Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2009

Игры на воде

Замечательным способом познания окружающего мира, источником положительных эмоций для детей являются игры на воде. Они пользуются у школьников большой популярностью, потому что доступны учащимся любого возраста и уровня подготовленности, очень полезны для здоровья.

Подготовка к проведению игры

Весь процесс проведения игр на воде складывается из шести элементов:

  • выбор игры;

  • подготовка места и инвентаря;

  • организация играющих;

  • объяснение условий игры;

  • руководство процессом игры;

  • подведение итогов.

Выбор игры

При выборе игры нужно учитывать цели, условия и место проведения занятия, состав класса (группы), возраст, пол и уровень физической подготовленности учащихся.

Организация игры

От правильной организации игры во многом зависит ее ход. Подготовку места: расстановку буйков, кругов, подбор инвентаря, отличительных знаков и т.д. – следует организовать заранее, привлекая к этому детей. Помощь учителю в таком деле повышает их эмоциональное состояние и вызывает желание поскорее начать игру.

Учитель (тренер) делит класс на равные по силам команды, выбирает водящих, капитанов и помощников, показывает всем участникам их места, объясняя свой выбор. Временно освобожденные от уроков плавания ученики, а также специальные помощники – одиннадцатиклассники, закрепленные за каждой командой, – помогают ему следить за дисциплиной и соблюдением правил, подсчитывать очки и судить игру.

Объяснение правил

Объяснять условия игры следует не только словами, но и на личном примере, показывая, как нужно выполнять отдельные приемы и действия. При этом учитель должен занять такое место, с которого все занимающиеся смогут его видеть и слышать. Нужно приучать детей с уважением относиться к побежденным, сохранять добрые отношения независимо от хода и результата игры.

Руководство игрой

В ходе игры учитель наблюдает за действиями учеников, исправляет их ошибки, пресекает проявления некультурного обращения игроков друг с другом, дает им советы, как действовать активнее. Иногда учителю бывает необходимо включиться в игру, чтобы показать пример, или остановить ее, чтобы исправить ошибки.

При появлении выраженных симптомов усталости (пассивность, нарушение точности движений, бледность) нагрузку нужно немедленно снизить: сократить время игры, ввести перерыв, изменить количество участников, правила и роли. При ведении счета нужно периодически объявлять его.

Подведение итогов

Важно вовремя закончить игру, иначе у детей пропадет к ней интерес, они станут вялыми и пассивными. Нужно успеть выполнить все поставленные задачи до этого момента.

По окончании игры подводится ее итог и объявляются победители. Затем следует провести анализ ошибок и объяснить ученикам, как не допустить их в будущем, отметить положительные и отрицательные моменты игры. После этого можно отметить лучших игроков, водящих, капитанов, судей, обратить внимание на дисциплину.

План-конспект спортивного праздника

6-й класс

Цель: оздоровление детей путем проведения различных игр на воде.

Задачи:

– увеличение двигательной активности школьников во внеурочное время;
– формирование потребности в здоровом образе жизни;
– воспитание в детях трудолюбия, благородства, коллективизма, дисциплинированности.

Место проведения: бассейн.

Время проведения: 45 мин.

Инвентарь: спасательные жилеты, шапочки двух цветов, сигнальные флажки и большие спортивные флаги, резиновые мячи, надувные круги и матрасы, большие куски пенопласта, лодка, баскетбольные кольца, буйки, разделительные дорожки.

В празднике участвуют две команды по 6 человек.

Содержание соревнований

Организационно-методические указания

Подготовительная часть (7 мин.)

Вход и построение участников. Обмен вымпелами

Команды выстраиваются друг напротив друга в шеренги. Проводится беседа о правилах поведения на воде

ОРУ на суше

И.п. – руки на пояс. Наклоны туловища влево – вправо, вперед – назад

Упражнения выполняются в одношереножном строю по 4–6 раз, темп медленный

И.п. – руки к плечам. Вращение рук вперед и назад

Пальцы рук плотно прижаты к плечам

И.п. – одна рука вытянута вверх, другая вниз. Вращение рук вперед и назад

Темп движения постепенно повышается

И.п. – о.с. Руки вверх – вдох, вниз – выдох

Во время вдоха надо подниматься на носки

Основная часть (35 мин.)

