Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №9/1999
Архив

«Нестандартный» Левченко

"Нестандартный" Левченко

Еще несколько лет назад во всех учебных заведениях профтехобразования, как и в других учебных заведениях Москвы, обязательной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса считалась работа кружков художественной самодеятельности, технического творчества, спортивных секций, олимпиад, турпоходов и экскурсий и т. д.

Сейчас во многих учебных заведениях, к сожалению, этого нет. В урезанных бюджетах деньги на спортивную, кружковую работу не предусматриваются. Хотя в настоящее время во многих учебных заведениях более половины учащихся имеют отклонения в состоянии здоровья, а каждый третий выпускник не отвечает требованиям, предъявляемым к служащим в Вооруженных Силах.

К этому следует добавить ежегодный рост негативных проявлений в поведении учащейся молодежи, рост правонарушений и преступлений, увеличение случаев употребления алкоголя, наркотиков и психотропных веществ. Естественно возникает вопрос – что и как делать?

Этого требуют не только интересы охраны здоровья молодежи, но и развитие нашей государственности и экономики, укрепление обороноспособности России.

Проблема архисложная.

Ее решение зависит от множества объективных и субъективных факторов, в том числе от уровня работы инженерно-педагогических коллективов ПТУ, колледжей, лицеев, от каждого учителя, каждого конкретного учебного заведения.

Одним из наиболее удачных учебных заведений ПО, грамотно решающих проблему обучения и воспитания учащихся через спорт в сегодняшних, особо неблагоприятных условиях, можно считать лицей № 319 (руководитель физвоспитания Дмитрий Иванович Левченко).

 

Первого сентября 1998 года рейсовым автобусом № 794 я ехал от метро “Молодежная” в 319-й лицей на первый день занятий нового, 1998/99 учебного года. В этом же автобусе ехала группа ребят, оживленно обсуждая прошедшие каникулы и предстоящие учебные дела, притом неоднократно переключаясь на физкультурно-спортивную тематику.

Чуть позже выяснилось, что они учащиеся 319-го лицея. Разговорились. И я стал выяснять причины их заинтересованности к занятиям по физкультуре. Ребята, вначале настороженно, а потом с интересом, перебивая и дополняя друг друга, сообщили много интересного о физкультуре вообще и о преподавателе Левченко в частности.

И вот я на уроке. Первокурсники с любопытством смотрят на учителя. Он выдерживает паузу (кто-то невнимателен) и неожиданно для всех говорит:

“Знаете ли вы, ребята, что человеческое сердце рассчитано природой на 3,5 миллиарда ударов? – (Опять пауза и... полнейшая тишина). – Так вот, –продолжает Левченко, – чем реже бьется сердце, тем дольше живет человек. Нормальный пульс 60–70 уд./мин. У некоторых из вас сердце бьется быстрее – 80 – 100 и более ударов. Это плохо. Это очень плохо, ребята. Но (снова пауза и тишина) через 2–3 месяца, если вы будете старательно выполнять предложенный мной объем физической нагрузки и все другие рекомендации, ваш пульс придет в норму. А вы к третьему курсу будете иметь отличную оценку по физкультуре и, кроме того, можете стать спортсменами-разрядниками. Итак, давайте поучимся считать пульс...”

Это было начало урока, точнее, его вводная часть, которая продолжалась ровно шесть минут. Но за эти шесть минут учащиеся психологически настроились на занятие, узнали много нового и очень важного о своем организме, о действии на него физической нагрузки, необходимости самоконтроля... И так ежедневно.

Кто-то может удивиться, прочитав эти строки: откуда же берутся эти ежедневные занятия, если в лицее, по типовой программе учебных заведений профтехобразования, предусмотрены всего два часа в неделю и в подавляющем большинстве учебных заведений проводятся спаренно, т. е. в неделю всего один раз?

