Архив |
«Первым делом – выносливость!»Права предмета первой важности предоставлены физкультуре в учебно-воспитательном комплексе № 1837 Северо-Западного округа Москвы. Здесь в 1993 г. разработана и успешно осуществляется программа всеобщего обязательного обучения учащихся основам здоровья. Автор ее – преподаватель физической культуры Вячеслав Петрович ШПАКОВ, пропагандист, активист здорового образа жизни. Сегодня он делится своим опытом работы по укреплению здоровья школьников, представляем некоторые ее итоги.
В лаборатории педагога
Главным направлением моей деятельности на уроках является развитие выносливости и на этой основе повышение уровня двигательной активности учащихся. Выносливость – основа физической подготовленности. Она имеет первостепенное значение для жизнедеятельности человека, для оптимального уровня производительности труда (как умственного, так и физического). Выносливость – это и способность организма противостоять утомлению от выполняемой работы, следовательно, организм школьника способен выполнять и умственные нагрузки без снижения ее интенсивности. Двадцатишестилетний опыт моей педагогической работы с детьми и подростками, собственная активная жизнедеятельность и активность моих родных и близких позволяют мне определить суть физической подготовки для творческой, радостной жизни. Физическая готовность человека не только предохраняет от многих заболеваний, она способствует развитию хорошего самочувствия, того, что мы называем здоровьем, отчего в большей степени зависят работоспособность и счастье. А физическая готовность в первую очередь зависит от выносливости! Выносливый человек – физически сильный, стойкий, способный многое вынести, выдержать. Низкий уровень физической готовности организма отражается на настроении, работоспособности, приводит к своеобразной ущербности личности. Многие люди преждевременно старятся, так и не узнав, что значит быть в состоянии физической готовности. Они не изведали ни чувств по-настоящему здорового человека, ни радостного сознания того, что любое дело ему по плечу, любой костюм на нем хорош! Как же быть здоровым, быть всегда молодым, энергичным, шагать по жизни с песней? Простой и исчерпывающий ответ: природа помогает тому, кто делает энергичную физическую работу, кому не нужна гора мускулов. У него здоровые системы дыхания и кровообращения. Из всего многообразия физических упражнений я выбрал те виды, которые наибольшую пользу приносят именно этим важным системам. Такими видами упражнений являются упражнения для развития выносливости организма. На это и направлена моя программа “Здоровье”. Что же происходит в организме при выполнении упражнений по программе выносливости? Упражнения, выполняемые в умеренной интенсивности более 10 мин., оказывают заметное влияние на весь организм в целом, и в особенности на его дыхательную систему и систему кровообращения. 1. Сердце – центральный орган сердечно-сосудистой системы. В покое за сутки сокращается около 100 000 раз, при этом перекачивает кровь как насос в количестве 10 тонн через артерии и ткани. На частоту сердечных сокращений влияют физическая и нервная нагрузки, нервозность, болезнь сосудов и другие факторы. Сердце, подобно всякому хорошему насосу, способно почти десятикратно увеличивать свою производительность. Физические упражнения на выносливость в значительной степени оказывают тренирующее действие на сердечную мышцу, обеспечивая при этом необходимый приток крови преимущественно за счет увеличения ударного объема. Они вызывают ускорения потока крови и увеличивают его давление. Такое увеличенное давление при более высокой температуре активизирует процессы сгорания, при которых из сосудов и всего организма в целом удаляются жиры и отработанные продукты. Увеличивающийся поток крови получает более свободный проход, что позволяет сердцу снизить частоту сокращений. Снижение частоты пульса происходит еще и потому, что сосуды, приспосабливаясь к частым ускорениям потока крови, становятся более эластичными и даже увеличиваются в объеме. Попросту говоря, кровеносные сосуды выполняют гимнастику. Мозг, так же как и мускулатура тела, постоянно нуждается в кислороде и крови. По мере того как мышцы развиваются, рефлексы становятся более быстрыми, улучшается способность думать и действовать быстро и бодро, дневная работа выполняется качественно, потому что духовное и физическое здоровье позволяет поддерживать уровень напряжения постоянным, не вызывая переутомления в организме. Нетренированное сердце не может увеличить ударный объем, и потребность в крови удовлетворяется главным образом за счет увеличения числа сердцебиений. В результате сердце быстро устает, не справляясь с повышенным запросом организма в крови. Процесс восстановления энергетических запасов замедляется. Для сердца не имеет значения, какие мышцы работают, для него важна потребность в кислороде, которую предъявляет организм во время физических нагрузок. 