Архив |
Интервью на важную темуИнтервью на важную тему
– Алексей Константинович, мы с вами встречаемся в дни восьмидесятилетнего юбилея системы дополнительного образования. В праздничные даты всегда была заложена формула – несмотря на большие успехи, есть и недостатки... Давайте отойдем от нее и просто посмотрим на нынешнее состояние дополнительного образования, хотя сам термин или определение “дополнительное” у кого-то и вызывает несогласие. Что вы на это скажете? – Думаю, надо начать разговор с того, что значит дополнительное образование. Впрочем, термин “внешкольное” тоже не всех устраивал. Ключевое же слово в этом сочетании – образование. Образование личности. Возможно, мне скажут, а что же в общеобразовательной школе образование происходит без внимания к личности. Вспомним уклад Царскосельского лицея. Александр Сергеевич Пушкин не был силен в математике, и это обстоятельство не влияло на отношение к нему педагогов. В лицее ему создали условия для расцвета природы его личности, в конечном счете для формирования гения. Конечно, в школе дети должны научиться читать, писать. Но что нужно для раскрытия личности ребенка? Как определить, что близко природе каждого из них? В трудах Н.К. Крупской очень много интересного можно найти по этой проблеме. Недавно в министерстве была делегация японских педагогов, и они рассказывали, что пользуются методологией Крупской, издали полное собрание ее педагогических трудов. Недаром в Японии придается огромное значение формированию личности человека. Сфера дополнительного образования не должна походить на школьную. Какой бы ни была школа, почти каждый ребенок хочет вырваться за ее пределы. И каждому ребенку до полного образования помимо школьного курса необходимо широкое эстетическое и физическое воспитание. При обязательной свободе выбора.
– Все начинается с физической культуры, культуры как таковой. По идее ее азы должны закладываться в семье и в дошкольных детских учреждениях. Сейчас нередко и дошкольники оказываются уже под воздействием тренера-профессионала. В целом же ситуация складывается таким образом, что в своем спортивном образовании дети могут пройти по пяти уровням, переходя из одного в другой, как из класса в класс. Это, во-первых, общая физическая подготовка, далее – начальная спортивная подготовка, учебно-тренировочная, группы спортивного совершенствования, наконец, высшего спортивного мастерства. Во всей этой системе сейчас заняты два миллиона школьников. Ряды детских спортивных учреждений не только не поредели за последние, такие трудные годы, но и увеличились. Свыше трех тысяч детских спортивных школ работает в стране, школы олимпийского резерва, клубы общей физической подготовки. Мы приняли на свой баланс и отдельные спортивные школы профсоюзов. Так что ни о каком сворачивании спортивной работы с детьми говорить нельзя, хотя в этом нередко и пытаются нас убеждать некоторые средства массовой информации.
– К сожалению, кое-где такая тенденция проявляется. Согласно законодательству, местные власти вольны решать судьбу детских спортивных учреждений, определяя их принадлежность тому или другому ведомству. По мнению же нашего министерства, все эти подвижки не принесут пользы, ведь финансовые затруднения сейчас испытывают все, и спортивным школам легче отрезать от большого пирога, чем от малого. Так что все эти волнения и переживания из ряда человеческих страстей.
– Восемьдесят процентов детей – из двух миллионов – занимаются общей физической подготовкой, остальные – спортивным совершенствованием. Этому делению соответствует и дифференцированная оплата труда тренеров. Работа с одаренными детьми оплачивается по более высоким ставкам. Надо сказать, что это новшество впервые применено именно в системе физкультурно-спортивного дополнительного образования.
– Перед дополнительным образованием и всеми его составляющими поставлена задача по взращиванию элиты. Но при этом обязательно сочетание массовости занятий с вниманием к отдельной личности. Мы придаем большое значение стратегии создания разновидовых учреждений, внутренняя структура которых позволяет ребенку, так сказать, под одной крышей заниматься, скажем, спортом и одним из видов искусства.