Вот это и есть введенная по инициативе Дмитрия Ивановича Левченко нестандартная ситуация, которая призвана укрепить здоровье учащихся и дать сверхстандартный объем знаний и умений каждому учащемуся по физической подготовке.

Для этого у Левченко отработана своя методика, своя авторская программа, свой довольно эффективный подход.

“...Два часа в неделю – это очень мало для любого человека, тем более для 14–16-летних девчонок и мальчишек”, – считает Дмитрий Иванович. Именно поэтому он в течение нескольких лет отрабатывал свою методику физического обучения и воспитания учащихся, которая успешно внедряется, потому что поддержана всем педколлективом лицея и персонально директором Михаилом Александровичем Лебедевым.

Далее Левченко темпераментно (и прямо по П.П. Блонскому) объясняет мне, что развивающемуся 14–16-летнему человеку нужна игра, нужен труд, различная творческая деятельность и в сфере учебы, и в сфере досуга, которая вытекает из психолого-физиологических потребностей каждой личности. И главное – им, учащимся, всегда нужен подвижный образ жизни. И вот, исходя из этой научно-практической концепции, отработан и действует недельный двигательный режим учащихся, сориентированный на 9–11 часов в неделю.

Для этого в каждой учебной группе кроме физрука и его помощника назначаются из числа учащихся один-два методиста, в обязанности которых входит проведение производственной гимнастики и еженедельно на 3–5-х уроках теоретического обучения – физкультурные паузы. Каждый из назначенных методистов проходит предварительно специальную подготовку. Занятие с ними проводят сам Левченко и тренеры спортивных секций, а также учащиеся спортсмены-разрядники по специально разработанной программе. Кроме того, в лицее созданы и работают клуб атлетической гимнастики и еще 8 различных спортивных секций, где тренируются 295 учащихся лицея. В клубе учащиеся заняты три дня в неделю по 3–4 часа, в секциях – два раза в неделю по 2–3 часа. С учетом двух ежедневных физкультпауз и производственной гимнастики и получается физическая нагрузка (разумеется, различной интенсивности) свыше 10 часов в неделю.

Известно, что лучший судья – время. Учителем физического воспитания Д.И. Левченко работает уже 40 лет, в том числе в лицее № 319 (бывшем ПТУ-61) 22 года. На всем протяжении, как он рассказывает сам, было много разных событий... Более 15 раз реформировали и перестраивали систему образования, меняли программы, методики и подходы, менялись директора, начальники, преподаватели, не менялись только дети, учащиеся. Они всегда приходили разные: любопытные и безразличные к физкультуре, старательные и с ленцой, активные и пассивные, общительные и замкнутые, троечники и отличники, но всегда, по мнению Левченко, интересные, симпатичные и... хорошие. Плохие тоже попадались, но редко...

На мой вопрос о статистических данных за 1998 г. о значительном росте по Москве правонарушений и преступлений, совершенных учащимися-подростками, Дмитрий Иванович резонно заметил, что все ребята рождаются одинаковыми, хорошими, и процитировал, немного изменив известный тезис А.М. Горького, что человек, рожденный человеком, может умереть орлом, ослом или львом – все зависит от воспитания.

И конечно же, для Левченко ребята не все одинаковы. Дело в его подходе к проблеме, в выборе методов обучения и воспитания, в дифференцированном и индивидуальном подходе к каждому. Он сравнивает с прошлым временем и совершенно правильно считает, что учащемуся сегодня в его 14–16 лет гораздо труднее, чем раньше, что в этом возрасте он фактически сражается сам с собой и ему в этом надо помочь. И он, Левченко, обязан это делать постоянно и качественно.

Уже в течение длительного времени он борется с нелитературными выражениями, с курением, употреблением алкоголя, наркотических и психотропных средств.

