Таблица 1

Средние показатели функциональных и антропометрических измерений школьников

Возраст (лет)

Величина ЧСС в покое (уд./мин.)

Показатели массы тела и роста (кг, см)

Показатели задержки дыхания

(сек.)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

масса

рост

масса

рост

на вдохе

на выдохе

на вдохе

на выдохе

7

84–88

86–90

22–28

118–129

21–27

118–129

36

14

30

15

8

83–87

84–88

24–31

125–135

24–31

124–134

40

18

36

17

9

85–89

81–85

26–35

128–141

27–35

128–140

44

19

40

18

10

87–91

78–82

30–38

135–147

30–39

134–147

50

22

50

21

11

75–79

82–86

32–41

138–149

32–42

138–152

55

24

44

20

12

80–84

84–88

37–49

143–158

38–50

146–160

60

22

48

22

13

70–74

75–79

39–53

149–165

43–54

151–163

61

24

50

19

14

76–80

75–80

45–56

155–170

46–55

154–167

64

25

54

24

15

70–74

72–76

50–63

159–175

50–59

156–167

68

27

60

26

16

72–76

70–73

51–78

168–179

56–72

157–167

71

29

64

28

Таблица 2

Классификация тренировочных нагрузок

Параметры допустимых значений ЧСС при тренировочной нагрузке

Классификация тренировочных нагрузок

возраст

нагрузка (уд./мин.)

режим

характер нагрузки

показатели ЧСС

(уд./мин.)

время работы

минимальная

максимальная

юноши

девушки

7

128

191

1

Низкая интенсивность

До 130

До 135

От 40 до 90 мин.

8

127

190

9

127

190

2

Средняя интенсивность

131–155

136–160

30–40 мин.

10

126

189

11

125

188

3

Высокая интенсивность

156–175

161–180

5–30 мин.

12

125

187

13

124

185

4

Субмаксимальная интенсивность

176–180

181

30 сек. –

5 мин.

14

124

185

15

123

185

5

Максимальная интенсивность

181–200

Выше 181

20–30 сек.

16

122

184

Примечание. Индивидуальный тренировочный пульс определяется по формуле: 220 – возраст – пульс в покое ? 0,6 + пульс в покое.

Таблица 3

Оценка показателей состояния организма школьника

Количество баллов

Аппетит

Самочувствие

Желание заниматься физическими упражнения

Работоспособность

Переносимость нагрузки

Сон

Болевые

ощущения

5

Повышенный

Хорошее

С удовольствием

Высокая

Хорошая

Спокойный, крепкий

Нет болевых ощущений

4

Нормальный

Удовлетворительное

Есть желание

Хорошая

Удовлетворительная

Без пробуждений

Немного болят мышцы

3

Пониженный

Вялость, усталость

Безразлично

Удовлетворительная

Плохая, наблюдаются вялость, апатия

С трудом засыпает

Небольшое чувство тошноты

2

Есть не хочется

Плохое

Нет желания

Низкая

Прекратил занятия

Бессонница

Боли в подреберье

1

Отвращение к приему пищи

Недомогание

Болезненное состояние

Выполнил только тренировочное задание

Не занимался

Бессонница

Головокружение, боли в сердце

 

Лариса НАУМКИНА, Московская экономическая школа, Москва