Баскетбольная секция в школеПедагогический университет "Первое сентября". Баскетбольная академия братьев Гомельских
Учебный план курса
Лекция № 3. Организация учебнотренировочных занятийОсновные характеристики тренировки: фазы тренировки; задачи тренировки; содержание тренировочных занятий и упражнений; рабочий процесс. Основные характеристики тренировочных упражнений: объяснение задач упражнения; упражнения с простой структурой; разнообразие упражнений; соревновательные упражнения; продолжительность выполнения упражнений; концентрация внимания при выполнении упражнений; участие игроков в выполнении упражнений. Оценка тренировочного занятия.Основные характеристики тренировкиПосле составления плана на весь сезон, мезоцикл и микроцикл тренер должен организовать конкретную тренировку. В ходе тренировки задача тренера состоит в том, чтобы помочь игрокам выполнить поставленные перед ними задачи. Для этого поведение тренера должно быть конструктивным и выражаться в следующем: – создание приятной рабочей атмосферы
на тренировке, упражнения которой интересны
игрокам; Фазы тренировкиВ общем виде тренировка должна делиться на три фазы. Целью первой (подготовительной) фазы является постепенная подготовка игроков к основной части тренировки. В первую фазу надо включать разминочные упражнения без мяча, такие, как бег, упражнения на гибкость, координацию и т.д., простые упражнения с мячом (с низкой физической и психологической нагрузкой), затем упражнения, требующие большей концентрации и физических усилий. Во второй фазе (основной) тренер работает над главным содержанием тренировки – подбором упражнений, требующих больших физических и психологических усилий, в том числе комбинированных упражнений большей или меньшей интенсивности. В третьей (заключительной) фазе он должен постепенно снижать физическую и психологическую нагрузку. Вначале можно выполнять интенсивные упражнения, требующие невысокой концентрации внимания, например беговые упражнения для повышения физической формы, такие, как «Челнок», и т.д., или провести игру без специального задания. Возможно выполнение упражнений с высокой психологической нагрузкой и с невысокой физической (например, соревнования в бросках). Полезно завершить тренировку упражнениями, требующими малых физических и психологических усилий, например упражнениями на растяжение. Задачи тренировкиТренер должен определить основные задачи тренировки и подобрать в соответствии с ними наиболее подходящие упражнения, принимая во внимание отводимое время, физическую и психологическую нагрузку, которую он считает наиболее подходящей для данной тренировки. Основных задач должно быть не более двух. Есть две серьезные ошибки, которых надо стараться избегать при составлении плана тренировки: тренер старается сделать слишком много в отдельной тренировке или в отдельном упражнении; он не представляет себе достаточно четко, чего хочет достигнуть тренировкой в целом и выполнением каждого упражнения. Таким образом, задачи тренировки могут быть сгруппированы в четыре основных блока: изучение (задача игроков – изучение новых элементов или закрепление ранее изученных); работа над техникой (передачи, ведение, броски и т.д.) или тактикой (игра 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.); повторение (задача данного этапа – повторение изученных приемов с целью их совершенствования и уверенного выполнения, например серия из 20 бросков или передача мяча в движении и т.д.); специфическая подготовка к игре: подготовка команды к игре с конкретным соперником, создание реальных игровых ситуаций, т.е. игра в условиях, максимально приближенных к предстоящим соревнованиям. Для мини-баскетбольной команды главными задачами должны быть обучение и повторение, для команды 13–14-летних игроков – обучение, повторение и совершенствование выполнения отдельных приемов и их сочетаний, для 15–17-летних – обучение, повторение, моделирование игровых действий и специальная подготовка к предстоящей игре. Содержание тренировочных занятий и упражненийСодержание тренировочных занятий должно соответствовать задачам тренировки. Его следует подбирать на основе критериев, о которых сказано ранее (например, улучшение работы ног в защите при игре один на один, повторение изученных передач и т.д.). Возможна комбинация нескольких задач в одном упражнении с акцентом на чем-то одном (например, нападение и защита при игре один на один). Для того чтобы решить несколько задач в одном упражнении, тренер может использовать специальные комплексные упражнения. Это очень важно сделать, чтобы тренировочное занятие было более эффективным. Тренировка с выполнением правильно подобранных упражнений в большей степени поможет игрокам, чем та, в которой упражнения не соответствуют задачам и уровню подготовленности игроков. Рабочий процессВ первую очередь тренер должен решить ряд организационных вопросов, принять решение и ознакомить с ним игроков:
