линии. По обе стороны крайних линий становятся игроки. Команды берутся за веревку длиной 10–12 м. По команде играющие начинают тянуть веревку на себя, упираясь ногами в снег. Команда, которая сумеет перетянуть соперников через линию-границу (пусть не всех, хотя бы первых трех), выигрывает.

Санные перетягушки

Игра устраивается на ледянках (санках), которые ставятся на противоположную сторону, а игроки, сидящие на них по одному или по двое, держат в руках палку (альпеншток). Санки между собой связаны веревкой длиной 3–4 м. Усевшись на санки спиной друг к другу и взявшись рукой за палку, каждый участник стремится перетянуть соперника на свою сторону. Тот, кто добился успеха, выходит победителем в этой своеобразной забаве.

Вариант: то же самое, только участники не сидят, а стоят. Способ отталкивания палкой – любой.

Самоходные санки

Для проведения игры надо, чтобы каждый участник имел санки (ледянки) с веревкой длиной 20–25 м. Удобнее всего эту игру проводить у одиноко растущего дерева. Ребята привязывают свободный конец веревки к дереву и расходятся от него веером во все стороны на длину веревки. В 2–3 м чертят круг (финишная линия). Участники занимают места на санках и по сигналу начинают подтягивать себя вместе с санками за веревку. Побеждает тот, кто быстрее пересечет линию финиша.
Эта игра эмоциональна и полезна тем, что очень хорошо развивает силу мышц рук.

«Тройка»

Для игры нужна веревка длиной 10–15 м для каждой «тройки». Обвязав «тройку» веревкой, «вожжи» передают девушке, стоящей или сидящей на санках (ледянках). Дистанция для таких гонок не должна превышать 100 м. В каждом забеге должно быть не более трех «троек». Победители каждого забега выходят в полуфинал, а затем в финал.

Карельские гонки

Стоя на санках (ледянках), участники должны проехать по прямой 50 м и добраться до финиша, отталкиваясь палкой или лыжными палками. Можно провести такие состязания в виде эстафеты. Первые номера, начавшие гонку, добираются до поворотного флажка и таким же образом возвращаются обратно, где их ждут вторые номера. Победу в эстафетной гонке одерживает команда, которая раньше других пройдет дистанцию.

«Котел»

В снегу выройте ямку диаметром 20–30 см. Это «котел». Вокруг «котла» на расстоянии 1–2 м выройте маленькие ямки – лунки. Их должно быть на одну меньше общего количества играющих. Каждый игрок берет по альпенштоку. Конец альпенштока он ставит в принадлежащую ему лунку. Водящий старается ударами альпенштока ввести в «котел» мячи (или пустую банку).
Остальные игроки мешают ему, отбивая мяч своими альпенштоками. Им надо быть осторожными: в момент, когда игрок вынул альпеншток из лунки, водящий может занять ее своим альпенштоком.
Но вот водящему удалось загнать мяч в «котел». Тогда все играющие меняются лунками. А водящий в это время старается занять любую свободную лунку. Тот, кто остался без лунки, идет водить. В момент смены водящих игра не прерывается: новый водящий начинает загонять мяч с того места, где он остановился.

Мы спасаем друга

Инсценировка несчастного случая на льду. Один из детей провалился под лед и зовет на помощь. Его товарищи образуют на льду (снегу) лежащую цепочку (каждый последующий держит лежащего впереди за ногу) и ползут на животах к «полынье». Ползущий первым подает тонущему руку и вытаскивает его из воды, остальные дети помогают тонущему и его спасателю добраться до берега.

Катание по альпенштокам

Восемь-десять альпенштоков нужно уложить на склоне в два ряда на расстоянии 1 м параллельно друг другу. Протяженность таких «рельсов» – 5–10 м. Участники распределяются по парам примерно равного роста и веса. Двое игроков становятся на лежащие параллельно альпенштоки, взявшись за руки (за плечи, талию), и катятся по ним под уклон. Задача – проехать донизу, не упав. Для этого требуется не только умение сохранить равновесие, но и согласованность действий напарников.

Ильдар ЗАМАЛЕТДИНОВ,
старший инструктор по спортивному туризму,
мастер спорта,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
г. Казань,
Республика Татарстан

Рейтинг@Mail.ru