2. Систему органов дыхания составляют легкие и воздухоносные пути. Вся кровь человеческого организма перекачивается через легкие, дыхательная поверхность которых превышает примерно в 75 раз поверхность тела. Смена вдоха и выдоха регулируется дыхательным центром, ритмически сменяя друг друга, обеспечивая прохождение воздуха через легкие и их вентиляцию. В легких из крови выделяется углекислота и другие продукты обмена, которые выдыхаются наружу. При вдохе кислород попадает в легкие, поглощается гемоглобином крови и разносится кровеносной системой по всему организму. В результате выполнения физических упражнений потребность в кислороде возрастает – дыхание учащается, восполняется недостающий кислород. Возрастающая потребность в кислороде при физической работе увеличивается в 10–15 раз, предъявляет большие требования к деятельности дыхательной системы. Если в покое частота дыхания равна 15–20 в минуту, глубина дыхания 300–600 мл, то есть легочная вентиляция 4–8 л (количество воздуха, прошедшего через легкие в 1 мин.), то при работе эти показатели достигают: частота дыхания до 40 и более в минуту, глубина дыхания до 1500 мл и более, то есть легочная вентиляция составляет 160–180 л воздуха. Поступающий во время физической деятельности умеренной интенсивности в большом количестве кислород быстро переходит в кровь, являясь необходимым для жизненного процесса. Физические упражнения по программе выносливости, выполняемые в умеренной интенсивности в течение 10–30 мин., позволяют добиться общеукрепляющего и оздоровительного эффекта, когда организм достигает устойчивого состояния и сердечно-сосудистая и дыхательная системы непрерывно, синхронно, не слишком напряженно удовлетворяют возросшие потребности в кислороде и питательных веществах. После таких доводов в пользу занятий физическими упражнениями нельзя не заняться повышением своей двигательной активности. Здесь уместно отметить, что сегодняшние уроки физической культуры с их застывшими формами и содержанием практически не оздоравливают и не закаляют ребенка. Два урока в неделю компенсируют лишь 15–20% гигиенической нормы движений, тогда как школа должна и может обеспечить ученику до 70% ежедневной физической нагрузки. Стало быть, для выполнения гигиенической нормы движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Это невозможно без интереса ребят к упражнениям без сознательного их выполнения. На мой взгляд, эти задачи решаются проведением нетрадиционных, нестандартных комплексных урочных форм занятий, таких, как урок-концерт, урок-состязание, урок-спектакль и т. д. Большое значение имеют образцово организованные внеучебные оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия. После уроков для детей необходимо создать условия для культурного проведения их свободного времени, для работы спортивных секций, оздоровительных групп, команд общей физподготовки. И все-таки первое место в школе отдано уроку. Урок – главенствующая форма жизнедеятельности детей в школьном пространстве. Я применяю проведение комплексных уроков общей физической подготовки, способствующих развитию биологических и психических свойств организма ребенка. Они направлены на осуществление активной двигательной деятельности, на развитие выносливости. Такие уроки позволяют выполнить значительный объем работы. Они многообразны по содержанию используемых средств, вызывают повышенный интерес у школьников и оказывают полноценное воздействие на психику и эмоциональные чувства детей. От меня, как от учителя, проведение комплексных уроков общей физподготовки требует обеспечения на них страховки, безопасности учащихся, постоянного контроля за функциональным состоянием организма школьников и регулирования нагрузки. Комплексные уроки двигательной активности требуют решения задач по разработке схемы единого годового планирования учебного материала по предмету “физическая культура” и массовых оздоровительных, физкультурно-спортивных внеучебных мероприятий. Схема единого годового планирования предусматривает: – изучение основ техники элементов движений (младший школьный возраст, 1–4-е классы); – закрепление приобретенных навыков и умений (основной школьный возраст, 5–8-е классы); – совершенствование техники исполнения элементов движений (старший школьный возраст, 9–11-е классы). Каждая четверть учебного года решает главную задачу – развитие выносливости организма школьника. Так, в I четверти традиционно проводятся: 1. Неделя оздоровительной ходьбы, марш-бросков, походов по родному краю. 2. Декада оздоровительного бега. 3. Неделя физических упражнений по развитию скоростно-силовой выносливости. 