Так, например, в лицее давно и успешно применяется воспитательная методика в борьбе за чистоту русского языка, можно сказать, проводится спортивная борьба с матерщиной. За каждое услышанное нелитературное выражение учащийся наказывается приседанием от 30 до 300 раз – в зависимости от физической подготовленности (закон “не навреди” соблюдается очень строго).

Я был свидетелем того, как учащийся, пожалуй, нечаянно, в коридоре обронил такое слово. Сообразив, что его услышал учитель и посторонний (то есть я), учащийся немедленно извинился и стал приседать...

Потом Левченко пояснил: наказание должно быть обязательным за каждый совершенный проступок, но не унизительным, а лучше с элементом игры. Вот так. Все это он связывает с борьбой за здоровье ребят, ставит себе задачу сделать для каждого из них занятие физической культурой по убеждению ежедневной, необходимой частью жизни.

И на уроках очень доходчиво, с убедительными примерами объясняет, что дает человеку физкультура: укрепляет мускулатуру, повышает минутный выброс крови (то есть улучшает кровообращение), увеличивает дыхательный объем легких, стимулирует обмен веществ, уменьшает вес тела, повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям и т. д. А затем спрашивает и удивляется, что на самом деле об этих фактах знают все или почти все, в том числе и ребята. Так почему же большинство из них всерьез не занимаются физкультурой, своим здоровьем? И утверждает – это лень. Она – источник почти всех пороков.

...Затем дается задание написать каждому контрольную работу.

В лицее уже отработана система, когда каждый учащийся по предмету "физвоспитание" пишет реферат. Каждый пишет произвольно, что хочет и как хочет, что тревожит, вызывает неудобство. Учащиеся, которые освобождены от уроков физкультуры (в лицее таких не много), готовят рефераты по лечебной физкультуре, конкретно по своему заболеванию.

Так, учащийся группы № 14 Антон Карандышов пишет по теме “Прямая спина”, где подробно объясняет, что и как надо делать, чтобы ее выпрямить. И девиз к реферату:

Займусь с утра гантелями,
Ни дня не пропущу.
Хоть долгими неделями,
А силу наращу!..

Ира Гапоненко (группа № 8) назвала свой реферат просто – “Комплекс физических упражнений”, в котором пытается ответить на вопрос, зачем девушке, женщине нужны физические упражнения. И в конце обобщает, что заниматься физическими упражнениями, во-первых, надо ежедневно, а во-вторых, необходимо отработать (выработать) систему индивидуальных упражнений для каждого конкретного человека и желательно с учетом специфики его профессиональной деятельности.

Итак, каждый учащийся лицея пишет реферат. За каждый ставится предварительная оценка, которая потом учитывается при зачетах и экзаменах.

Левченко поясняет, что предварительная оценка ставится потому, что одно дело знать предмет, знать дело, знать, как поступить, а другое – делать так, как надо. Ведь судят о человеке не только по тому, что и как он говорит, главное – как и что он делает.

Что же касается зачетов и экзаменов, говорит Левченко, то я никогда не принимаю их один на один. Ты покажи все, что умеешь, перед группой. Ведь физкультура тем и хороша. Чтобы получить оценку “пять”, надо подтянуться 12 раз. Все объективно. Не можешь – тренируйся. И никаких поблажек я стараюсь не делать. Ну разве только тому, кто очень старается, я чуть-чуть авансирую...

И, как говорится, информация к размышлению... Успеваемость по лицею по предмету физвоспитание постоянно повышается. В целом, можно сказать, хорошая. Так, учащиеся, поступившие в 1995 году на I курс, при выпуске в 1998 году по физкультуре имели следующие оценки: пять – 151 человек; четыре – 64 человека; три – 23 человека и ни одной двойки.

При поступлении же на первый курс они имели: пять – только 69 человек; четыре – ни одного; три – 102 человека; два – 67 человек.

