Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №5/2009
В фокусе внимания

Требования к режиму образовательного процесса

Поляев Б.А., Румянцев А.Г., Макарова Т.А., Виленская Т.Е.
Гигиеническое и медицинское обеспечение образовательного процесса и физического воспитания в школе [Текст]: справ. руководство / Б.А. Поляев, А.Г. Румянцев, Г.А. Макарова, Т.Е. Виленская. – М.: Советский спорт, 2008. – 528 с.

В справочном руководстве отражены вопросы гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных школах, оценки и прогнозирования физического развития и здоровья учащихся, медико-биологического обеспечения школьного физического воспитания и спорта, профилактики травматизма при занятиях физическими упражнениями.

Одну из глав этой книги мы предлагаем вашему вниманию.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным нормам.

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны быть включены в объем максимально допустимой нагрузки.

При 35-минутной продолжительности уроков во 2-х классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 ч, при 5-дневной – 25 ч.

Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-х классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл. 1.

Таблица 1

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка, ч
  6-дневная неделя 5-дневная неделя
1-е - 20

2–4-е
25 22
5-е 31 28
6-е 32 29
7-е 34 31
8–9-е 35 32
10–11-е 36 33

Продолжительность урока не должна превышать 45 мин.

В 1-е классы принимаются дети восьмого или седьмого года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей седьмого года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения медицинской психолого-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.

Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более четырех уроков в день;
  • продолжительность уроков не более 35 мин.;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 мин.;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии;
  • организация дневного сна, трехразового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и оценки знаний обучающихся в баллах;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в первой четверти – 3 урока по 35 мин. каждый;
  • со второй четверти – 4 урока по 35 мин. каждый.

В начальных классах плотность работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, ухудшения зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению и математике.

В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности включает участие обучающихся в комплексе мероприятий для каждого учреждения: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа во время продленного дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой (Приложение 1).

С этой же целью в школьные учебные планы для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 ч утра без проведения нулевых уроков.

В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение в 1-х, 5-х, выпускных и классах компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20.

Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 мин. Коррекционно-развивающие занятия должны быть включены в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для каждого возраста.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 в 1–4-х и не более 6 в 5–11-х классах.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов занимаются по облегченной программе в один из учебных дней в середине недели (например, в среду).

В целях реабилитации и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения учащиеся компенсирующих классов получают необходимую помощь со стороны работников учреждения медико-психологической квалификации (психолога, педиатра, логопеда), а также родителей, пользуются техническими и наглядными пособиями.

В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа учащихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение детей I ступени разного возраста. Допускается объединение детей I ступени в один класс-комплект, при этом предпочтительно формировать два таких класса. Оптимальным является объединение в один класс-комплект учащихся 1-х и 3-х (1 + 3), 2-х и 3-х (2 + 3), 2-х и 4-х классов (2 + 4). Для предупреждения утомления детей необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно четвертых и пятых) уроков на 5–10 мин., кроме уроков физкультуры.

В тех учреждениях, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием аудиовизуальных средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе – не более 20 мин., в 3-м – не более 25 мин.; на уроках математики во 2-м классе – не более 15 мин., в 3-м – не более 20 мин. На уроках чтения использование аудиовизуальных средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость комплектов из двух классов должна составлять не более 25 человек, а из трех-четырех классов – не более 15.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных средств обучения длительность их применения в учебном процессе устанавливается согласно табл. 2.

Таблица 2

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы
Длительность просмотра, мин.
  диафильмы, диапозитивы кинофильмы телепередачи
1–2-е 7–15 15–20 15
3–4-е 15–20 15–20 20
5–7-е 20–25 20–25 20–25
8–11-е - 25–30 25–30

В течение недели количество уроков с применением технических средств обучения не должно превышать для обучающихся I ступени 3–4, обучающихся II и III ступеней – 4–6.

При использовании на уроках компьютерной техники непрерывная длительность занятий непосредственно с дисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к дисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.

После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 2).
На уроках труда следует чередовать различные по характеру задания. Учащиеся не должны в течение всей самостоятельной работы заниматься каким-либо одним видом деятельности.

Общая длительность практической работы для обучающихся в 1–2-х классах – 20–25 мин., для обу­чающихся в 3–4-х классах – 30–35 мин.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников должна составлять не более 5 мин., для обучающихся во 2–3-х классах – 5–7 мин., в 4-х – 10 мин., а при работе с деревом и проволокой – не более 3–4 мин.

Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5–7-х классах не должна превышать 65% времени занятий; непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах – не более 10 мин., в 6-х – 12 мин., в 7-х – 16 мин.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует организовывать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков.

Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивают перерыв продолжительностью 45 мин.

В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5–9-х классах сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин.

В 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступеней обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.

Расписание уроков строится с учетом статистики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня и учебной недели.
Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 мин., большой перемены (после вторых или третьих уроков) – 30 мин.: вместо одной большой перемены допускается после вторых и третьих уроков устраивать две перемены по 20 мин. каждая. Перемены нужно проводить на свежем воздухе как можно больше, предлагая детям заняться подвижными играми. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 мин., из которых не менее 30 мин. отводится на организацию видов деятельности, способствующих двигательной активности обучающихся, на школьной спортплощадке, в спортивном зале или специальных помещениях, оборудованных тренажерами.

Домашние задания учащимся следует задавать с учетом возможности выполнения в следующие сроки: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 ч, во 2-м – до 1,5 ч, в 3–4-м – до 2 ч, в 5–6-м – до 2,5 ч, в 7–8-м – до 3 ч, в 9–11-м классах – до 4 ч.

Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.

В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 ч, для обучающихся II ступени – не менее 1,5 ч.