– Я принимаю все, что не замыкается на узкопрофессиональном уровне. Спортивный результат, конечно, важен, но плохо, когда его достижению подчинена вся педагогическая деятельность тренера. Тогда атрофируются многие чисто человеческие качества во взаимоотношениях тренера и ученика. А мы считаем, что в детских спортивных школах тренеры должны быть озабочены прежде всего педагогической деятельностью.
– Не согласен с определением “многие”. Тренеры наших известных спортсменов – настоящие педагоги, иначе им бы не добиться больших успехов в формировании личности победителя. Тем не менее сейчас особенно остро ставится вопрос об образовании педагогов, их переподготовке, повышении их общей культуры. Это государственная задача. Пока у нас отсутствует четко выверенная система повышения квалификации. Эпизодически, конечно, идут семинары, курсы, а стройной системы нет. Мы обсуждали эту проблему с работниками комитета по физической культуре, спорту и туризму России, и они предложили перенести ее решение на региональный уровень, распределив территории между девятью региональными академиями физической культуры. Чтобы начать работу, надо сформулировать задачи, разработать учебные планы и найти источники финансирования. Акцент в переподготовке мы хотим сделать на педагогическом аспекте, на психологии. Все это стоит немалых денег.
– Мы хотим проводить переподготовку спортивных педагогов в государственной системе образования, но усилить ее мотивацию с помощью экономических рычагов, то, что называется квалификационно-тарифной сеткой. Видимо, она должна быть пересмотрена. Нынешняя перестала работать, так как между разрядами оказалась мизерная разница. Заработная плата должна стать мотивацией к совершенствованию, ныне же она способствует лишь выживанию. В результате тренеры, да и учителя физкультуры, набирают такое громадное количество учеников, что не в состоянии дать им качественного образования. Я часто вспоминаю рассказанный мне случай, когда профессор Петербургского университета – до революции еще – получил порицание за то, что прочитал за неделю две лекции. Говоря по-нашему, это посчитали халтурой. Педагог воздействует на своего ученика и эмоционально. Я знаю по своему опыту, что на 5–6-м уроке эмоциональный заряд иссякает и дети остаются словно недокормленными. А воспитание – это восходящее питание. К тому же мы обмениваемся с детьми еще и энергетическими зарядами. Нельзя, чтобы очки и секунды становились фетишем для учеников и учителей. Становление личностных качеств ученика, его духовности – вот главная задача педагога, спортивного в том числе. Ведь тренер очень рано вступает в тесный контакт с ребенком и проводит с ним немало времени, к несчастью, иногда и уродуя его, нанося вред его здоровью. И все это во имя его величества очка, спортивного результата. Такие серьезные просчеты тренера надо, видимо, относить тоже к его недостаточному образованию, непрофессионализму. Ведь в здоровье детей сейчас происходят очень негативные, иногда и фатальные изменения, практически здоровых детей мизерный процент. А физическая культура, детский спорт могут сослужить добрую службу в поправке здоровья детей – конечно, вместе с другими положительными социальными факторами.
– Относительно системы дополнительного образования я не стал бы говорить о реформе, она несколько скомпрометирована. Видимо, следует думать о необходимости изменений в этой системе, об избрании эволюционного пути, а не революционного. Оставить то, что есть, что должно быть, и поставить в один ряд с ними то, что будет создано заново. Если это новое окажется более жизнеспособным, чем старое, произойдут неизбежно подвижки. К сожалению, я бывал не раз свидетелем того, как шла в педагогике жесткая ломка. Но ломать – не строить. В прошлом году мы провели семинар с представителями различных отраслей дополнительного образования, в том числе спортивной отрасли с одной темой – будущее дополнительного образования. Все сошлись на одном – перспектива дополнительного образования не в изменении его содержания. Перспектива – в поисках новых технологий. Нельзя терять того, что есть, нельзя терять того специалиста, который может утверждать новые технологии в жизни. Мы хорошо знаем, что делать, плохо пока знаем – как делать.