Тренер устанавливает простые правила, а игроки должны их понимать и выполнять. Тренер должен требовать соблюдения дисциплины: когда он объясняет что-то игрокам или беседует с ними, они не должны стучать мячом, говорить друг с другом или заниматься еще чем-нибудь, что помешает их общению, а должны смотреть на тренера и внимательно слушать его. Следует также установить определенный порядок в отношении разрешения тренера ненадолго выйти, тренировочной и игровой формы, времени для отдыха, принятия воды и пищи между упражнениями. Нужно определить также правила общения игроки друг с другом в ходе тренировки или игры (запрет на негативные высказывания друг другу и т.д.). Основные характеристики тренировочных упражненийДля организации выполнения упражнений тренер должен сделать следующее: – объяснять игрокам смысл упражнения
и его цель; Объяснение задач упражненияПеред выполнением каждого упражнения тренер должен коротко и ясно объяснить игрокам основные цели и задачи данного упражнения, из каких элементов оно состоит, что и как надо делать. Если эти задачи понятны и достижимы, у игроков повысится интерес к достижению хороших результатов, и они лучше сосредоточатся на выполнении задания. Упражнения с простой структуройУпражнения с простой структурой позволяют лучше усвоить их содержание и сосредоточиться на решении конкретных задач. При выполнении упражнений со сложной структурой внимание рассеивается, и это мешает сосредоточиться на основной цели. Пример: если упражнение состоит в тренировке бросков, простое упражнение поможет игрокам лучше сосредоточиться на основной задаче – совершенствовании техники бросков. Упражнение можно усложнить дополнениями в виде новых правил выполнения, но не чрезмерно. Пример: главная цель – работа над ведением мяча слабой рукой. Предлагается игра 3x3 на половине площадки. Если игрок ведет мяч другой рукой (сильной), его команда потеряет владение мячом – это правило. В этом случае игроки будут совершенствоваться в ведении слабой рукой. Разнообразие упражненийМногократное повторение одинаковых упражнений ведет к снижению мотивации и внимания. Поэтому рекомендуется варьировать упражнения с изменением либо структуры, либо задач, либо того и другого. Если после выполнения одного упражнения следующее по своей задаче или структуре похоже на предыдущее, игрокам будет легче его выполнить, особенно если предполагается последовательно усложнять его. Пример: тренер может начать выполнение заданий с упражнения с одной задачей или ограниченным числом задач. Упражнение проводится на половине площадки, у двух игроков один мяч. Игроки перемещаются и выполняют передачи друг другу. Игрок, получивший мяч, должен посмотреть на корзину, а игрок, сделавший передачу, – сразу поменять свое положение на площадке. Во втором упражнении – та же задача, но добавляются новые защитники. Игра идет 2x2. Нападающий без мяча должен освободиться от опеки защитника, чтобы получить передачу. Если защитник прерывает пас, то нападающие, совершившие ошибку, и защитники меняются местами. Задача по-прежнему заключается в том, чтобы смотреть на корзину при получении мяча и менять положение сразу же после передачи, но добавляется сопротивление защитников. Игроки переходят к другому упражнению с той же структурой, но с добавлением еще одной задачи. Игра идет 2x2, но теперь добавляется заброс мяча с прохода слабой рукой. Игроки выполняют другое упражнение с той же задачей, сохраняя ту же структуру и совмещая две предыдущие задачи еще с одной: игроки должны сделать не менее трех передач перед проходом. Правила получаются следующие: игра идет 2x2. Игрок, получивший мяч, должен посмотреть на корзину, а игрок, выполнивший передачу, сразу меняет место. Игроки могут забрасывать мяч после прохода только слабой рукой. Передачи осуществляются с сопротивлением защитников. Следующее упражнение имеет иную структуру и прежние задачи с добавлением новых: игра идет 4?4 на половине площадки. Игрок, получивший мяч, должен посмотреть на корзину, а