Построение. Команды входят в воду

Участники входят в воду по одному по лестнице бассейна

Построение в воде. Приветствие команд

Команды встают друг напротив друга в шеренгу по одному, хлопая ладонями по воде

Перестроение в колонну по одному.

ОРУ в воде

 

Конкурсы и эстафеты на воде

«Переправа вброд»

Расчет на первый – второй.

Первые номера идут по дну бассейна, в руках надувной круг; обходят буй, идут обратно, передают круг вторым номерам, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание первой.

За победу команда получает 1 очко, в случае поражения очки не начисляются.

Команды располагаются на расстоянии вытянутых рук

«Переправа»

Первые номера лежат на кусках пенопласта, вторые ведут их по воде, обходя буй. Затем участники меняются местами, возвращаются обратно, передают пенопласт следующей паре, и т.д. Выигрывает команда, выполнившая задание первой

Первый номер лежит на куске пенопласта и гребет руками, а второй, держась за пенопласт, плывет, выполняя движения ногами кролем, и подталкивает пенопласт. После смены положений первый номер плывет, выполняя движения ногами брассом

«Спасение утопающих»

От каждой команды участвуют двое «утопающих» и капитан команды – «спасатель». «Спасатель» находится на лестнице бассейна, а «утопающие» – на противоположной стороне на небольшом расстоянии друг от друга. По сигналу «спасатель» садится в лодку, плывет к ним и поочередно вытаскивает их из воды, затем все вместе плывут в лодке обратно к лестнице. Фиксируется момент, когда лодка коснется бортика бассейна

«Спасатель» гребет веслами, а «утопающие» помогают ему руками

«Снайпер»

У каждого игрока команды – теннисный мяч. Все выполняют по одному броску в кольцо. За каждое попадание команда получает 1 очко

Команды выстраиваются в воде в колонну по одному. Расстояние между игроком и баскетбольным кольцом – 3 м. Броски выполняют одной рукой.

Эстафетные гонки

Первые номера лежат на надувных матрасах. По сигналу они начинают грести к своим буйкам и обратно, затем передают матрасы вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, закончившая эстафету первой

Все участники команды помогают игроку, который должен плыть, лучше расположиться на матрасе.

«Морской бой»

Куски пенопласта лежат на воде по всей ширине бассейна. С двух сторон бассейна у бортиков стоят игроки, одетые в спасательные жилеты. По сигналу они бегут по пенопласту навстречу друг другу; встретившись, пытаются столкнуть соперника в воду. Выигрывает тот, кто останется стоять.

Победитель приносит своей команде 1 очко; если оба игрока одновременно падают в воду, то очки не начисляются

Толкать противника разрешается только руками. Не участвующие в конкурсе игроки поддерживают куски пенопласта, стоя в воде. После игры участники помогают следующим игрокам зайти на пенопласт.

Баскетбол на воде

Первая команда занимает линию поля с одной стороны, а вторая – с другой. За спиной у них стойки с баскетбольными кольцами, в которые игроки стараются забросить резиновый мяч – он вводится в игру с центра поля. За каждое попадание в кольцо начисляется 1 очко. Затем один из участников проигравшей команды вводит мяч в игру.

Правила разрешают передавать мяч, перехватывать его и вырывать из рук соперника. Запрещается задерживать противника, нырять под воду. Нарушивший правила игрок должен выполнить трехметровый штрафной бросок.

Побеждает команда, набравшая больше очков. Если игра заканчивается вничью, то победитель определяется по результатам конкурса штрафных бросков

Баскетбольная встреча длится три периода по 3 мин. Команды выступают в шапочках разного цвета.

Заключительная часть (3 мин.)

Выход из воды, построение.

Подведение итогов игры

Учитель строит класс в шеренгу по одному, награждает команды кубком и вымпелом, благодарит детей за участие в спортивном празднике, желает им здоровья и спортивных успехов

Фото автора

Михаил Федюченко ,
МОУ «СОШ № 5», п. Айхал, Республика Саха (Якутия)

Рейтинг@Mail.ru