– В таких ситуациях я бываю даже резок. Говорю педагогам: думать о разрушении нашей системы – значит, не уважать самих себя. Мы – имею в виду всех работников системы дополнительного образования – достояние нашей культуры. Такой массовости и глубины организации работы с детьми после уроков нет ни в одной стране мира. Это просто беспрецедентно. Мы не можем даже допускать мысли о том, что наше общество может отказаться от такого мощного стимула развития национальной культуры. Даже сейчас, на фоне падения многих отраслей народного хозяйства, можно сказать вопреки логике, система дополнительного образования не только не претерпела разрушения, она укрепилась и расширилась. Это говорит о ее востребованности обществом. И неудивительно: ее жизнеспособность – гарант ликвидации безнадзорности детей и даже преступности.
– Да, за престиж ныне приходится платить. Но когда родители обращаются ко мне с подобным вопросом, я направляю их в другие, не так давно бывшие тоже очень популярными виды спорта, скажем, те же коньки, лыжи, легкую атлетику. Положение же с содержанием детских спортивных школ действительно очень сложное. У них, по существу, есть только гарантированная заработная плата. Одеть, обуть юных спортсменов, дать им качественный спортивный инвентарь теперь могут только родители. Это не касается членов сборных команд, тех ребят, которые уже зарекомендовали себя перспективными спортсменами. Идет и адресная помощь одаренным ребятам, семьи которых не в состоянии оплатить затраты на спортивные занятия. Кстати, в программе “Одаренные дети” мы впервые ввели строку относительно спортивно одаренных детей. К сожалению, и эта программа не финансируется на все сто процентов.
– Он остался, только трансформируется в более развернутый, скажем так: у России нет светлого будущего, если сегодня мы не обеспечим детям достойного существования. Существование надо понимать в смысле полноценного проявления природы детей, достойного проживания поры детства. А.М. Сухомлинский говорил, что задача состоит не только в том, чтобы дать детям счастливое детство, но и всю последующую жизнь. Сегодня же все благие пожелания тонут в финансовом кризисе. Но дополнительное образование категория не только педагогическая, но прежде всего экономическая. Один рубль, вложенный в образование ребенка, завтра обернется сотнями и тысячами рублей. Здесь решаются проблемы образования и воспитания личности в ее развитии. Ведь известно, что в мире из 10 человек девять занимаются не своим делом. Помочь найти себя и призвано дополнительное образование. Повторю, это категория экономическая. К тому же в корне отличная от рекрутчины, которой – без обиды будет сказано – были отдельные наши УПК, учебно-производственные комбинаты. Дополнительное образование основано на добровольности, свободе выбора детьми того или иного занятия, отказа от него, выбора другого пути. В этой системе реализовали себя и многие взрослые, встретив здесь похожих на себя бессребреников и энтузиастов, оставили свои прежние специальности и перешли на педагогическую работу.
– На этой ниве, как сказал один мой коллега, пролегает дорога от культуры полезности к культуре достоинства. Не люди-винтики трудятся на ней, а творческие личности. В этом их сила и сила жизнестойкости дополнительного образования, образования в интересах личности.
Беседу вела Маргарита ШАРГИНА P.S. Это интервью неожиданно оказалось вступлением к тому действу, которое развернулось вслед за ним в Центральном доме журналистов. Формально была объявлена пресс-конференция, посвященная все той же знаменательной дате – 80-летию создания в стране детских учреждений внешкольного, или дополнительного образования. С пространным и глубоким сообщением на заданную тему выступила заместитель министра общего и профессионального образования Е.Е. Чепурных. В зале сидели бывшие участники пионерских ансамблей, технических кружков и самодеятельных театров, походов по дорогам боевой и трудовой славы народа – кто же из школьников в прошлые годы не принимал во всем этом самого радостного участия. Бывшие участники стали зрителями того, что вместо громких славословий показали им нынешние школьники – воспитанники музыкальных школ и московского Дворца творчества. Нет, ничего не забыто. И, как говорили всегда, смена смене идет. |