4. Месячник общей физподготовки, в который входит изучение упражнений по развитию общей, скоростной, силовой и скоростно-силовой выносливости. С первых дней учебного года в обязательном порядке организуется массовая оздоровительная, физкультурно-спортивная работа после уроков: – первенство школы по футболу среди сборных команд 5–11-х классов; – общешкольный день здоровья под девизом “Движение для здоровья”; – соревнования по общей физической подготовке “Здравия желаю, москвичи!” в соответствии с тестом-программой мэра Москвы завершают первый этап по развитию выносливости 27–30 октября. Физкультурные мероприятия проводятся на высоком организационном и спортивном уровне. Здесь важно не количество проведенных состязаний, а качество проводимой организационно-массовой и учебно-спортивной работы с детьми и подростками. А соревнования, праздники – венец, итог проделанной работы с учащимися и для учащихся. Не забыты задачи и по закалке детского организма. В сентябре–октябре 10–11 занятий проводятся на свежем воздухе. Во второй четверти поддерживается высокий уровень физической готовности, направленной на выработку скоростно-силовой выносливости. Занятия переносятся в спортивный зал. Температурный режим в спортивном зале поддерживается на уровне 12–15 градусов выше нуля, что исключает понижение двигательной активности у школьников, уровня общей выносливости детского организма, а моторная плотность урока остается высокой (95–98%). На уроках широко используется проведение веселых эстафет общей физподготовки. В этот период не утихает внеучебная физкультурно-оздоровительная и массовая спортивная жизнь школьников. К концу ноября ученики состязаются в силе, ловкости, координации, быстроте, выносливости на стартах веселых эстафет ОФП. В конце декабря торжественно открываются соревнования по гимнастическому многоборью среди девочек и мальчиков, выполнивших квалификационные нормативы на уроках физической культуры.
Третья четверть – пятьдесят два дня лыжной подготовки. Физкультурные занятия на чистом морозном воздухе, в лесном массиве в период с января по март в значительной мере закаляют и оздоравливают организм школьника, развивают аэробную выносливость и поддерживают его работоспособность в течение длительного времени. В это время стартуют зимние игры здоровья “Русские забавы”, подвижные игры “Малышок”, первенство школы по мини-футболу среди 3–4-х классов, чемпионат школы по баскетболу среди 5–8-х классов, личные соревнования по лыжным гонкам среди 2–11-х классов, общешкольный день здоровья “Мороз и солнце, день чудесный”. В четвертой четверти продолжается проведение нетрадиционных форм уроков физической культуры как в зале, так и на стадионе. Проведение комплексных уроков здоровья организуется по схеме: – декада упражнений на развитие силовой выносливости; – декада по воспитанию скоростной выносливости; – декада упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости; – неделя бега на выносливость; – шестидневка оздоровительной ходьбы, марш-броска. Внеучебная физкультурно-спортивная работа характеризуется проведением массовых зрелищных комплексных мероприятий под девизом “Физкультуре – физкульт-ура!”, посвященных Дню Победы: – праздник спорта и здоровья; – традиционные состязания по прыжкам в высоту на призы дирекции школы; – фестиваль спортивных, подвижных и русских народных игр. На летний каникулярный период дети получают самостоятельные личные планы и рекомендации, принимают участие в физкультурных и спортивных мероприятиях оздоровительных загородных и городских лагерей. Подводя итоги работы по развитию динамической готовности школьников, можно привести такие примеры развития выносливости. В 1993/94 учебном году половина учеников 1-го класса в беге на 1000 м показала высокие и средние результаты, а к окончанию начальной школы (1997 г.) таких было уже 98%. За пять лет работы по программе “Здоровье” (1993–1998 гг.) прирост высоких результатов у школьников 5–8-х классов составил 35%. За эти годы ученики начальной школы повысили свои результаты в подтягивании на перекладине в два раза, в упражнениях на гибкость, скорость, координацию на 10%. Школьники 5–7-х классов улучшили уровень физической подготовленности в среднем на 17%. В первые два года 67% рабочего времени, из 183 учебных дней, были потрачены на проведение уроков физической культуры в спортивном зале. За это время количество учеников 2–5-х классов, перенесших острые респираторные заболевания, в среднем составляло 20–36%. В последующие три года уроки в закрытом помещении