Самоподготовку следует начинать с 16 ч дня. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения.
Наилучшим сочетанием видов занятий учащихся в группах продленного дня являются двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на пришкольном участке), а после самоподготовки – участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов художественной самодеятельности, викторин и пр.).

Гигиенические требования к расписанию уроков

Современными научными исследованиями установлено: лучшее состояние умственной работоспособности у детей школьного возраста наблюдается с 10 до 12 ч утра. В это время отмечается наибольшая эффективность усвоения материала учащимися при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на вторых – третьих уроках, а для обучающихся II и III ступеней – на вторых, третьих, четвертых уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся и в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале недели (понедельник) и в конце (пятница).

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются либо наиболее сложные предметы, либо средние и легкие по трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на вторых – четвертых уроках в середине учебной недели.
Не следует планировать выполнение детьми в один день домашних заданий по предметам, требующим большего времени.

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975), в которой трудность каждого предмета оценивается в баллах (табл. 3).

Таблица 3

Таблица И.Г. Сивкова

Предмет Баллы
Математика, русский язык 11
Иностранный язык 10
Физика, химия 9
История 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
Физкультура 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Пение 1


Дополнением к данной таблице могут служить данные опроса учащихся современных общеобразовательных учреждений, которые к наиболее трудным предметам относят информатику, профильные дисциплины, а также еще не изученные предметы, оцениваемые не менее чем в 10 баллов.

При составлении расписания уроков для учащихся 9–11-х классов, следует распределять учебную нагрузку в течение недели так, чтобы наибольшее суммарное количество баллов в день по сложности предметов приходилось на вторник и (или) среду, а для учеников 5–8-х классов – на вторник и четверг, чтобы учебная нагрузка в среду была меньше.

Расписание составлено неправильно, если наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или одинаково в течение всей недели.

Требования к организации медицинского обслуживания учащихся

Во всех общеобразовательных учреждениях имеются медицинские работники средней квалификации и врачи-педиатры.

Обучающиеся в общеобразовательных учреждениях проходят медицинские осмотры в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.

Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.

Все работники учреждения проходят обязательные профилактические осмотры в установленном порядке.

Администрация и медицинские работники общеобразовательных учреждений с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев при поступлении в них детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких учреждениях является дополнительным фактором риска для здоровья ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(рекомендуемое)

Комплекс упражнений физкультурных минуток

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления, а также общего воздействия.

Физкультурные минутки для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. – сидя на стуле.

1–2 – отвести голову, плавно наклонив ее назад;

3–4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на пояс.

1 – поворот головы направо;

2 – и.п.;

3 – поворот головы налево;

4 – и.п.

Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на пояс.

1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево;

2 – и.п.;

3–4 – то же – правой рукой.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Физкультурные минутки для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на пояс.

1 – правую руку вперед, левую вверх;

2 – переменить положение рук.

Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз, встряхнуть кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной поставить на пояс.

1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед;

3–4 – отвести локти назад, прогнуться.

Повторить 6–8 раз, затем руки опустить вниз, встряхнуть ими расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. – сидя, руки вверх.

1 – сжать кисти в кулак;

2 – разжать кисти.

Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз, встряхнуть кистями. Темп средний.

Физкультурные минутки для снятия утомления с туловища

1. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1 – резко повернуть таз направо;
2 – резко повернуть таз налево, плечи неподвижны.
Повторить 6–8 раз. Темп средний.
2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1–3 – круговые движения тазом в одну сторону;
4–6 – то же – в другую сторону;
7–8 – руки вниз, встряхнуть кистями расслабленно.
Повторить 4–6 раз. Темп средний.
3. И.п. – стойка ноги врозь.
1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, – вдоль тела вверх;
3–4 – и.п.;
5–8 – то же – в другую сторону.
Повторить 6–8 раз. Темп средний.
Физкультурные минутки общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе выполнения.

Комплекс упражнений физкультурных минуток для учащихся I ступени на уроках с элементами письма

1. Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. – сидя, руки на поясе.
1 – поворот головы направо;
2 – и.п.;
3 – поворот головы налево;
4 – и.п.;
5 – плавно наклонить голову назад;
6 – и.п.;
7 – голову наклонить вперед.

Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Упражнение для снятия утомления мелких мышц кисти.

И.п. – сидя, руки подняты вверх.
1 – сжать кисти в кулак;
2 – разжать кисти.

Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления мышц туловища.

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову.
1 – резко повернуть таз направо;
2 – резко повернуть таз налево, плечи неподвижны.

Повторить 4–6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для концентрации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища.
1 – поставить правую руку на пояс;
2 – поставить левую руку на пояс;
3 – опустить правую руку на плечо;
4 – опустить левую руку на плечо;
5 – поднять правую руку вверх;
6 – поднять левую руку вверх;
7–8 – хлопки руками над головой;
9 – опустить левую руку на плечо;
10 – опустить правую руку на плечо;
11 – поставить левую руку на пояс;
12 – поставить правую руку на пояс;
13–14 – хлопки руками по бедрам.

Повторить 4–6 раз. Темп: 1 раз – медленный, 2–3 раза – средний, 4–5 раз – быстрый, 6 раз – медленный.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(рекомендуемое)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза, считать до трех, затем открыть глаза, посмотреть вдаль, считать до пяти. Повторить 4–5 раз.

  3. И.п. – правая рука вытянута вперед.
    Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
    Повторить 4–5 раз.

  4. И.п. – рука вытянута вперед.
    1 – смотреть на указательный палец;
    2 – смотреть вдаль.
    Повторить 4–5 раз
    .
  5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глаза посмотреть вдаль (6 сек.).
    Повторить 1–2 раза.

Фото с сайтов:

 

Редакция

Рейтинг@Mail.ru