Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2010
Методика

От малого – к большому

Подвижные игры для обучения баскетболу

На адрес редакции уже начали поступать работы на конкурс «Необычная физкультура-2010». Предлагаем вашему вниманию разработки Венеры Евсеевой, приславшей их первой.

Изучая на уроках технические приемы баскетбола, полезно совершенствовать их в ситуациях, приближенных к игровым, с помощью специально подобранных подвижных игр, являющихся как бы переходным мостиком к игре в баскетбол и способствующих формированию навыков передачи мяча, ведения его без зрительного контроля, а также развитию быстроты мышления.

Борьба за мяч

Участвуют две команды по 2 человека в каждой. Игра проводится одновременно в разных местах площадки. Применяя разученные передачи, игроки передают мяч друг другу, удерживают или отнимают его, соблюдая правила игры в баскетбол.

Три на два

Класс делится на группы по 5 человек в каждой. Для каждой пятерки играющих выделяется четверть площадки. За пределы своей площадки выбегать нельзя. Внутри каждой пятерки игроки делятся на две команды: в одной 3 игрока – нападающие, в другой 2 – защитники. Нападающие, передавая мяч друг другу, стараются удержать его как можно дольше, а защитники пытаются овладеть мячом. Нападающий, совершивший ошибку при передаче, меняется ролями с защитником.

Двое против одного

Игра ведется на четверти баскетбольной площадки. Участвуют 3 человека. Два участника – нападающие – передают мяч друг другу, а третий – защитник – старается перехватить его или хотя бы задеть рукой. Если мяч выйдет за пределы площадки, будет перехвачен или игроки нарушат правила ведения, то игрок, допустивший ошибку, меняется местами с защитником.

25 передач

Все игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги на расстоянии не менее 10 м друг от друга. Перед каждой шеренгой проводится линия; можно построиться на боковых линиях баскетбольной площадки. Каждая пара должна выполнить 25 передач любым способом, не заступая за линию. Если мяч ударится о пол до нее, то игрок должен вывести мяч за линию, а потом произвести передачу. Выигрывает та пара, которая быстрее выполнит 25 передач.

Вызов номеров с мячом

Класс делится на две команды. Внутри команд производится расчет по порядку номеров. На равном расстоянии от каждой из команд лежат по мячу. Учитель произвольно называет номер игрока. Названные номера выбегают, поднимают мячи и ведут его до обозначенной линии (расстояние до нее должно быть одинаковым для обеих команд), затем разворачиваются, с ведением мяча возвращаются и кладут мячи на исходную позицию. Победитель приносит своей команде 1 очко.

Кто больше?

Игроки располагаются полукругом напротив щита, но не ближе чем в 6 м от него. Под щитом находится игрок с мячом. Он поочередно передает его остальным, которые, получив от него мяч, бросают его в корзину. Игрок под щитом должен стараться овладеть мячом после броска до падения его на площадку. Если ему это удается, то игрок сам бросает мяч в корзину с того места, где он будет пойман. Каждое попадание в корзину с дальней дистанции или из-под щита приносит игроку 1 очко. Если бросающий издали попадает в корзину, то получает право еще на один бросок. После того как все играющие закончат броски, участник, находящийся под щитом, занимает место игрока, стоящего первым (справа), а все остальные перемещаются на одну позицию по часовой стрелке, а стоящий последним (слева) занимает место водящего (игрока под щитом). Когда все баскетболисты вернутся в исходное положение, игра заканчивается. Побеждает участник, который наберет больше очков.

Солнышко

Играющие делятся на несколько групп и выстраиваются в колонны по одному вокруг среднего круга баскетбольной площадки, образуя как бы лучи солнца. Водящий, обегая «солнышко», хлопает кого-либо из замыкающих в колонне. Тот передает хлопок впереди стоящему, и так до направляющего. Как только его хлопнут по плечу, он кричит: «Есть!» – после чего вся колонна бежит в заранее определенном направлении. Каждый старается, обежав круг, быстро занять свое место. Прибежавший последним становится водящим.

Десять

Игроки делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному справа от щита, но не ближе чем в 5 м от него. По сигналу направляющий бросает мяч в корзину, ловит его и передает следующему, после чего занимает место в конце колонны. Затем то же задание выполняют остальные. После трех совместных попаданий участники команды перебегают к боковому кольцу, где, сохраняя порядок расстановки, они должны поразить кольцо еще 4 раза, доведя счет своих попаданий до 7, затем снова переходят к другому кольцу, в которое нужно попасть еще 3 раза. Побеждает команда, которая успеет первой поразить кольцо 10 раз.

Двадцать

Участники делятся на несколько групп по количеству баскетбольных щитов; в каждой игра проводится самостоятельно и носит индивидуальный характер. Все участники имеют право на 3 последовательных броска в корзину. Первый выполняется из-за линии штрафного броска; затем надо подбежать, поймать мяч – обязательно в воздухе – и повторить бросок; таким же образом выполняется третий бросок. За удачно выполненный первый бросок начисляется 3 очка, за второй – 2, за третий – 1. Игрок, не успевший поймать мяч до того, как он коснется пола после первого или второго броска, не имеет права на остальные броски. Если игрок попал в корзину 3 раза, он имеет право еще на 3 броска, и так до первого промаха. Все игроки бросают мяч поочередно. Выигрывает участник, который первым наберет 20 очков.

Сто

Правила те же, что в игре «Двадцать», только подсчет очков ведется не отдельно для каждого игрока, а для всей команды в сумме. Побеждает команда, которая первой наберет 100 очков.

40 попаданий

Класс делится на четыре команды, по две на каждый основной щит. У первых номеров – по мячу. Игрокам нужно в сумме поразить кольцо 40 раз – по 10 попаданий с четырех разных точек. За каждое попадание начисляется 1 очко. После 10 удачных бросков участниками одной из команд объявляется победитель первой серии бросков и подсчитывается количество попаданий. Затем команды меняются местами, и игра продолжается. Необходимо соблюдать следующее условие: игрок, бросивший мяч, должен поймать его, не дав упасть на землю, независимо от того, попал ли он в корзину, и передать партнеру. За каждое падение мяча на площадку команда лишается 1 очка.

Десять ударов с передачей

Класс выстраивается в 2–3 шеренги. Дистанция и интервал между участниками – 2 м. Каждая шеренга представляет собой отдельную команду. Правофланговые получают баскетбольный мяч. По сигналу учителя они начинают ведение мяча на месте – 10 ударов о пол, а 11-м ударом направляют мяч следующему игроку своей шеренги. Тот без остановки выполняет то же упражнение, и так до конца шеренги. Последний игрок шеренги, выполнив задание, поднимает мяч над головой.

При повторном проведении игры можно выполнять задание от замыкающего к направляющему, но уже левой рукой. Побеждает команда, которая выполнит задание первой.

Штрафные броски

Две команды строятся на линии штрафного броска в колонны по одному, у одной из них мяч. Они выполняют штрафные броски до 3 промахов подряд, после чего мяч передается их соперникам. Побеждает команда, реализовавшая больше штрафных бросков.

Венера Евсеева ,
учитель физической культуры, МОУ Челно-Вершинская СОШ, с. Челно-Вершины, Самарская обл.

Рейтинг@Mail.ru