А в собеседованиях на различные психолого-педагогические темы Левченко часто возвращался к службе в армии. И я не сразу понял почему. ...За годы службы, говорил он, немало и разных пришлось повидать молодых парней, в том числе и таких, которые могли только висеть на перекладине, и еле-еле переставляющих ноги на дистанции кросса, и с округленными глазами подходящими к полосе препятствий. Для некоторых конь долго, долго оставался непреодолимым. Многие демонстрировали такую немощь, что было жалко на них смотреть.

И сейчас, когда я вижу такого первокурсника, мне тоже его становится жалко, и я стараюсь ему помочь стать нормальным человеком. Сегодняшняя армия еще сложней, чем я помню, а для выживания, или вживания в армейскую среду, надо быть прежде всего физически здоровым и выносливым.

Далее мы беседуем о том, что перед человеком, осознавшим необходимость оздоровительных занятий, обязательно возникает проблема выбора. Предпочтение, как правило, отдается тем видам спорта, которые, во-первых, отличаются высокой эффективностью для здоровья при относительно малом расходе времени и, во-вторых, которые доступны в любую погоду, не требуют больших материально-технических затрат и тренерского руководства.

Поэтому всем учащимся, в том числе занимающимся в атлетическом клубе и спортивных секциях, рекомендуются обязательные систематические занятия (разумеется, с разной дозировкой времени и интенсивностью нагрузок) – бег, быстрая ходьба, лыжи и туризм.

Некоторые считают, что преподавать физкультуру совсем просто: “встаньте прямо, расправьте плечи, вдохните и бегом...” Нет. Не это главное в физкультуре. Сегодня главное заключается в том, что физическая подготовка, спорт пробуждают у подростка столь необходимое ему именно в этом возрасте чувство собственного достоинства, гордости, если есть успех, хоть какой-то, маленький, хоть изредка... Обретенная в тренировках сила, умноженная на разум и самоанализ, управляемые учителем, увеличивает устойчивость к непорядочным (необдуманным) поступкам.

Ведь недисциплинированность, грубость, хулиганство, правонарушения и преступления, которых сейчас так много среди подростков, – это удел людей слабовольных, слабых телом и духом. Левченко внушает, старается внушить своим подопечным, что важно не просто жить, а жить достойно, чтобы оставить свой след на земле. И нет, как он считает, в этой задаче ничего неясного и таинственного. А в поиске нормальных достоинств каждого человека должно быть творчество и желание помочь другим, отдать им свои умения и знания – что и делает Левченко.

И еще. Нельзя не отметить, что успех и творческая деятельность каждого учителя в полной мере проявляются там, где он находит поддержку и взаимопонимание в коллективе.

В лицее № 319 в целом сложился хороший педагогический коллектив с нормальным психологическим микроклиматом.

Особенно хотелось бы отметить заместителя директора по учебно-воспитательной работе Елену Валерьевну Чумак и директора лицея Михаила Александровича Лебедева.

Елена Валерьевна по-деловому помогает руководителю физвоспитания, поддерживает все его полезные начинания, организует педколлектив на выполнение плановых мероприятий по физическому образованию и воспитанию учащихся.

Михаил Александрович постоянно держит на контроле и организует педколлектив на создание и поддержание необходимых условий для проведения уроков по физическому воспитанию, организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Он прилагает много усилий, чтобы сохранить атлетический клуб и все спортивные секции, хотя это в настоящее время очень не просто. В одной из бесед директор сказал: “Наш лицей создан и работает для учащихся, а не учащиеся для лицея и преподавателей, лицей не для Москвы и России, а для учащихся”. Так держать. Молодцы!

Послесловие. Сейчас часто на самых разных уровнях особенно именитые чиновники от педагогики сетуют, что в учебных заведениях много работает учителей пенсионного возраста. Да, много.

Но вопрос в том, какие они? Если такие, как Дмитрий Иванович Левченко, я за то, чтобы их было еще больше.

А.М. Альхимович,
главный специалист МГФСО

Рейтинг@Mail.ru