Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/1999
Архив

Юбилей нашего автора

Юбилей нашего автора

Алексею Антоновичу Иванову, заслуженному учителю России из Екатеринбурга, 70 лет
Сердечно поздравляем Алексея Антоновича и желаем ему многие лета!
И творческого вдохновения в придачу.

Щедрый человек, этот Иванов. Накопив за жизнь богатый педагогический опыт, он, не скупясь, предлагает его коллегам.

А познакомились (заочно) мы с ним так. Еще в первый год работы нашей редакции прислал нам Алексей Антонович письмо с просьбой: объявите читателям, что есть у него, Иванова, разнообразные методические разработки – поурочные планы по баскетболу, волейболу, спортивной гимнастике, лыжам – и он готов их выслать желающим. “Вышлите их нам, – в ответ написали мы, – газета их опубликует”.

Так и случилось. Поурочные планы Иванова у нас просто из рук рвали. Сами мы, будучи в командировках в разных городах, видели у учителей ксерокопии этих ивановских методических разработок. Особенно по баскетболу.

И свой 70-летний юбилей Алексей Антонович встречает не с пустыми руками. Как сообщает нам в своем письме в редакцию учитель физкультуры из Екатеринбурга В.П. Кушков, ко Дню города Иванов каждому руководителю образовательного учреждения города вручил новую универсальную программу для учащихся первых – одиннадцатых классов.

В отличие от ныне действующих программ, она знаменательна многообразием двигательных навыков, которыми должны овладевать учащиеся на определенных этапах обучения, чтобы эти навыки стали спутниками самостоятельных занятий на долгие годы.

Так, в первых классах главную задачу автор видит в обучении детей катанию на коньках или лыжах, по выбору школы. Преимущество отдается конькам, это и на практике в школах города подтверждено. Большинство школ имеют ледовые площадки (заливаются школьные стадионы, корты, баскетбольные или волейбольные площадки). Это позволяет учителю проводить уроки при школе, а не возить малышей в парки или близлежащие леса. Но если школа рядом с парком или лесом, ясно, что школа выбирает обучение катанию на лыжах.

Вторые классы должны овладеть “школой гимнастики” – обучение детей гимнастическим упражнениям, – основу которой составляют акробатические упражнения, развивающие гибкость, координацию движений, ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве.

В 3–4-х классах главная задача обучить детей плаванию – этому жизненно необходимому навыку, который останется на всю жизнь как прекрасное средство для самостоятельных занятий, закаливания организма и как охранная грамота при несчастных случаях на воде.

В 5–6-х классах – овладение навыками в парных спортивных играх, в настольный теннис и бадминтон, которые помогут самостоятельно заниматься в любом возрасте.

В 7–8-х классах – обучение командным спортивным играм: волейбол, баскетбол, для юношей футбол, хоккей с шайбой и с мячом.

В 9–11-х классах совершенствуется одна из спортивных игр по выбору класса или школой.

Профилирующим разделом программы для снежных районов является лыжная и конькобежная подготовки, а для южных районов легкоатлетическая подготовка, основу которой составляет бег. По выражению автора, бег – это “король здоровья”.

Универсальность программы еще в том, что в ней предлагаются шесть вариантов учебных часов для выбора школой, с учетом ее климатических условий, наличия спортивной базы, учебно-методического обеспечения, традиций школы и даже с учетом спортивной специализации учителя физкультуры.

Предусмотрено двух- и трехразовые занятия в неделю с двумя вариантами раздельного обучения девочек и мальчиков, начиная с первого класса. Дается новая структура построения урока из четырех частей с их конкретными задачами. Раздел гимнастики расширен за счет атлетической подготовки.

Описана новая поза сидения учащихся за партой (столом) во время рассказа учителя и ответов учеников, что снимает усталость позвоночника, предупреждает сутулость и искривление позвоночника за счет поочередного расслабления и напряжения мышц.

В программе расширен раздел “Основы знаний”: от режима дня до элементарных знаний по методике развития различных физических качеств при самостоятельных занятиях физической культурой; способы дыхания по методикам Бутейко и Стрельниковой; принципы раздельного питания; способы самоконтроля при занятиях физической культурой и спортом.

В старших классах предусмотрены умения по проведению подготовительной части урока перед занятиями различными видами двигательных действий (разминка) до проведения практических занятий в младших классах.

Разнообразно представлен раздел внеурочных и внеклассных мероприятий в школе, позволяющий педагогическому коллективу выбирать более приемлемые варианты. Особо описан раздел соревнований, который представлен “Положением о проведении школьных, районных и городских соревнований “Старты здоровья” по определению уровня физической подготовленности каждого ученика, класса и в целом учащихся всей школы, а также выявления лучших учителей “Мастеров педагогического труда”.

В программе даны таблицы требований к уровню физической подготовленности учащихся по всем разделам программы, составленные по анализу (результатам) районных и городских соревнований.

Многовариативность программы позволяет всем школам и каждой школе в отдельности выбрать лучший путь физического воспитания наших детей. Коллеги от всей души благодарят Алексея Антоновича.

Надеемся, что Алексей Антонович, один из первых и любимых читателями авторов газеты, и на сей раз пришлет нам свою программу. И мы сможем представить ее на страницах “Спорта в школе”.

Рейтинг@Mail.ru