игрок, выполнивший передачу, меняет положение. Забросить мяч с прохода можно только слабой рукой. Выполнить нужно не менее пяти передач. Соревновательные упражненияСоревновательные упражнения – это такие упражнения, в которых игроки соревнуются сами с собой, стараясь улучшить собственный результат, или группами. Примеры: поделить команду на 4 группы, по 2 у каждой корзины. Организуется соревнование, чтобы определить, какая из команд сделает наибольшее количество проходов с броском слабой рукой за 3 мин. Разделить игроков на группы по 3 человека. Каждая тройка игроков выполняет определенный вид передач, двигаясь бегом от одной корзины к другой, завершая перемещения проходом и броском. Каждый заброшенный мяч оценивается в 2 очка. За выполнение неточной передачи или сделанной по высокой траектории снимается 1 очко. Надо подсчитать, какая из групп набрала больше очков за определенное количество попыток или время. Второй вариант данного упражнения повторяет условия первого, но цель его – определить, какая из команд улучшит свой результат в следующей попытке. Два игрока играют один на один, пока один из них не забросит мяч трижды. Игроки в парах выполняют броски (бросивший игрок подбирает мяч и передает его партнеру, и т.д.). Упражнение проводится на время. Количество набранных очков записывается. Периодически (1–2 раза в неделю) упражнение нужно повторять и анализировать, улучшили ли игроки свои показатели и кто показал самый лучший результат. Если соревновательные упражнения использовать правильно, ставя реально достижимые задачи, то они повысят мотивацию игроков в тренировках. Продолжительность выполнения упражненийРешая, сколько времени должно продолжаться упражнение, тренер должен учитывать такие отрицательные моменты, как скука и психологическая усталость, снижающие концентрацию внимания. Упражнения должны длиться столько времени, сколько понадобится, чтобы игроки все поняли и правильно выполнили задание. Если упражнение продолжается слишком долго, снижается концентрация внимания у игроков, а следовательно, и продуктивность работы. Более интересные упражнения можно выполнять дольше, а менее увлекательные, более монотонные могут быть короче. Концентрация внимания при выполнении упражненийРазличные упражнения требуют различной степени концентрации внимания. Планируя выполнение упражнений, требующих больших физических затрат и высокой концентрации внимания, тренер должен учитывать, что при сильном утомлении концентрация внимания снижается. Поэтому во время тренировок важно планировать периоды отдыха либо использовать упражнения, не требующие больших усилий. Участие игроков в выполнении упражненийТренер должен стараться подбирать такие упражнения, чтобы все игроки активно участвовали в их выполнении. Даже если возможности игроков ограничены (например, один мяч и одна корзина), тренер должен искать такие формы, чтобы поддерживать интерес к ним всех игроков с такой интенсивностью тренировки, которую считает необходимой в данном случае. Недостаток средств не является причиной невыполнения заданий игроками. Эту проблему тренер должен решать как можно более эффективно. Например, хорошей идеей является деление игроков на маленькие группы и определение конкретных задач для каждой. Если не хватает мячей или корзин, тренер должен определить очередность выполнения задания. При этом некоторые группы могут выполнять упражнения без мяча и корзин (перемещения в защитной стойке, финты без мяча и т.д.), в то время как другие игроки работают с мячом. Затем игроки меняются ролями. Игроки не должны простаивать, исключая короткие перерывы для отдыха после интенсивной работы. Оценка тренировочного занятияПосле каждой тренировки тренер должен давать краткую оценку проведенному занятию – это необходимо для лучшего контроля за работой команды. Для анализа можно использовать простое средство, позволяющее сравнить первоначальный план тренировки с реально выполненной работой, – запись данных в виде таблиц. Таким образом, как только занятие заканчивается, чтобы не забыть, тренер должен записать, что сделано во время тренировки. После тренировочного занятия тренер сравнивает работу, планируемую до тренировки, с реально выполненной (см. табл. 1, табл. 2). Таблица 1 Запись тренировочного занятия
Таблица 2 Запись недельной работы
Контрольные вопросы и заданияВнимательно прочитайте утверждения, предложенные ниже. Напротив каждого утверждения поставьте + или –, соглашаясь или не соглашаясь с ним.
|