составляли 35–40%, остальные были перенесены на улицу. В результате число школьников, болевших ОРЗ, уменьшилось до 10–11%, а посещаемость уроков увеличилась в 1,8 раза. Был опробован механизм адаптации, устойчивости и невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам природы. Единственное, что потребовалось от учителя, – это постоянное следование принципам: “Играя – оздоравливать, укреплять! Играя – воспитывать, развивать! Играя – образовывать, обучать!” Все это способствовало и повышению успеваемости школьников. Средний балл оценки по четвертям за пятилетие составил 4,38. Вместе с тем за пять лет внедрения личной программы “Здоровье” отдельные ученики имели и посредственные оценки. Так, в каждом из 22–27 классов за учебный год в среднем 9–11 учащихся получали удовлетворительные оценки. Я убежден, что комплексные нестандартные уроки физической культуры не требуют от учителя ничего, кроме желания, настойчивости, усердия. Это так просто, а что просто – то велико, а главное – полезно! Я стараюсь научить детей трудиться, развиваю и оберегаю их таланты, при этом сохраняю и укрепляю их здоровье, постоянно закаляю характер ребенка – фундамент личности человека. Минуло время, когда человечество старалось жить, руководствуясь древним изречением: “В здоровом теле – здоровый дух”. Сегодня за все нужно платить, в том числе за здоровье! Пришло время, когда надо жить по правилу: “Здоровое тело и душа – продукт здорового рассудка”.
В.П. ШПАКОВ, Вместо послесловия Прошло уже 5 лет с того самого дня, когда обычная средняя школа муниципалитета “Митино” г. Москвы приветливо распахнула свои двери перед подрастающим поколением. Впоследствии школа была преобразована в учебно-воспитательный комплекс. Вот и пролетели 885 учебных дней аллюром, отпели весенними майскими короткими ночами любимые моему сердцу митинские соловьи в скверах и рощах Московии. Вот уже пятикратно отцвела душистая черемуха и синеглазая сирень. Промелькнули пять весен, как отзвенела в лазоревой выси Подмосковья переливчатая трель жаворонка. Вот и минуло 5 лет работы по личной программе “Здоровье”. И наступило время подвести итоги за первую физкультурную пятилетку. Главное, что мне за эти годы удалось и удается, – привить детям понятие, что счастливое житье зависит только от них самих, от того, как они будут трудиться, как они будут заниматься своим здоровьем. Для этого нужно всего лишь стать здоровым. И доложить самому себе (можно и людям) коротко и просто: “Я большой охотник жить лет до девяноста”. Опечален я только одним. Пока не продвигается вперед практическое решение вопроса о сбалансированном питании и в этой связи о его оздоровительной цели. Какой уж здесь может быть разговор о рациональности питания? Многочисленные хождения по кабинетам начальников, отвечающих за питание школьников, все же позволили мне понять, что питание московских школьников самая больная проблема комитета образования. Однако и странностей здесь хватает: школьное питание, а отвечает за его состояние почему-то общепит! Стало быть, директор учебного заведения, где я работаю, не может решать, какие продукты закупать, как сбалансировать питание, чтобы оно было рациональным. А общепиту главное – взять денежки от образования, от детей. И все же я продолжаю свою политику в решении проблемы “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Промежуточный анализ итогов работы по личной программе “Здоровье” позволяет мне говорить, что моя технология обязательного обучения основам культуры верная, а потому дает положительные результаты в обучении всех детей, укрепляя, развивая и сохраняя при этом их физическое и психическое здоровье на всех этапах обучения. Это возможно только в коллективе с хорошими традициями, творческой атмосферой, а наш коллектив именно такой и есть! Тогда проблема взаимоотношений учеников и учителей сводится лишь к одному – мы все вместе думаем, планируем, организовываем учебно-образовательный, воспитательный и оздоровительный процессы так, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Есть много путей для достижения поставленной цели. А вот разумно обоснованным, целесообразным, действенным может быть только один. Как в той песне поется: “...первым делом, первым делом...”, так и в моей работе первым делом – выносливость! Следующая пятилетка – это XXI век, и работать нужно уже по проверенным концепциям, апробированным программам, эффективным технологиям, а не размахивать руками и не надеяться на русское "авось". Коллектив учителей УВК № 1837 готов и в дальнейшем претворять в действие программу “Здоровье”. Я и мои соратники по физкультурной работе идем вперед, только вперед – XXI веку навстречу! С уважением В. ШПАКОВ |